Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека
Война никогда не заканчивалась миром. Ее цель – контроль над территориями и ресурсами, преодоление экономических кризисов, но не мир. Война никогда не прекращалась, она брала перерывы, чтобы посчитать прибыли и убытки, и временно объявляла себя миром. Война не прекратится, пока человек не осознает ее в качестве неистребимого демона, живущего в его душе, и не научится этого демона усмирять.
Войну и мир принято считать антонимами. Черное – белое, плохое – хорошее, победа – поражение, война – мир. В биполярную прошивку человеческого мышления вполне вписывается. Но так ли это? Могут ли явления из разных вселенных быть альтернативой друг другу? Война – эффективный инструмент политики и экономики и мир – царство гармонии, света и любви?
Именно любовь предлагает драматург Карел Чапек в качестве противоположности войне. Материнскую любовь. На ее фоне бессмысленность и абсурдность борьбы за мир считываются максимально доступно. Но любви противостоят слишком хорошие идеологи и маркетологи. Они способны внушить идею смерти, необходимость пожертвовать собой красиво и убедительно. Мужчины из семьи главной героини пьесы «Мать» гибнут во имя технического прогресса, при испытаниях новой вакцины, ради чьих-то идеалов. Может ли мать осознать, что существуют цели и идеалы, стоящие жизни ее детей?
«Да, вы правы, я этого, наверное, не пойму… Отец твой погиб, потому что надо было убивать туземцев. А ты, Ондра, ты умер потому, что поехал спасать им жизнь. Нет, видно, я, правда, глупа. Вы делаете вещи прямо противоположные, а потом говорите мне: «Тут великие задачи, дорогая, ты этого не можешь понять». Один из вас будет что-нибудь строить, другой ломать, а мне вы оба объявите: «Это, мамочка, страшно важно. Мы должны так действовать, хотя бы это стоило нам жизни».
За россыпями эффектных и точных афоризмов, за остротами и политическими анекдотами Карел Чапек скрывает глубину и боль. Боль маленького человека, вовлеченного в глобальные катаклизмы. И чем страшнее эта боль – тем жестче юмор автора. Если проводить медицинские аналогии, этот юмор находится где-то между реанимацией и моргом. В своей последней пьесе, где действие развивается в условиях агонии смертельно больной фашизмом Европы, Чапек приводит неутешительный диагноз: война внутри нас. И болезнь эта непобедима.
Одновременно глубина авторского замысла дает режиссерам возможность трактовок. В спектакле Московского Губернского театра зрителю предлагают взглянуть на войну и мир глазами матери. Режиссер Анна Горушкина выводит на первый план конфликт двух миропониманий – мужского и женского. Стихии разрушения и стихии созидания. Мужчины с промытыми пропагандой мозгами, готовые по первому зову ввязаться в любую авантюру, и женщина, отчаянно пытающаяся сохранить им жизнь. Подобное осмысление пьесы подчеркивает отсутствие связи между победой в войне и воцарением мира, показывает всю глубину абсурда и невозможность победы. Спектакль рассказывает не о войне и мире, скорее о цене человеческой жизни. Всегда бесценная для матери, в реальности она имеет плавающий курс, зависящий от конъюнктуры – котировок акций или биржевой стоимости барреля нефти. А под бодрую музыку и громкие лозунги она и вовсе перестает чего-нибудь стоить.
«- Есть за что умереть, не так ли?
– Вот хочется наоборот, – чтобы всегда было, ради чего жить».
В спектакле Московского Губернского театра очень интересно и точно найден образ войны – зеркальный шар, такие обычно вращаются в ночных клубах, разбрасывая по стенам блики, этот шар сделан в форме авиационной бомбы. Да, война – это шоу. Чужое шоу, с которого далеко не все возвращаются домой. Это кровавая дискотека под популярную музыку. Но блики этого шара так эффектны, они манят, громкая ритмичная музыка отбивает желание критически мыслить и вообще думать. Хитрый диджей не делает пауз между композициями, и шоу продолжается. Музыкальный лейтмотив спектакля – песня «Жизнь в розовом свете», исполненная Эдит Пиаф, – подчеркивает готовность персонажей быть очарованными войной. Одновременно создается эффект иной реальности. Сказочной и абсурдной. Будто в нормальном человеческом мире очарование войной невозможно, просто мы смотрим сказку, которая вот-вот закончится. Но к концу спектакля эти миры сливаются. Получается, что все возможно.
Материнское сердце, до последнего противостоящее войне, тоже однажды не выдерживает. У коварной зеркальной бомбы находятся блики и для него. И эти блики попадают в цель. Ничем иным объяснить, почему Карел Чапек заставил свою героиню отправить на войну последнего сына из выживших, сложно. Да, ее обманул убедительный голос по радио, сообщивший абсолютно ничем не подтвержденные факты об убийстве детей. Но пропаганда – главное оружие войны. И противостоять ей, увы, не может даже любящая мать. Или в борьбе со своими внутренними демонами войны женщины сильнее мужчин? Дольше держатся, но все равно рано или поздно сдаются?
Этот приговор Чапек произнес в 1938 году. Получается, с тех пор ничего не изменилось? Люди, готовые к войне, свято верят голосу по радио? Или изменилось? Надеюсь, после спектакля «Сердце матери» таких верящих станет меньше.
А ближайшая премьера спектакля из-за известных событий состоится 12 мая. Следите также за информацией о возможных онлайн-трансляциях спектакля в апреле на сайте m-g-t.ru.
Роман МИХЕЕНКОВ
Комментарии