Цели для ученика: 1. Систематизировать знания о том, кого называют человеком и что такое человечность. 2. Расширить горизонты своего социального опыта примерами из жизни и литературы. 3. Выработать свой эталон человечности и уметь применять его на практике.
Сценарий занятия опубликован в №2 «Учительской газеты» от 13 января 2015 года.
Тексты для учащихся:
Муса Джалиль. Один совет (О человечности)
Людей-слонов нередко я встречал,
Дивился их чудовищным телам,
Но я за человека признавал
Лишь человека по его делам.
Вот, говорят, силач – железо гнет,
Вода проступит там, где он пройдет.
Но будь ты слон, а я не признаю,
Коль дел твоих – по горло воробью.
Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
В твоих делах проявится сама
И справедливость твоего ума,
И то, что сильным сердцем наделен,
Что ты любовью к родине силен.
Жить бесполезно – лучше уж не жить,
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк,
Свети, как человек, а не светляк.
Железо не ржавеет от труда,
И глина обожженная тверда,
Оценит мужа по делам народ,
Героя не забудет никогда.
В чем видит смысл жизни человека автор стихотворения?
Источник: Википедия
Текст № 1. Мать Тереза
Задание: прочтите текст и ответьте в рабочих листах на вопрос: «В чем проявляется человечность?»
Агнес Гонджа Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Ее отец умер при невыясненных обстоятельствах в 1919 году. Мать осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот. Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину – монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах. В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. В октябре 2003 года причислена к лику блаженных Католической Церковью.
Текст № 2. Отрывки из Блокадной книги (Адамович А., Гранин Д.)
Задание: прочтите текст и ответьте в рабочих листах на вопрос: «В чем проявляется человечность?».
Записи Бориса Прусова:
“Моя мама Прусова Фаина Александровна была медицинской сестрой с довольно большим стажем. Работала когда-то операционной сестрой у профессора Грекова в Обуховской больнице. И потом работала в хирургии в больнице Софьи Перовской. Благодаря нашей маме, мы и выжили, потому что как-то она поднимала дух всех нас. Мы не опускались: мы мылись элементарно, делали себе какую-то ванну. Причем очень интересно, что у нее была своя теория, которая, кстати, подтвердилась жизнью: не залеживайтесь, не залеживайтесь! Когда я как медицинский работник пытался ей возражать: “Мама! Когда ты лежишь, то ведь энергии тратится меньше, питания ведь надо меньше”, – она говорила: “Это парадоксально, но факт: кто ходит – будет жить и работать. Ходите!” Когда я совсем выбился из сил (это в сорок втором году) и уже не хотел ходить в институт, то сестра и мать сказали: “Ты должен кончить медицинский институт. Ходи! Если ты не будешь ходить, ты умрешь!” И я ходил. Я ходил от Марсова поля до площади Льва Толстого ежедневно туда и обратно и еще делал квартирные вызовы и принимал больных в больнице Софьи Перовской.
Вот такая была мама. Кто бы к нам ни пришел, у нас всегда было чисто. Стол всегда был накрыт скатертью. Как-то всегда было весело. Все убрано, аккуратно, чисто. И вот эта самая чистота, вот эта самая дисциплинированность матери – она передавалась нам. И это, по-моему, помогло нам выжить. Мать никогда не давала нам падать духом… Паек делился, каждому давалась порция, причем, как они уже потом признались, мама с сестрой в самое трудное время больше давали мне, не знаю почему. Но вот что самое интересное: мама считала, что у нее в комнате чисто, всегда вымыт пол, все блестит, но когда уже сняли блокаду и она сняла затемнение (шторы), дали электричество, она посмотрела на обои и сказала: “Господи, господи! До чего же я себя обманывала! Все-таки в какой грязи я жила…”
Текст № 3. Человечность.
Хочу немного рассказать
О тех, кто не умеет лгать.
О тех, кто может все простить,
О тех, кто не умеет льстить.
Кто не умеет унижать,
Других не в силах обижать.
Кто никогда вас не осудит,
В краю далеком не забудет.
О тех, кто честен и тактичен,
К судьбе других не безразличен.
О тех, кто в наш нелегкий век
Имеет званье “Человек”.
19 февраля 2001 год, автор Абрамова Оксана
Ольга Князева, учитель истории и обществознания средней школы №600 с углублённым изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга
В прикрепленных файлах – презентация, рабочий лист, лист самоконтроля.
Видеоролик доступен для скачивания здесь.
.
Комментарии