search
main
0

Материалы к уроку. Слезные цветы

В 6-м классе при изучении темы «Корень» одновременно предъявляю классу противоречивые факты, вызывающие удивление учеников: «Две дачницы произвели пикировку рассады томатов. Но при этом первая – в маленькие горшочки, а затем пересадила в большие, а вторая – сразу пикировала рассаду в большие горшочки. Какая из дачниц права?»

В 8-м классе при изучении темы «Группы крови. Переливание крови» постановке учебной проблемы предшествует следующая проблемная ситуация: «Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?»

«Полезное» удивление вызывают ситуации, обнажающие противоречия между житейским представлением учеников и научным фактом. В 7-м классе при изучении класса Ракообразные обращаюсь к басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой говорится, что рак пятится назад. Действительно ли это так? Привожу общеизвестные выражения «красный, как рак» и «когда рак на горе свистнет». Ученики удивлены, но научно объяснить, как передвигается рак, когда он бывает красным и может ли он подняться на гору и свистеть, не могут».

При изучении темы «Основы цитологии» предлагаю задания, требующие прогнозирования, например: «Есть мнение, что автотрофное питание более выгодно, чем гетеротрофное. Если эта точка зрения является истиной, то почему не все организмы, ныне живущие, – автотрофы?».

В качестве «яркого пятна» использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки. В 6-м классе при изучении темы «Семейство Лилейные» рассказываю легенду: «По преданию, эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала Ева, и всюду, куда падали слезы, распускались белоснежные лилии. Именно с лилией явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтоб возвестить ей о рождении Сына. С тех пор у христиан этот цветок считается символом чистоты и непорочности».

Прием «актуальность» – обнаружение смысла предлагаемой темы урока – обеспечивает психологическую подготовку учащихся, создает эмоциональный настрой. Этот прием чаще всего использую при изучении анатомии и физиологии человека, основ генетики, основ цитологии, предметов, значимых для каждого. Этот прием позволяет ученику ответить на вопрос: «Для чего мне это нужно знать?»

При изучении в 10-м классе темы «Генетика пола» обращаюсь к учащимся с вопросом: «Несмотря на многочисленные попытки, не удавалось объяснить, почему у раздельнополых видов численность женских и мужских особей приблизительно равна и каким образом одна и та же пара дает потомков разного пола. От чего же зависит рождение мужских и женских особей?»

Наталья АГЕЕВА, учитель биологии лицея №5, учитель года Курской области-2004, Железногорск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте