После долгожданной книги, посвященной жизненному пути О.Ф.Берггольц («Смерти не было и нет. Ольга Берггольц. Опыт прочтения судьбы» – М., Редакция Елены Шубиной, 2020), работы с переизданными дневниками крупного ленинградского поэта, стоит ли удивляться, что новое исследование (едва не сказала – роман) литературоведа и историка ХХ века Натальи Громовой затрагивает еще одного автора прошлого столетия – Варвару Малахиеву-Мирович. Менее известная современница Серебряного века, поэтесса второго ряда, мистик, богоискатель, наставница актрисы Аллы Тарасовой, а впоследствии автор интересных мемуаров о тоталитарной эпохе, Варвара Мирович вошла в наш культурный контекст как муза выдающегося философа-экзистенциалиста Льва Шестова.
Ее воспоминания, оконченные в 50‑х гг., дополнились внезапно обнаруженной перепиской с Шестовым, что дало исследователю возможность реконструировать события рубежа XIX-XX веков, когда еще безвестный начинающий литератор и сын мануфактурщика Леля Шварцман влюбился в красоту души незаурядной бонны Вавы, трудящейся у его родственников. Мы нередко подвергаем сомнению воспоминания Ирины Одоевцевой или Черубины де Габриак: возможно, писательницы были склонны преувеличивать чувства своих знаменитых поклонников по отношению к себе. Так, едва ли для Николая Гумилева так много значила юная поэтесса, а для вдохновенной хромоножки Максимилиан Волошин подвергал риску свою жизнь. Наталья Громова справедливо указывает, что слова Варвары Малахиевой об особом отношении к ней философа вызывали сомнение и у критиков. Не будучи красавицей или ярким дарованием, чем же могла вызвать такие глубокие безответные чувства у одаренного небедного юноши из интеллигентной среды эта уже немолодая девушка, зарабатывающая на жизнь наемным трудом, содержащая на гроши сестру, – компаньонка, средняя поэтесса, метущаяся от религии к марксизму и от духовных чувств к плотским соблазнам дочь своего сумбурного времени? Обнаруженные письма помогают пролить свет на эти сомнения, подтвердить правоту мемуаристки, каким бы странным это ни казалось поначалу. Мы убеждаемся, что любовь не только зла, но еще имеет хорошее чувство юмора.
Книга Громовой охватывает те ранние годы жизни Льва Исааковича, когда он и помыслить не мог о будущем роде занятий. Глубоко несчастный старший сын промышленника, против воли вовлеченный в семейное дело, утративший голос певец, отец незаконнорожденного ребенка, страдающий нервным расстройством и зарабатывающий гроши периодикой мыслитель ищет свой путь, но эти искания приносят ему лишь боль. Встреча с возвышенной, близкой ему по духу Варварой Малахиевой помогает философу попасть в череду событий, в конечном итоге приведших его к созданию трудов о Ницше и Толстом.
Исследование построено в форме комментариев к переписке (она в приложении) между Шестовым и Варварой, также в него включены письма философа к отцу и матери, к своим друзьям, фрагменты дневника Варвары, воспоминания дочери Шестова Натальи и его современниц. География книги охватывает Киев и Ниццу, Париж и Карлсбад, Воронеж и Москву, временные рамки происходящих событий – 1890-1920 гг. Мы попадаем в интеллигентную среду домашнего круга Шварцманов, встречаемся с философом Соловьевым и критиком Минским, юным восторженным марксистом Луначарским (также увлеченным Варварой) и Татьяной Куперник, мимо нас проходят Вера Муромцева-Бунина и ученый Венгерова, мелькают Брюсов и Бальмонт, приоткрывается «домашний» Лев Толстой. Порой мы с иронией оцениваем происходящее, забывая, кто перед нами, и становясь читателями «дамского романа». Столп философии представляется нам не самым однозначным человеком, запутавшимся в отношениях с четырьмя женщинами (горничной, Варварой, Анастасией и будущей женой), шантажирующим родителей своим слабым здоровьем. Варвара же не желает уступить влюбленной юной сестре человека, которого сама, в сущности, не любит, но вместе с тем влияние на которого она боится утратить. Братья будущей супруги Шестова – ярые антисемиты, промышленники Шварцманы видят брак с христианкой как худшее зло, в дело вмешиваются коммунисты, действующие через Варвару, и царская охранка, прибавляющая и без того закрученному сюжету драматизма.
Неблагополучие судеб эпохи Серебряного века связано как с революционными потрясениями (безответно любимый Варварой психиатр Шингарев становится жертвой озлобленных матросов; Анастасия Мирович теряет рассудок, тяжело переживая неустроенную личную жизнь и смутное время; друг и наставник Шестова Работников погибает от туберкулеза; внебрачный сын Шестова убит на войне), так и с образом жизни героев (Варвара сочетает богоискательство и скорбь по Шингареву, в то время как ее молодость проходит на глазах у одинокой матери; Елена Гуро угасает от болезни; Бальмонт становится пародией на самого себя; сын Скрябина по недосмотру тонет в реке). Однако главный герой книги Лев Шестов, несмотря на его теорию, что мир состоит из страданий, зацепляется за спасительный бакен в этом море мистических исканий, революционных ветров и душевных скорбей. Медик Анна Барановская, ставшая его гражданской женой и матерью его детей, приводит философа к душевному равновесию, поддерживая корабль его жизни на плаву.
Наталья Громова. Потусторонний друг. История любви Льва Шестова и Варвары Малахиевой-Мирович в письмах и документах. – М. : Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021.
Комментарии