Я знаю, что не могу контролировать весь воспитательный процесс, ибо я не единственный воспитатель для своего ребенка – есть его отец, бабушки, дедушки, учителя, а также невидимые помощники и воспитатели (ангелы-хранители), которые направляют его.
Я разрешаю проявляться природе ребенка, даже если мне кажется, что это проявление недопустимо. Буду наблюдать за ней (природой ребенка) и за своими реакциями.
Я буду работать со своим внутренним миром, и если мне будет казаться, что у нашего ребенка не хватает воли, то спрошу у себя: а как с волей у меня? Если он хамит, то послежу сначала, а какие у меня интонации, когда я разговариваю с другими людьми.
Я осознаю, что ребенок транслирует мне мое же состояние и озвучивает то, в чем я порой боюсь сознаться себе.
Я проиграю все бои с ним заранее. Будь то бой за чистоту под кроватью или его хорошие манеры. И признаю, что бываю растерявшейся мамой. И наконец разрешу себе не знать, как правильно воспитывать. Разрешу себе просто выбирать любовь.
Я признаю, что ребенок – гость в нашей семье. И мы на время приняли его, чтобы накормить, воспитать и отпустить. Не буду взваливать на себя непомерный груз ответственности за его судьбу. Он уже пришел со своими задачами и судьбой.
Я верю в то, что мы с мужем – родители от Бога. Ибо он выбрал именно нас своими родителями. Значит, нам есть чем поделиться и помочь взрастить этого ребенка.
Я верю в преобразующую силу гуманной педагогики.
Я верю своему сердцу, которое ведет меня. Никто не знает, как правильно. Только я. И это мой Путь.
Внимание! Будьте готовы! Через месяц такой практики жизнь может очень сильно поменяться.
Метод дорисовывания
Это один из наших любимых семейных методов, которые уже сложно назвать специальным приемом. Это стало частью жизни. Потому что сами являемся такими же холстами друг для друга.
Есть несколько моментов, которые открыли мы для себя в этом вопросе.
Отличие от похвалы! Дорисовывание – это не елейное бесконечное захваливание ребенка. И не бонус за проделанную работу. Мы не собаку дрессируем. Это нечастое, но очень искреннее восхищение. Для этого нужна пауза. Отодвинуть все и всех на 15 секунд. Посмотреть в глаза. Из сердца слова подобрать. Удивиться: «Надо же, какой(ая) ты оказывается…»
Дорисовывание из комнаты. Говорят, что особенно мальчиками надо восхищаться не просто так (внешностью, талантами), а за конкретные дела. Вот сидит играет ребенок в другой комнате, а мама рассказывает папе или бабушке по телефону о нем же. Вроде потихоньку говорим о нем, но ребенок слышит все.
Дорисовывание при всех. Можно тихо подозвать в сторону при других детях или гостях, взять руку и поблагодарить за доброе и щедрое сердце.
Дорисовывание всегда. Постарайтесь в два раза увеличивать хорошее и в десять раз уменьшать плохое – это главный принцип гуманной педагогики. Смотрите на человека светло! Покажите все хорошее человеку, что в нем есть, и тогда он захочет расти, стать еще лучше. Для этого нужно человека вдохновить, а не копаться в его неудачах. (И.Киршин.)
Если вам кажется, что вокруг вас одни неблагодарные дети, родители, люди, попробуйте дать им то, чего не хватает вам. Сначала это будет непривычно. Мозг станет судорожно искать, чем же в нем восхититься. Челюсть будет не открываться, скрипеть, а потом через ваши уста, как по засохшей земле, польется влага благодарности, любви, радости от общения с этим человеком. Люди сначала будут вздрагивать от непривычки, затем будут думать, что вам что-то нужно от них. А потом привыкнут и сами в ответ раскроются. Потому что это норма общения.
Каждая ситуация уникальна, и это целое искусство – найти, восхититься, красиво и бережно дорисовать. Так, чтобы это было не жирным мазком (от этого неловкость будет только), а тонким штрихом. Время от времени их надо накладывать на всех, кто вокруг вас, – мужа, жену, родителей, сотрудников.
Перелистываю старые заметки мужа – иногда полезно оглядываться назад, чтобы почувствовать пройденный путь: «Забираю младшего сына из садика. Захожу в группу, его нигде нет. Воспитатель зовет: «Федя, ты где? Папа пришел!»
И уходит за ним в другую комнату. И вот выходит Федя со слезами на глазах.
Спрашиваю его: «Ты чего?» Он в ответ: «Я не успел поиграть на дудочке…» Говорю ему: «Сколько тебе надо времени, чтобы поиграть?»
Он показал мне три пальца, а я сделал вид, что такой размер времени меня устраивает. Сел у шкафчика с одеждой и жду «три пальца», слушая звуки дудочки, доносящиеся из группы. Прошло не больше минуты, и вот бежит радостный сын, все хорошо, счастливые идем домой. Одна минута!
Как часто мы не можем посмотреть на ситуацию со стороны решения, а не проблемы, сдвинуть свои стереотипы! Это не к тому, что я без них, а к тому, как прекрасно, когда их отодвигаешь».
…Уже и третий сын пришел к нам, а гуманная педагогика все так же непостижима, потому что не методы это, а искусство. Повторений не бывает.
Сегодня основатель Международного Центра Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонашвили отмечает день рождения. Он многие годы выступает на семинарах, форумах, фестивалях, оставаясь примером и образцом высокого просветительского искусства и высочайшего служения профессии.
Ольга НЕКЛЮДОВА, профессор Академии гуманной педагогики, психолог, культуролог, Санкт-Петербург
Комментарии