Занятие на тему «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?».
Цели занятия
1. Формирование у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню.
2. Знакомство с историей возникновения каши.
Оборудование: плакаты; пословицы и поговорки; художественные произведения о каше; гербарий растений (рожь, пшеница, овес, горох); крупы (гречка, манка, рис, овсянка, пшено); деревянные ложки; скатерть; салфетки; чайные ложки; розетки; медали.
Ход мероприятия
I. Вступительная беседа.
Сегодня мы узнаем много интересного из истории каши, послушаем стихи о ней, отведаем каши, которые приготовят ваши одноклассники совместно с родителями, и, конечно, встретимся с нашими постоянными друзьями и помощниками. Встречайте их.
В класс входят Зелибоба, тетя Нина, Катя, Кубик.
II. Катя: Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
Кубик: Это, наверное, говорят о слабеньких.
Тетя Нина: Правильно. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Вы можете есть ее на завтрак. А вы знаете, из чего варят каши? Я расскажу вам о приключениях зернышка.
Рассказ сопровождается показом рисунков.
Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил. В колоске появилось много зернышек. Почему? Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили, достали зерна. Из зерна сделали крупу, из крупы сварили кашу.
III. Игра «Знаток».
Учитель: Предлагаю по виду колоска определить название растения, а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и тоже назвать ее. Обратите внимания на форму крупы, ее размеры, цвет.
Учитель показывает детям пшеницу, гречиху, овес, рожь, просо. Пшеница (манная крупа, пшеничная крупа); овес (овсяные хлопья); гречиха (гречка); просо (пшено).
IV. Конкурс загадок.
Катя: А я знаю загадку про замечательное растение – пшеницу. Из нее делают муку, пшеничную и манную крупы.
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает?
Тетя Нина: А теперь попробуйте отгадать загадки, которые мы с Кубиком приготовили.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)
Кубик: Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (Гречневая каша)
Тетя Нина: Золотист он и усат
В ста карманах – сто ребят. (Колос)
Кубик: Как в поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (Овес)
Тетя Нина: В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом. (Пшеница)
Кубик: Весь из золота отлит,
На солнышке стоит. (Колос)
Учитель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Много упоминается о кашах в русском народном творчестве, в том числе в пословицах и поговорках.
V. Игра «Пословицы запутались».
На доске записаны фрагменты пословиц и поговорок о каше. Вы должны собрать целые пословицы.
VI. Учитель: Особое место в русской кухне отводилось кашам. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании, была одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». Поэтому каша часто упоминается в колыбельных песнях, пестушках, потешках. Давайте послушаем их.
Звучат образцы народного творчества в исполнении ребят и учителя.
VII. Игра «Угадай сказку».
Учитель: Сейчас мы проведем игру «Угадай сказку» по отрывкам из сказок и рассказов, «героем» которых является каша.
Ребята должны угадать название произведения и его автора. Самым активным детям дается жетон, а по окончании игры медаль «Умник».
VIII. Инсценирование сказки «Каша из топора».
IX. Кубик: Вот теперь я знаю, почему полезно есть кашу. Я очень хочу быть сильным. Только она не всегда бывает вкусной.
Тетя Нина: А вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?
Зелибоба: Я знаю. Я слышал, говорят: «Кашу маслом не испортишь».
Тетя Нина: Правильно. Но в кашу можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши, может положить орешки.
При помощи фруктовых и овощных соков можно изменить цвет каши, сделать ее внешний вид более привлекательным. Специалисты рекомендуют добавлять в каши по одной чайной ложке сырых отрубей или дрожжей. Это позволит увеличить количество потребляемых вами витаминов. На завтрак можно предложить и творожное блюдо, блюдо из яиц. Дополнительно – сыр, рыбу, сосиски. В качестве питья лучше всего какао – наиболее питательный напиток.
А сейчас мы проведем конкурс «Самая вкусная и полезная каша», в котором будут участвовать ребята вместе со своими мамами. Они должны при помощи добавок придумать свою кашу, дать ей оригинальное название и рассказать о ее полезности.
Пока «повара» готовят кашу, учитель рассказывает о ее историческом прошлом.
Х. «Из истории каши». (Сокращенный вариант.)
Учитель: Кашу величают в народе «праматерью хлеба». Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Получилась лепешка. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Так согласно легенде из каши появился на свет хлеб.
Находки археологов свидетельствуют, что каша была известна нашим предкам более 1000 лет назад – именно таков возраст каши, обнаруженной в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине.
Свадебный пир в Древней Руси называли «кашей». Варить кашу на пиру поручалось наиболее уважаемым почетным гостям. Молодых осыпали зерном. А на самой свадьбе молодых кормили кашей.
Без каши на Руси не обходились также рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа.
Существовало великое множество способов гадания на каше. Чаще всего объектом гадания был будущий урожай. Например, накануне Рождества, когда едят кутью, был распространен такой необычный способ предсказания урожая. Хозяин дома, зачерпнув целую ложку этой каши, швырял ее под потолок: чем больше зерен прилипнет к потолку, тем богаче урожай.
Самыми распространенными в России крупами для каш всегда были просо, ячмень, овес, гречка, рис.
А сейчас наша комиссия и ребята оценят каши, которые приготовили наши маленькие шеф-повара.
Дети представляют каши. Учитель обращает внимание на соблюдение ребятами правил личной гигиены (вымытые руки, использование «личной» ложки, дегустация не из общей тарелки, а из отдельной тарелки или розетки), а также правил этикета.
ХI. Жюри определяет победителя. Вручаются медали.
Марина КИСЛИЦЫНА, учитель начальных классов Сайгинской средней школы, Томская область
Комментарии