Татьяна Валериевна Коваль, учитель украинского языка, директор 9-й гимназии города Симферополя, начинала участвовать в конкурсе «Учитель года» в Украине, а вот закончила уже в России. Этот конкурс в Украине проходит немного по-другому, так, в 2014 году в нем было только пять номинаций: «Начальные классы», «Трудовое обучение», «Украинский язык и литература», «География» и «Директор школы». Причем участники в каждой номинации проходят испытания в разных городах. Татьяна Валериевна, участвовавшая в номинации «Директор школы» и ставшая победителем регионального этапа, должна была ехать в город Кировоград. Но судьба распорядилась иначе, Татьяна Валериевна давала свой урок украинского языка в подмосковных Мытищах.
Пятиклассники за 45 минут не только узнали новые для себя украинские слова, поговорки, песни, но и почувствовали, что им нравится говорить на украинском языке. Урок прошел на одном дыхании, чувствовался не только высочайший профессионализм Татьяны Коваль, ее эрудиция, но и ее желание увлечь подмосковных ребятишек украинским языком. И конечно, всех покорила эмоциональность учителя, прекрасное владение словом. Примечательно, что учитель широко использовала на своем уроке отрывки из различных мультфильмов, проводила параллели между русским и украинским языком, учила находить детей общее и видеть различия.Люби всех детей, как своих собственныхРодилась Татьяна в небольшом городе Ирпень под Киевом, после 8-го класса поехала учиться в киевское педагогическое училище №1, что на Львовской площади. То, что она станет учителем, четко знала еще с раннего детства. Когда бабушка, работавшая учителем начальных классов, болела, Татьяна, тогда еще ученица старших классов, с радостью ее заменяла.- Я никогда не мечтала о торговой работе, о сухой канцелярской, об аграрной или медицинской, хотелось работать с детьми. В начале моей профессиональной деятельности бабушка дала мне такие напутственные слова: «Люби всех детей как своих собственных, и это будет залогом твоего успеха». С годами я убедилась в их правдивости. Я всегда любила детей, помогала им достичь успеха, поддерживала их таланты, и когда работала учителем начальных классов, с этого началась моя трудовая деятельность в родной школе, которую сама окончила, и на должности учителя украинского языка и литературы, и на должности руководителя школы, – говорит Татьяна Валериевна. – Я очень хорошо помню свой первый набор 1993 года. С этими детьми мы были с первого до одиннадцатого класса, первый учитель превратился в классного руководителя, мы росли и взрослели вместе, вместе влюблялись. Прошло больше десяти лет, как мои первые выпускники выпорхнули за школьную дверь, но мы и сегодня с ними остаемся большими друзьями. Методы и формы работы, которые я использовала в течение всей своей деятельности, изменялись и совершенствовались, но мой подход к работе, мои педагогические принципы оставались неизменными: кроме знаний ежедневно дарить детям любовь, добро, искренность, улыбку и материнское тепло. А дети – это сильнейший индикатор на чистоту, их не обманешь. Как мы к ним относимся, так и они отвечают нам.В роще бога АкадемаПроработав какое-то время в Киеве, Татьяна вышла замуж и вернулась в родной Ирпень, где родилась дочка Анна. Однако со временем семья приняла решение переехать на родину мамы. Так в 1993 году Крым и Симферополь стали родными уже навсегда. А дорогу в крымскую педагогическую жизнь дала средняя школа №38 города Симферополя. Именно здесь Татьяна Валериевна состоялась и как учитель, и как заместитель директора по учебно-воспитательной работе. А все потому, что рядом оказались мудрые наставники – директор школы Виталий Константинович Стоцкий и начальник управления образования Ирина Васильевна Шихорева, которые заметили, научили и поверили. «Я всегда буду благодарить судьбу, что эти люди встретились мне в жизни, мой сегодняшний успех – это и их успех», – говорит Татьяна Валериевна и просит обязательно о них написать, а в глазах ее читается искренняя признательность этим мне незнакомым людям.Работая учителем, Татьяна Валериевна определила для себя формулу успеха: «индивидуализация + дифференциация + активность + новые педагогические технологии». Татьяна Валериевна так организовывала обучение, чтобы ребята могли свободно общаться, совместно действовать и самостоятельно добывать знания. Именно это и повышает эффективность и качество обучения.- Когда-то в древности греческий философ Платон основал школу в роще бога Академа. Так возникла первая академия, но обучение в ней менее всего было похоже на изнурительный труд. Ученики Платона постигали премудрость на прогулках в роще или во время многочасовых бесед. А может быть, правы были древние мудрецы, воспитывая себе смену именно так, в свободном общении, – рассуждает Татьяна Коваль. Лучше всего, по ее словам, свободное общение достигается за счет использования интерактивных методов обучения. Например, при изучении темы «Правописание служебных частей речи» группы формируются так, что в каждую из них входят сильные и слабые ученики. Капитан и штурман – это сильные обучающиеся, два других – матросы. Сначала все слушают сообщение капитана, затем штурмана, потом каждый из матросов прорабатывает свой вопрос либо с капитаном, либо со штурманом. Преимущество такой работы в том, что каждый проговаривает ответ несколько раз, будучи и обучаемым, и обучающим, каждая группа работает в своем темпе. Штурман оценивает знания членов своего экипажа и ведет лист учета знаний по теме.На вводных уроках или уроках-обобщениях учитель разбивает материал на фрагменты, логические или смысловые блоки. Группа изучает, но каждый член группы работает над своим заданием, затем ребята, изучающие подобные вопросы, но находящиеся в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем возвращаются в свои группы и обучают других тому, что узнали сами. Все члены группы внимательно выслушивают друг друга и ведут записи в тетради. Оттого как подготовится каждый, зависит не только его оценка, но и оценка всей группы. Учитель же выступает в роли консультанта, «скорой помощи». – Какие же первостепенные задачи вы ставили перед собой как учитель?- Во-первых, повысить познавательную активность обучающихся, во-вторых, сформировать критическое мышление к научной мысли, в-третьих, сформировать способность работать с различными источниками, быть мобильным интеллектуалом – современником, но при этом уважительно относиться к достижениям прошлых лет, и, наконец, создавать условия, обеспечивающие социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой деятельности.Трудно не значит невозможноВ 2004 году Татьяну Валериевну назначили на должность директора гимназии. Ей было тогда всего 34 года. Татьяна Коваль пыталась создать такое учебное заведение, куда дети и учителя с радостью хотели бы идти ежедневно.- Как директор гимназии я требовала от своих учителей умения слышать ученика, постоянно видеть его, знать, чем он живет и как ему в семье живется, с кем он дружит, что ест, как себя чувствует. – А как сформировать успешного ученика?- Я рекомендую учителям в первую очередь изучить структуру умственного развития ребенка, ведь каждый ученик своеобразен в своем индивидуальном развитии. Как администратор я требовала от учителей много знаний, умений, любви, уважения, добра и педагогической интуиции, чтобы разобраться в особенностях детской психики, вовремя разглядеть и развить талант. Учителя должны отыскивать «ключики» к каждому ученику, формировать в них веру в собственные силы, уверенность в своих возможностях, веру в завтрашний день, светлый и успешный. Ученика нужно убедить в том, что он особенный, что именно он имеет большой талант, что он умеет решать сложные задачи, что трудно не значит невозможно.Как педагог-практик хочу сказать, что теплое, искреннее отношение к воспитанникам, создание в обучении ситуации успеха сводит к минимуму волнения и страхи школьника, обеспечивает развитие и самореализацию его личности. Мало знать, надо и применятьТатьяна Коваль неотъемлемой частью своей работы считает проектную деятельность. По ее мнению, литература как учебный предмет – замечательная плодородная почва для проектной деятельности- Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учеников, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю решить проблему приобщения к чтению. Знания по истории, мировой художественной культуре, дисциплинам, смежным с литературой, могут и должны помогать в работе над литературными проектами. Работа моих учеников над проектами «Стихи Тараса Григорьевича Шевченко в творчестве современных музыкантов», «Улицы города рассказывают», «Литературная карта Симферополя», «Леся Украинка и Крым», «Словари украинского и русского языков», «Михаил Коцюбинский и Крым» мотивировала их на творчество, помогала им делать свои маленькие, а может, – кто знает! – и большие открытия, – убеждена учитель.Современный урок языка и литературы, по мнению Татьяны Валериевны, должен обеспечивать свободу общения и радость творчества, чтобы искорки интереса не пропадали в глазах детей. Особое внимание, но очень осторожное, нужно уделять использованию информационных технологий на уроках языка и литературы.- Компьютерная поддержка делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным, – считает учитель. Главное – не переусердствовать, чтобы с урока не исчезло СЛОВО.Пусть у нас поменьше будет уроков-борьбы и побольше уроков-улыбок, радостных, добрых и интересных. А еще, как писал немецкий классик Иоганн Гете: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать – надо делать».Татьяна Коваль – человек, который все время стремится к развитию и самосовершенствованию. Освоив премудрости директорской стези, она решила выйти на новый уровень. Сейчас Татьяна Валериевна работает в Крымском федеральном университете имени В.И.Вернадского начальником отдела профориентационной работы и организации набора студентов. Вместе с коллегами придумывает новые проекты, направленные на привлечение школьников для обучения в университете, на формирование мотивированного выбора будущей образовательной траектории, будущей профессии….Любимая поэтесса Татьяны Коваль – Лина Костенко. Она перечитывает ее по многу раз, ее стихи помогают, когда на душе смутно, они дают силы жить и верить. Впрочем, по натуре Татьяна Валериевна оптимист, светлый и мудрый человек, любимая дочка, мама, теща и, конечно, бабушка. Я вибрала Долю собi сама.I що зi мною не станеться, У мене жодних претензiй немаДо долi – моєї обраницi.Да, у каждого человека своя судьба, – говорит она. – Кто-то жалуется на нее, а я всегда благодарю за все, что имею. Спасибо за родных и любимых людей рядом. Спасибо за место рождения – лучший в мире город Ирпень. Спасибо за прекрасных учителей, которых было очень много в моей жизни. Спасибо за друзей, которые рядом всегда. Спасибо за профессию, которой я всегда живу. В народе говорят, что профессия учителя от Бога, а остальные профессии от учителей. Это действительно так…Конкурс стал заключительным аккордом в моей педагогической деятельности в системе среднего общего образования. Я поняла, что поднялась на вершину большой горы, путь был долгий и трудный – целых 25 лет, но счастливый. Я никогда не пожалела в своей жизни, что стала учителем, – говорит в завершение нашей беседы Татьяна Валериевна. Методический материал Татьяны Коваль читайте на сайте «Учительской газеты» http://ug.ru/method_category/190.Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/53.Симферополь, Республика Крым
Комментарии