Антон Зверев, обозреватель “Новых Известий”
Пусть будет что будет
1. Матвеев в моей жизни. В нашей… Вот и ответ. Матвеев – в жизни!
2. Мое жизненное кредо. Делай что должно, и пусть будет что будет. Знаменитая, вечнозеленая формула. В свое время, когда я редактировал “Педагогический калейдоскоп”, мы даже полосу сверстали под этим девизом с участием Л. Толстого, В. Войновича, В. Лакшина, Б. Гребенщикова, С. Соловейчика, В. Шаталова и других замечательных людей. Виктор Шаталов, помню, тогда возмутился: это как же “пусть будет что будет”? Учитель, милые мои, обязан предугадывать последствия своих поступков! А Лев Толстой обстоятельно комментировал первую часть афоризма: “Делай что должно”. Ну а действительно: что надо, что не надо делать в этой жизни? Всего не успеть, но каждый про себя знает: есть нечто на этой земле, что, кроме меня, никто и никогда не совершит. Этим “нечто”, на мой взгляд, и стоит заниматься. Не задумываясь о дальних результатах, будь что будет!
3. Мое педагогическое кредо. Вообще-то я не педагог. Но Ольга Мариничева говорит, что это не важно, сфера интересов все равно одна. Но мне от этого не легче: вся беда в том, что я не могу отделить педагогику от жизни. То есть я, конечно, понимаю, что это разные вещи, но снова играть в эти игры (там – подготовка к жизни, а тут – сама жизнь) не хочу и просто не считаю нужным. Я думаю, что в школе (в педагогике) все должно быть, как в хорошей жизни, только еще лучше. Вот, если угодно, мое профессиональное кредо.
Александр Лобок, педагог, культуролог, Екатеринбург
Требуется …культура смирения
Итак, вопрос первый. Что значил для меня В.Ф.Матвеев?
Увы, мне не довелось знать его лично. Но твердо могу сказать: мое обращение в педагогику произошло во многом под влиянием “Учительской газеты” матвеевских времен.
Я бы сказал так: она создавала для меня МИФ ДРУГОЙ ПЕДАГОГИКИ – легенду, мечту, НАДЕЖДУ на то, что возможна ИНАЯ школа. Иная по сравнению с той, в которой я сам в свое время учился. Иная не в том смысле, что в ней будут “лучше учить”, давать “больше знаний” и т.п., а иная прежде всего НРАВСТВЕННО, т.е. школа, не пронизанная духом цинизма и двойной бухгалтерии. И это – в застойные еще времена – создавало удивительный импульс жить.
“Учительская газета” тех времен впервые на моей памяти явила собой ГАЗЕТУ-СОБЫТИЕ – в том смысле, что она открывала сопричастность бытийному, подлинному, и крайне важно, что эта бытийность открывалась именно в области педагогики.
2. Мое жизненное кредо? Творчество, созидающее смысл. Такая работа, которая дает ощущение того, что жизнь не бессмысленна. А это далеко не всякая работа. Это не та работа, которая делает рабом, а та работа, в которой чувствуешь себя причастным Богу. Ведь сказано: сотворил по образу и подобию своему. А стало быть, сотворил способность творить, способность быть демиургом. Способность создавать из ничего что-то. Когда вначале – лишь тьма и дух над водами, а после – и райский сад, и древо познания добра и зла, и тьма искушений, и выход из этой тьмы. Выход, который и есть работа. Когда, как раб, впрягаешься в арбу бессмыслицы и тянешь, зубы сцепив, этот свой воз неподъемной жизни, НО, ДУХОМ ВЕДОМ, ОБРЕТАЕШЬ ВДРУГ СМЫСЛ и понимаешь, что именно в этом своем движении ты не раб, а БОГ. Бог как… ипостась раба. Бог, который сам творит мир, преодолевая свое рабство и ощущая свою причастность некоему абсолюту, некоему пределу.
И это работа, которая дает силы жить. А стало быть, дает ощущение счастья. Потому что счастье – это со-у-частие. Со-при-частие бытию. Сопричастие чему-то ПРЕДЕЛЬНОМУ в жизни, культуре, истории. Сопричастие Богу (при том, что я совершенно нерелигиозен). Ощущение собственной значимости – не просто для других, кто вокруг меня, но и для тех, кто будет когда-нибудь, когда меня уже не будет. Вера в то, что делаемое мной оставит след в культурной памяти человеческой и, дай Бог, сделает тех, кто придет завтра, хотя бы немного более счастливыми, чем мы. Радость от того, что счастье возможно и что мне даны силы хоть как-то соучаствовать в этом…
3. Мое педагогическое кредо? Пожалуй, оно совпадает с жизненным.
Беда школы не в том, что она пестует в ребенке смирение. Беда в том, что она пестует бессмысленное смирение. То есть смирение, не отягощенное смыслом. Когда препарированная учебником и программой культура воспринимается как нечто отчужденное и даже враждебное человеку. И потому иезуитство школьного смирения перед учебником и программой оборачивается полной утратой смысла.
Требуется же культура смирения, когда через смирение перед культурой открывается путь в культуру, открывается сопричастность культуре, открывается способность ребенка (равно как и взрослого) быть соразмерным культуре. И если я могу построить школу как культуру ТАКОГО смирения – значит я состоялся как учитель.
Алексей Волохов, зам. председателя, директор научно-практического центра Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций, доктор педагогических наук
…И выброс адреналина в крови
1. В.Матвеев в моей жизни
Мы не были знакомы. Однако по роду своей деятельности я часто сталкивался с тем, чем занимался В.Матвеев. Не могу сказать, что моя реакция всегда была положительной, но какой бы она ни была – адреналин в крови увеличивался. Поэтому на вопрос хотелось бы ответить так: незнакомый коллега.
2. Жизненное кредо: работать, работать… Зачем? Для кого?.. Работать, работать!
3. Педагогическое кредо: вместе. Все в моей жизни связано с детскими общественными организациями. Уверен, что они являются единственным социальным институтом, где к жизни не готовятся, а живут этой жизнью. Поэтому: вместе создаем организацию – вместе решаем, что делать – вместе делаем – вместе украшаем жизнь – вместе становимся лучше.
Валентина КОСТОМАХИНА, директор санаторной школы-интерната ? 4 г. Усолья-Сибирского Иркутской области. Отличник народного просвещения. Директор высшей категории
Я села в свой поезд
1. В.Ф.Матвеев в моей жизни. В моей педагогической деятельности был такой период, когда по настоятельной просьбе первого секретаря ГК КПСС я перешла на работу в школу-интернат директором, работая до этого директором общеобразовательной школы. Я не ставила никаких условий, не выдвигала никаких требований. Я просто поняла, что мне верят, на меня надеются, что именно я нужна коллективу, в котором произошел какой-то надлом, здорово пошатнулась атмосфера добра, разума и справедливости.
Некогда единый и дружный коллектив раздирали противоречия. Они стали открытыми для города, области, Москвы. И многие газеты, в том числе и “Учительская”, пытались в своих статьях дать оценку случившемуся. Это еще больше усиливало борьбу, противостояние сил.
Сейчас об этом никому уже не хочется вспоминать, но и забыть этого тоже никто не может.
А я никогда не забуду встречу в июне 1987 года с Владимиром Федоровичем Матвеевым – главным редактором “Учительской газеты”. Находясь в Москве в командировке с целью изучения опыта работы санаторного интерната г. Москвы для детей, больных сколиозом, я пришла к нему на встречу в его рабочий кабинет. Я почему-то не испытывала ни волнения, ни страха. Может быть, потому, что на мне не было никакой вины за сложнейшее состояние коллектива. Сама я не из робких и очень застенчивых – всегда и везде занимала твердую жизненную позицию, да и рядом со мной на встрече была врач нашей школы.
Я помню все до мельчайших подробностей, хотя это было 11 лет назад: небольшой, очень скромный кабинет редактора, его любезность и глубокое внимание к нам, все его вопросы и наши ответы (было и у нас много вопросов к нему), как он при нас перелистал подшивку своей газеты, еще раз прочитал все о нашей школе, пригласил к беседе некоторых своих сотрудников. Нам сразу стало ясно все: визит именно к этому человеку был для нас необходим. И на прощание он сказал нам: “Поезжайте спокойно домой, все сделайте для окончательного разрешения конфликта и о своих успехах, при вашем желании, напишите мне”.
Инцидент давно исчерпан. Все участники тех давних событий продолжают работать в школе, отгремевшие бои забыты. Коллектив нашей школы-интерната работает с полной отдачей всех творческих возможностей, осуществляя на хорошем уровне лечебно-образовательный процесс. Мы – “Школа года-97” и “Школа года-98”. Мы – участники областных и городских конкурсов.
Мы учим практическим изменениям и навыкам в учебной и воспитательной работе студентов нашего педагогического училища.
О многом добром и интересном могли бы рассказать мои коллеги и наши дети человеку, который поверил нашей маленькой делегации из далекого сибирского города, вселил в меня уверенность и надежду, и все это я передала своему коллективу на всю жизнь его. Но… пишу в газету в рубрику в честь этого человека.
Именно после встречи с ним “Учительская” стала моей любимой газетой на всю жизнь.
2. Мое жизненное кредо. Я села в свой поезд благодаря моим умным и добрым учителям, заботливым и внимательным соседям, моим наставникам из Иркутского педагогического института, которые помогли мне утвердиться в жизни, правильно выбрать жизненную цель.
Трудиться ради блага людей,
сердце отдать детям
(чтобы запомниться им всем на всю жизнь).
Этапы жизненного пути были сложными: полусиротское детство (мне было два года, когда умерла моя мать), полуголодное студенчество, тяжелые учительские будни. Но результат есть: хорошая дружная семья; 30 лет нашему супружескому браку, 3 детей, 3 внуков. Я, как и прежде, люблю школу со всеми ее сложностями и радостями. Совесть моя чиста, у меня много друзей.
Упаси вас Бог познать заботу
об ушедшей юности грустить,
делать нелюбимую работу,
с нелюбимой женщиною жить. (И мужчиной тоже. – Приписка моя. – В.К.)
К. Ваншенкин
3. Мое педагогическое кредо.
Гостей своей школы принимаю по мере возможности лично. Контакты с людьми обогащают и развивают. Злость недопустимо изливать на подчиненных. Не позволяю себе вести беседу с подчиненными резко. Но всегда в соответствующей форме выражаю свое недовольство. Требую большего от себя самой, но к инициативе своих подчиненных отношусь доброжелательно и с искренним интересом. Помню, что всем угодить невозможно. Поэтому не огорчаюсь по этому поводу. Никогда не льщу, потому что мстительность – отталкивающая черта характера, она приносит лишь новых врагов. Не боюсь просить о помощи. Мои сотрудники – мои партнеры. Я доверяю им самостоятельную работу. Всегда обращаюсь за советом к моим ближайшим помощникам.
Знаю, что хороший пример кстати. Стараюсь быть доброжелательной, приветливой, открытой и дружелюбной. Никогда не подчеркиваю своего превосходства в той или иной области.
Никогда не отказываюсь от личной жизни, не пренебрегаю интересами семьи. Служебное помещение с яркими мелочами, мне приятными, превращаю в удобный рабочий кабинет, без однообразной официальной обстановки. В одежде сохраняю привычный стиль. Стараюсь одеваться элегантно, не кричаще.
Разбор полетов
Кто хочет и может стать Сперанским?
В июне была опубликована моя статья “Пока сердца для чести живы” – о необходимости возрождения под той же царскосельской сенью и с той же целью Пушкинского лицея (а именно – подготовка юношества, особенно предназначенного для важнейших сторон службы государственной). Напомню, учеба для недорослей в нем шла шесть лет и была приравнена к среднему и высшему образованию, и вот Сашенька Пушкин восемнадцати лет от роду, как и его сотоварищи, получил “распределение” в государственные места, лично он – в Коллегию иностранных дел. (Мид, стало быть).
А наши дети – чем хуже?
Так вот, пока я готовила подборку откликов на эту тему (обзванивала именитых слуг народа), мою инициативу перехватили… дети. Ребята из нашего молодежного клуба “Алый парус”, выпускающие раз в месяц “Алый парус” в газете. Подхватили и придумали свою акцию: “Сердца для чести” (см. ближайший выпуск “АП”).
Что ж, им и карты в руки. Мы же с вами, взрослые, должны подумать, как на практике в наших школах реализовать главную задачу нашего времени: воспитание правящей (и всей прочей) элиты России ХХI века.
Мне теперь кажется, что одним лицеем, пусть и Царскосельским, не обойтись. Должна быть ассоциация школ, вузов и клубов под названием “Пушкинский лицей”.
А вы что скажете?
И еще, нужен Сперанский (возможно, коллективный), кто берется составить по всем этим материалам “записку государю”. Хоть нынешнему, хоть следующему. Итак, объявляем конкурс на замещение вакантной должности Сперанского. Участвуют все желающие. На подготовку программы у нас есть ровно год. Старт – сентябрь 2000 года.
До встречи!
Р.S. Ряд СМИ уже изъявили желание участвовать в нашем проекте. Наши двери во всех смыслах открыты для сотрудничества.
Ольга МАРИНИЧЕВА
Комментарии