Всем известно: надтарифная часть фонда оплаты труда призвана стимулировать работников материально. Что же происходит на деле? Материальный стимул превращается скорее в моральный из-за своей мизерности. «Ну что купишь на 200 рублей премиальных?!» – сокрушаются директора школ. Впрочем, проблема не только в малом количестве стимулирующих рублей, но и в их распределении.
Галина СУЛЕЙМАНОВА, директор школы №115, Нижний Новгород: Многое решаем сообща
Надтарифный фонд я распределяю в сентябре на весь год, чтобы людям было спокойнее, но по мере каких-то изменений, конечно, всегда вносим коррективы. У нас из надтарифного фонда оплачивается 20 процентов за классное руководство, и в школе эту надбавку получают фактически все учителя. 10 процентов платим за кабинеты, но не всем, а примерно половине педагогов. Из надтарифного фонда производим оплату за ненормированность рабочего дня. Из этого же фонда платим тем, кто делает работу, не входящую в их функциональные обязанности. Вот социальный педагог должен проводить два раза в год освидетельствование ребят, которые взяты под опеку. Но на ее микроучастке живут не только опекаемые ученики нашей школы, а она отвечает за всех. Немножечко доплачиваем нашему психологу. Очень хороший молодой, перспективный специалист, он выполняет работы намного больше, чем это входит в его функции. Чтобы как-то поддержать, доплачиваем техническому персоналу: кому 25, кому 30 процентов. Получается немного – 250 – 300 рублей, но для них это очень существенно. Ведь техничками и гардеробщицами в школах работают в основном пенсионеры да инвалиды. Но надбавку эту плачу не всем, а только тем, кто уже давно и хорошо работает.
Часть надтарифного фонда – около двух тысяч рублей в месяц – я оставляю для того, чтобы оплатить учителям работу, которую они делают сверх своей основной учебной нагрузки.
Наши учителя и дети участвуют в разных олимпиадах, конкурсах и конференциях научного общества учащихся. За первые шесть мест на районных, городских мероприятиях школам даются хорошие баллы. Поэтому учителям, которые приносят школе рейтинговые очки, дается премия.
Обычно премии мы даем к началу учебного года, Дню учителя, к Новому году, 8 Марта и по окончании учебного года. Но я одна это не решаю – решают совет трудового коллектива и профсоюзный комитет школы. Они подумают, поговорят, может, и поспорят, но примут общее решение.
Конечно, хотелось бы, чтобы и зарплата была побольше, и надтарифный фонд. Потому что иногда, конечно, педагоги обижаются – работу делают огромную, а получают премию 200 рублей. Ну что на нее можно сейчас купить! Была бы премия в тысячу-полторы…
Людмила ГУСЕВА, директор гимназии №205, Санкт-Петербург: 40 тысяч вполне достаточно
Сегодня надтарифный фонд в нашем районе составляет 8 процентов. Если выразить это в денежном эквиваленте, то сумма составляет около 100 тысяч рублей. Из этих средств для фонда стимулирования учителей выделяется порядка 40 тысяч рублей в месяц. Остальная сумма идет на доплаты, которые образовательное учреждение выплачивает своим сотрудникам: за классное руководство, за руководство методическим объединением, за проверку тетрадей, за вредность. К примеру, для нашей гимназии стимулирующей части в 40 тысяч рублей достаточно. Как происходит процедура распределения этих средств? Конечно, в каждом учреждении существует комиссия по распределению стимулирующей части. В нее входят представители администрации школы, учителя и руководители методических объединений. При этом обязательно участие представителей профсоюза. Вследствие того, что решение всегда принимается коллективно, а не единолично, то трений в вопросах распределения средств, как правило, не возникает. Сумма выплат зависит от результативности работы и варьируется от 200 до 2000 рублей.
Комментарии