search
main
0

Матричное управление. В чем секрет успеха «Горностая»

Новосибирской гимназии №6 «Горностай» всего 17 лет – совсем юношеский возраст. Она известна не только в Сибири, но и во всей России. Дважды победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», обладатель Всероссийской национальной премии общественного признания «Золотая птица» в номинации «Лучшая организация РФ, возглавляемая женщиной, в области образования», лауреат Всероссийского конкурса «Лучший школьный дизайн», победитель VIII Всероссийского конкурса «Больше изданий хороших и разных» в номинации «Лучшее школьное издание», лауреат в номинации «Добровольчество в образовательных учреждениях» Всероссийской национальной общественной награды в области добровольчества, лауреат в номинации «Экологическое образование и просвещение» Национальной экологической премии «Экомир» РАЕН… И это победы только на федеральном уровне, а есть еще, разумеется, на городском и областном. В 2009 году выпускники «Горностая» были лидерами в городе по количеству золотых и серебряных медалей. Это неудивительно, учитывая, что 18 преподавателей гимназии отмечены президентскими грантами в рамках ПНПО. Наверное, успехи гимназии объясняются ее… расположением – она находится в Академгородке Новосибирска, где всегда формировалась интеллектуальная элита России.

– Наш секрет, – говорит Ирина Германовна ПУТИНЦЕВА, директор гимназии «Горностай», тоже, разумеется, победитель конкурса нацпроекта, а кроме того, женщина года-2007 города Новосибирска и профессионал Сибири-2007, – объединение мотивированных человеческих и интеллектуальных ресурсов для развития в ограниченные сроки и в пределах ограниченных ресурсов. Мы стремимся, чтобы гимназия стала территорией развития интеллекта учеников, учителей, родителей, окружающего сообщества. Наш девиз: «С любовью идем в будущее!».

Именно составляющие этого секрета я и пыталась выведать в интервью с Ириной Германовной. Однако интервью с директором превратилось в своеобразный «круглый стол» – вероятно, потому что одно из главных направлений программы развития гимназии – демократизация управления.

Ирина ПУТИНЦЕВА:

– С самого начала, когда в 1992 году появилась новая школа, первым директором которой стала Татьяна Юрьевна Соколова, было выбрано инновационное направление развития. Тогда это была школа с углубленным изучением английского языка, но не только – реализовывался проект «Школа творческого развития и свободного выбора». В 1998 году директором стала Ольга Андреевна Береснева, стратег, новатор. По ее инициативе создавались проекты «Школа – центр местного сообщества», «Гражданин рождается в школе», «Общественно-ориентированное образование», «Демократизация управления школой». В 2001 году мы получили статус гимназии. Я, можно сказать, выросла на их идеях, училась и в Москве, и в Америке, а став директором в 2006 году, продолжила развивать их с помощью коллектива, который у нас состоит не просто из грамотных, увлеченных, но еще и амбициозных людей.

В 2006 году Новосибирская область как раз вошла в Комплексный проект модернизации образования, и это нам очень помогло. Мы изучили положения КПМО, поняли, что появились широкие возможности для реорганизации системы управления для того, чтобы образование стало открытым для общества. Организовать систематическое и активное участие родителей и школьников в реализации образовательных и социальных программ непросто. К тому времени у нас уже был накоплен опыт и общественно активной школы, и ученического самоуправления. Существовал совет взаимодействия – родители приходили, со всем соглашались и уходили. Когда я стала директором, и я, и мои заместители были поставлены в равные условия. Когда начали менять структуру управления, вышли на необходимость создания управляющего совета – коллегиального органа самоуправления, предназначенного для анализа ситуации, оценки работы и выработки стратегии развития гимназии. Обратились к родителям, которых привлекала деятельность гимназии. Гимназию в Академгородке знают благодаря общественно полезным проектам и акциям. Например, в День знаний перед «Горностаем» собирается весь микрорайон – праздник проходит ярко, красочно. В конце учебного года организуем карнавальное шествие по Академгородку. Пользуется популярностью церемония награждения знаком «Золотой Горностай» лучших учителей, учеников, родителей, партнеров, меценатов. В сентябре 2006 года на родительских собраниях мы предложили родителям участвовать в управляющем совете. В итоге они начали потихоньку становиться нашими сотрудниками и приводить за собой других. Например, Ирина Ивановна Лепихова предложила себя в качестве начальника отдела маркетинга, дабы продвигать гимназию во внешней среде. Она познакомила нас с предпринимателем Олегом Германовичем Яковлевым, который позже стал руководителем управляющего совета. Так появилась первая команда.

Олег ЯКОВЛЕВ, руководитель управляющего совета:

– Когда ты руководитель фирмы, можешь сам планировать свое время. У меня в гимназии учатся трое детей, я считаю, что могу повлиять на условия обучения. И мои предложения нашли отклик в администрации гимназии, что очень радует. Управляющий совет – это орган управления по принципу учета потребностей всех заинтересованных сторон: детей, родителей, администрации, общества. Его решения – стратегические, касающиеся предназначения организации, ее целей, результатов деятельности. Нам важно добиться инвестиционной привлекательности гимназии. И перед нами встали сложные вопросы – как соединить бизнес-технологии и образование. Тут нам очень помог Тимур Дамирович Ядгаров, ранее бизнес-тренер УРСА-банка, сейчас ведущий тренер крупной консалтинговой компании в Москве. В течение полугода он проводил тренинги и с учителями, и с родителями, и с администрацией. В результате мы создали видение нашего будущего – наш бренд, то чего мы все хотим и добиваемся. Миссия гимназии – воспитание нового поколения талантов и лидеров России. Ее продукт – высокий уровень знаний выпускника – это путь в лучший университет и его активная жизненная позиция. Позиционирование – высокопрофессиональные наставники, ведущие своих учеников к успеху. Видение гимназии – лучшая школа Новосибирска. Ее стиль – увлекательное обучение, яркая школьная жизнь, любящие учителя, здоровый образ жизни, верность традициям. Ее ценности – самореализация, успешность, нравственность, гражданственность, взаимоуважение.

И уже исходя из определения бренда стали строить управляющий совет. Его функции – согласование интересов всех участников образовательного процесса и стратегическое управление гимназией. Совет состоит из 15 человек: по три представителя, избранных от родителей, от педколлектива, от учеников и от местного сообщества, два представителя учредителя и директор школы. Три комитета: стратегический, экономический, взаимодействия и сотрудничества. Собираемся раз в месяц.

Управляющий совет ставит перед собой два главных вопроса: что мы все делаем, чтобы достичь наших целей в воспитательной и учебной работе? Что делает руководитель гимназии, чтобы воспитать талантливых учеников? А дальше идет отработка тактики, возникают дискуссии, достигается консенсус. Например, в воспитательной работе приоритет – проектная деятельность. Мы спрашиваем, какие проекты соответствуют заявленной стратегии, причем нас ведь интересуют не только высокие показатели, но и активная жизненная позиция детей, которую мы прямо связываем с числом участников проектов. Почему именно эти проекты, по каким критериям они выбираются? Это уже конкретика. Причем очень важны интеллектуальный рост ребенка, его умение работать в группе.

– Умение работать в группе важно и для педагогов. Это так называемое матричное управление, за которым будущее. Сейчас трудно пробиться одиночке. Тем более развиваться, совершенствовать свой потенциал. Для себя мы определили путь развития через активную жизненную позицию. Участвуем во всех конкурсах, какие только могут быть. Выиграли два раза гранты в рамках приоритетного национального проекта «Образование». «Учительские» гранты – их 18, столько нет ни в одной школе – выиграли тоже благодаря тому, что работали командой. Личные гранты не идут в фонд школы в прямом смысле, но ведь это вклад в интеллектуальное развитие. Сейчас командой работаем над получением бюджетных сертификатов на повышение квалификации педагогов. Может быть, победит один человек, но я убеждена, что чем больше работаем, тем больше победителей. В любом случае процесс интеллектуального развития уже идет. Кроме того, у нас есть система платных услуг. Востребованы дошкольная гимназия, Центр подготовки к ЕГЭ, кафедра иностранных языков ввела дополнительные занятия по английскому, немецкому, японскому, французскому языкам. Мы ведь очень много путешествуем с детьми по обменным программам.

Есть благотворительный фонд, созданный с помощью управляющего совета. Он добровольный. Кто не хочет – не откликается. Экономический комитет совета контролирует эти средства и отчитывается. Люди видят, что финансовые вложения идут на конкретные дела. Есть родители, которые не вкладывают деньги, но помогают ремонтировать школу. У нас большое здание: 9856 квадратных метров общей площади, 66 классов, два спортзала. Если финансирование внутреннего убранства происходит за счет бюджетных и заработанных средств, то ремонт большей частью делается силами учителей и родителей. Без управляющего совета нам это вряд ли бы удалось – согласование бюджета гимназии в его ведении. Кстати, управляющий совет очень помог нам разобраться с новой системой оплаты труда педагогов.

Константин КИРИЛИН, заместитель директора по мониторингу образовательного процесса:

– Наш Советский район первым в городе внедрил новую систему оплаты труда – с 1 сентября 2008 года, хотя разрабатывать технику перехода начали раньше. Ведь перестроиться тяжело, колоссальная разница между прошлой системой, когда оплата шла по количеству уроков, и нынешней, по числу учеников. Казалось, будет хуже, сейчас понимаем, что выиграли. Управляющий совет разработал Положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников гимназии, сразу решив, что не будет распределять средства – это делает специальная комиссия. Совет только контролирует, предварительно разработав критерии результативности. Причем результативности в нескольких аспектах – и учеников, и учителей. Ведь надо понимать, что оценки, которые ставит учитель своим ученикам, не показатель его работы. Нужны другие критерии – к примеру, активность учеников в олимпиадах, конкурсах. Важно профессиональное самосовершенствование педагога, распространение его опыта – семинары, мастер-классы. Ценны выигранные гранты, которые вносят вклад и в интеллектуальный ресурс, и в материально-техническую базу гимназии. Комиссия по распределению стимулирующих надбавок отчитывается перед управляющим советом, информация эта открыта. По статистике выходит, что половину фонда надбавок ежемесячно получают 15-20 педагогов из 94, но это нормально – кто больше работает, тот больше и получает. За три года заработная плата возросла в два раза. Причем средняя нагрузка на учителя – 16 часов. Мы оптимизировали учебный план – убрали неэффективные факультативы, не работающие на повышение качества образования. При этом не тронули систему профильного и предпрофильного обучения – здесь тоже есть предметы, которые выбирают немногие дети. Но мы решили вместе с управляющим советом, что, сократив их, мы ограничим выбор детей. А в гимназии создана уникальная система профильного образования, которая позволяет каждому старшекласснику обучаться по индивидуальной образовательной траектории. В общем, выбираем приоритеты.

Комментарий

Алексей ГОРДИЕНКО, глава администрации Советского района, доктор философских наук, член управляющего совета гимназии «Горностай»:

– С гимназией у меня связано много – в основном творческого, креативного, что вдохновляет на работу. Мы вместе начинали проект ученического самоуправления. На меня даже жаловались, что мне делать нечего, сижу в гимназии на тренингах. Три года их проводили. Но я убежден, что нельзя сформировать инновационную культуру, если детей не учить по-новому. Если технический потенциал человека можно заложить уже в среднем возрасте, то творческий – ориентированный на социальные технологии, умение общаться, взаимодействовать, структурировать сообщество, им управлять, проявлять инициативы в решении социальных проблем – закладывается в школе. Если этот период пропущен, то все. Но эта социальная технологичность, способность к общению с миром должна быть с аспектом правды, красоты, веры. Именно эти качества формируют креативную культуру. Руководство гимназии поддерживает инновационные идеи невероятно. У нас формируется родительская общественность. Ее ведь нет в России, а она должна играть колоссальную роль в работе школы. И мы эту проблему начали решать – горжусь. Что еще важно, у одаренных детей – а в «Горностае», куда принимают всех, все становятся одаренными – свои проблемы со здоровьем. Обычно духовное преобладает над телесным. А ведь тело – носитель эмоций, и не может быть организации духа без организации тела. В гимназии работают здоровьесберегающие технологии, и многие из ее инноваций вводятся в других школах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте