Материальное поощрение – не единственный, но достаточно хорошо зарекомендовавший себя способ мотивации педагогического коллектива. В особенности если учесть, что дифференциация оплаты труда – одна из наиболее быстро развивающихся современных тенденций. Как относятся к ней директора школ?
Новая система в действии
Наталья ОЛЕНЕВА, директор петербургской школы №537: Стараемся ни о ком не забывать
Материальное стимулирование сотрудников очень важно. Любое поощрение – признак внимания к человеку. Сегодня осуществить это мы можем только из надтарифного фонда. В том числе доплачивать учителям за классное руководство, проверку тетрадей, заведование методическим кабинетом и т.д. В прошлом году наш надтарифный фонд составлял 6 процентов.
Это, конечно, большая разница по сравнению с теми временами, когда он составлял 25. Каким будет в этом году, пока неизвестно, но хочется надеяться, что увеличится.
В связи с переходом с января 2006 года на новую систему оплаты труда средства нашего надтарифного фонда в основном ушли на доплаты учителям. Дело в том, что в новой системе предусмотрены повышающие коэффициенты.
Один из них – коэффициент за высшее профессиональное образование. В нашей школе ряд учителей имеет среднее профессиональное. Таким образом, чтобы уровень их зарплаты не опустился ниже уровня декабря 2005 года, необходимо было делать доплаты. Их диапазон составлял от трех до тысячи рублей.
В каждой школе существует положение о доплатах. Мы, например, премируем учителей к их юбилейным датам, поощряем за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей: проведение праздников, создание экспозиции, участие в конференциях, подготовка и проведение олимпиад, разработка элективных курсов. То есть учителя получают доплаты за качественные образовательные услуги и за внеклассную работу. Помимо материального стимулирования, мы предлагаем учителям экскурсионные поездки, награждаем грамотами. Словом, стараемся ни о ком не забывать.
Людмила АРХАНГЕЛЬСКАЯ, директор нижегородской средней школы №121: Премию к Дню учителя получат все
В нашей школе надтарифный фонд или, как сейчас говорят, фонд экономии заработной платы, используется полностью для поощрения учителей. Я уже не говорю о надбавках, которые получают все педагоги: за классное руководство, за проверку тетрадей и так далее – они тоже идут из этого фонда. Кроме того, учителя нашей школы постоянно получают вознаграждение в виде премий за участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Безусловно, стимулируется материально и участие в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», «Вожатый года».
Вот сейчас на начало учебного года мне главный бухгалтер дает данные, что имеется некоторая сумма в фонде экономии, значит, эти деньги будут использованы к Дню учителя. Все работники школы обязательно получат премию – как правило, к праздникам мы делим эти средства на всех поровну.
Кроме школьного фонда экономии, у нас есть возможность награждать учителей два раза в год. Эту премию нам выделяет депутат городской Думы Нижнего Новгорода Алексей Леонидович Гойхман. Сначала он определил стипендию ученикам нашей школы. Но ведь заслуги детей – это заслуги учителей. И вот уже трижды за два года Алексей Леонидович награждал наших педагогов по итогам работы. Получается, что раз в полугодие в школе премируются по тысяче рублей три учителя.
В этом году мы запланировали участие в грантовых программах, по итогам которых тоже есть возможность получить финансовые средства. Обязательно в этом году будем подавать заявку на участие в национальном проекте.
К сведению
В соответствии со ст. 135 ТК РФ (новая редакция) системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если порядок и условия применения стимулирующих выплат, а также порядок формирования средств на эти цели отрегулированы нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, то положение об оплате труда образовательного учреждения или коллективный договор разрабатываются с учетом установленного механизма.
Если централизованного порядка и условий применения стимулирующих выплат не предусмотрено, то образовательное учреждение самостоятельно регулирует эти вопросы в пределах выделенных средств на оплату труда.
Основанием для планирования образовательным учреждением средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты (надтарифный фонд) по-прежнему является распоряжение Правительства РФ от 09.06.1992 г. №1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25% фонда оплаты труда.
В письме Минобразования РФ от 03.03.95 №16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования» дано разъяснение и приведены конкретные примеры, как необходимо правильно с математической точки зрения формировать средства (надтарифный фонд) для установления доплат и надбавок работникам учреждений образования.
За счет надтарифного фонда образовательное учреждение, как правило, устанавливает надбавки за высокое качество работы, за напряженность, интенсивность труда, а также доплаты за выполнение дополнительной работы, не входящей непосредственно в круг должностных обязанностей работников (например, за проверку письменных работ, за заведование учебными кабинетами и др.).
Общеобразовательным учреждениям надтарифный фонд устанавливается, как правило, в максимальном размере (25% фонда оплаты труда). При недостатке финансовых средств надтарифный фонд учреждений может составлять и меньший процент от фонда оплаты труда, что не противоречит вышеуказанному распоряжению Правительства РФ.
Проблема
Юрий ДОЛГИХ, директор воронежского учебно-воспитательного комплекса №1: Преодолеваем трудности, созданные другими
Я столкнулся с проблемой в распределении надтарифного фонда, которая заключается в несостыковке между субвенцией и школьным штатным расписанием. Если в штатное расписание внести все должности, необходимые образовательному учреждению, то субвенции не хватит. Штатное расписание не пересматривалось с 80-х годов и требует обновления. Сегодня появилось много должностей, которых раньше не было, но современной школе они необходимы. Например, инженер по технике безопасности, в чьем функционале будет, в первую очередь, решение вопросов по противопожарной безопасности. Далее, в бухгалтерии обязательно должен быть инженер-программист, особенно это актуально для школ с собственной бухгалтерией и своими расчетными счетами. Нужны школе и хорошие методисты, и заместитель директора по кадрам. На сегодня и пенсионный фонд, и страховые фонды большинство вопросов, касающихся образовательных учреждений, сбрасывают на школы, а занимается этими вопросами, как правило, секретарь с третьим разрядом. Нужен специалист.
Что касается надтарифного фонда, то это 25 процентов, которыми может распоряжаться директор. Но не единолично. Для распределения надтарифного фонда составляются два положения – о надбавках и о премировании и материальной помощи. Профсоюз эти положения визирует, и директор начинает распределение средств. Например, если надбавки за проверку тетрадей принято давать учителям русского языка и литературы, я как директор могу установить подобные надбавки учителям химии или истории, потому что там тоже тетрадей хватает, особенно в специализированных классах.
После того как всем все раздал – остаток на материальную помощь: свадьбы, похороны, операции, какая-то сложная жизненная ситуация… В принципе, трудностей в распределении нет, были бы деньги. А они даются школе в соответствии со старым штатным расписанием и исходя из того, что в классе должно быть не менее 25 человек. Все согласно нормативному финансированию.
Эта цифра в 25 человек тоже создает определенные трудности. Например, если в школе решили открыть профильные классы и соответственно делить их на подгруппы для более эффективного обучения, оплата учителям должна идти из надтарифного фонда. Сейчас по положению делятся классы, если в них не менее 25 человек, и то только для некоторых дисциплин: физкультуры в старших классах, информатики и иностранного языка. А если я в начальной школе хочу разделить класс для занятий физкультурой (мы решили делать оздоровительный центр с соответствующими программами и занятиями), то учителя смогут получать дополнительную плату только из надтарифного фонда.
Комментарии