Авторы учебного пособия “Граждановедение. 8 класс” знакомят подростков с основной ячейкой общества – семьей и ее жизнью. В разделе “Современная семья” преследуется одна и та же цель: включить собственное разумение учеников. После знакомства с материалом им предлагаются определенные задания. В первом нужно по вариантам ответов определить, к какой возрастной категории относятся новобрачные. Среди вариантов: “Для чего молодые люди вступают в брак?”, был и такой: побалдеть в “медовый месяц”. Подростки безошибочно определили, что так сказать может пара 18-летних, не старше. Удивительно, как тонко чувствуют восьмиклассники разницу в решениях, принимаемых 18-летними и 25-летними парами. Попутно прошу объяснить, что означает выражение “медовый месяц”. Оно тоже не вызвало затруднений: так принято называть, дружно отвечает класс, первый месяц супружеской жизни. Название, как полагала и я сама, имеет образный характер, связанный со сладостью меда. Оказывается, это не метафора. Корни этого названия лежат в обычаях Древней Руси, о которых мне стало известно благодаря “Ярмарке меда”. И этими сведениями я хочу поделиться с коллегами, дополнив ими второе задание этого параграфа, в котором авторы рассказывают о законах Древнего Рима и Древней Индии.
“В Древнем Риме был период, когда девушки и женщины не имели права употреблять алкогольные напитки. Затем закон касался только молодых в возрасте до тридцати лет. А в Древней Индии категорически запрещалось пить вино всем женщинам. Рискнувшим нарушить обычай выжигали раскаленным металлом на лбу бутылку”.
На вопрос, на что направлены эти законы, учащиеся отвечают: “Алкоголь вредно сказывается на развитии эмбриона и дальше на физических и умственных способностях ребенка”. И делают правильный вывод, что законы государства издревле строго блюли интересы своего народа. А клеймо на лбу индийской женщины свидетельствует не только о том, что она наказана за нарушение этого закона, но и лишена права вообще на материнство. Такая суровость закона может быть оправдана лишь последствиями: пьющая мать наносит непоправимый ущерб здоровью будущих поколений и возлагает на общество дополнительные расходы по его содержанию.
Обратимся к обычаю Древней Руси, проливающему свет на происхождение названия “медовый месяц”. Начнем непосредственно с меда.
Мед известен человеку с древнейших времен. Не было на земле народа, который не знал бы о существовании этого бесценного природного продукта. В древности люди находили сладкую вязкую жидкость с приятным ароматом в дуплах деревьев, пней или, иначе, в бортах. Затем появилось и занятие – бортничество: первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах. В Древней Руси – одна из важных отраслей хозяйства. В то же время было отмечено, что некоторые территории наиболее благоприятны для пчеловодства.
Бортничество на Руси
Одной из таких территорий была широкая, поросшая густыми лесами Средне-Русская равнина. В средние века Русь, по наблюдению многочисленных иностранцев, буквально “текла медом”. Наряду с богатейшей природой отмечалось великолепное умение наших предков работать с дикими пчелами. Особо хочется подчеркнуть, что мед на Руси был повседневным продуктом питания всего народа. В русской национальной кухне мед использовался в натуральном виде, в освежающих и хмельных напитках, в разнообразной выпечке. Мед использовали для всех ягодных и фруктовых варений. Он был частью культовых и обрядовых церемоний. Так, в дни сочельников – Рождественского и Богоявленского – православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво, а на поминальных трапезах – кутью и коливо. При брачной церемонии молодые получали в подарок бочонок меда в 5-10 кг, который полагалось съесть за месяц. Вот откуда привычное для нас выражение “медовый месяц”. Оно буквально, а не метафорично связано с медом.
Повседневное употребление меда благоприятно сказывалось на состоянии здоровья русского народа. В средние века на душу населения приходилось 100 кг меда, в конце ХVII в. – около 50 кг. Из поколения в поколение рождались сильные, выносливые, устойчивые к суровым условиям жизни люди. В Древней Руси мед и его продукты были важным объектом экспорта, в частности в Византию. В наши дни приходится всего 700 г меда на душу населения.
Пчела продолжает служить человеку
Прошедшие века изменили экологическую обстановку на всей планете: ухудшилась окружающая среда обитания, изменилось питание, – все это привело к нарушению иммунной системы человеческого организма. Но, к счастью, маленькая трудолюбивая пчелка продолжает трудиться и в наши дни. Она создает натуральные продукты, по своим целебным свойствам не имеющие равных для человеческого организма. С давних пор народная медицина использовала мед для исцеления от различных недугов. Лекарственными свойствами обладают не только мед, но и другие продукты пчеловодства – воск, цветочная пыльца (перга), маточное молочко, прополис, забрус. В ХХ в. с появлением точных методов химического исследования обнаружили в меде необходимые человеку минеральные вещества: железо, медь, марганец, кремний, хлор, магний, алюминий, фосфор, калий, кальций и некоторые другие микроэлементы. Все эти вещества поступают из почвы в растения, а затем извлекаются пчелами и “складируются”. Состав вырабатываемого крылатыми труженицами продукта напрямую связан с составом флоры определенного участка, где происходит медосбор, и с минеральным составом почвы, из которой растения берут все им нужное.
Устроители выставки отмечают, что на сегодняшней ярмарке 49 регионов страны представили 60 видов меда.
Для организаторов ярмарки главным при отборе участников являлись качественные показатели представленной продукции. Основные из них – влажность, биологическая активность меда, химическое взаимодействие фруктозы и сахарозы. Величины качественных показателей определяются лабораторными методами и указываются в протоколах испытаний. Эти свидетельства вывешены на всеобщее ознакомление. Приобретая мед, рекомендуется пользоваться следующими правилами:
1. Мед необходимо покупать в магазинах, где осуществляется ветеринарный контроль его качества, при наличии у продавца документов, подтверждающих это качество.
2. Предпочтительнее покупать мед у производителя, а не у перекупщика.
3. Наиболее предпочтительным является мед, произведенный в месте вашего проживания или в радиусе около 500 км.
4. При покупке расфасованного меда преимуществом обладает мед ручной фасовки.
Особый интерес москвичей на VIII Всероссийской ярмарке вызвал горный мед. Его привезли пчеловоды Северного Кавказа, Горного Алтая. Экзотикой для столичных жителей звучало и такое название меда, как “Верблюжья колючка” с Тянь-Шаня. Особую привлекательность имела продукция монастырских пасек.
На VIII ярмарке в каждой палатке, а их число дошло до 330, были выставлены “божьи дары из пчелиных ульев” с сопроводительной аннотацией о лечебных свойствах каждого вида. Посетители имели возможность их продегустировать.
И возникало естественное желание унести с собой не только сладкую продукцию, но и информацию о меде и других продуктах пчеловодства. Среди представленной печатной продукции заметна была красочно и со вкусом оформленная брошюра “Божьи дары из пчелиного улья”. Автор Г. Деев – потомственный пчеловод, руководитель Воронежского объединения Союза пчеловодов России – открывает своей книжечкой серию “Монастырская пасека” и увлекательно рассказывает о том, каким “бесценным Божьим даром одаряет нас маленькая, но такая трудолюбивая пчела”.
Сведения о меде
Из его рассказа узнаем, что по ботаническому происхождению различают два вида меда – цветочный и падевый.
Цветочный мед вырабатывается пчелами из нектара, выделяемого цветками растений. Нектар содержит смесь из семи видов сахаров. Пчела добавляет в нектар секрет своих нижнечелюстных желез (инвертазу). Происходит превращение сложных сахаров в простые: фруктозу и глюкозу. Одновременно пчелы выпаривают из нектара излишнюю влагу. Процесс инвертации сахаров и высвобождения от влаги называется созреванием меда. Перед закладкой зрелого меда в соты пчелы обрабатывают ячейки антимикробным веществом – прополисом. Зрелый мед они помещают в верхнюю часть сотов и запечатывают восковыми крышечками – забрусом. Полученный таким образом мед не кристаллизуется.
Падевый мед собирается пчелами не с цветов, а с листьев растений. В жаркую погоду выпот листьев растений образует медвяную росу, а выделения тлей и листоблошек, питающихся соком растений, образуют падь животного происхождения. Для человека падевый мед – кладезь микроэлементов. Его бактерицидные свойства ниже, чем у цветочного меда. Однако наличие в нем микроэлементов калия, фосфора, железа и кобальта делает его незаменимым в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Чтобы представить все 60 наименований меда, привезенных на ярмарку, воспользуемся еще одним критерием систематизации. Мед, собранный с одного вида растений, называется монофлерным; собранный с нескольких видов – полифлерным.
Из монофлерных широко известен липовый, применяемый при простудах. В московских магазинах в продаже постоянно имеются белоакациевый, донниковый, эспарцетовый, клеверный, гречишный. Они создают на прилавке разнообразную цветовую гамму.
Полифлерными называют разнотравные меды. Они подразделяются на лесные, луговые и полевые. Лесные медоносы – это дикие плодовые деревья. Не обделяют пчелы своим вниманием шиповник, боярышник, черноклен, калину, иву, липу. Сюда же относят сбор с лесных ягодников: малины, ежевики, брусники, земляники. В эту группу включают и лесные травы: кипрей, вереск, душицу, медуницу.
Луговой мед, как подсказывает его название, собирают с многочисленных луговых трав. Среди них известные нам одуванчик, зверобой, клевер, василек, донник, а также цикорий, пустырник, татарник и многие другие.
Для сбора полевого меда тоже предостаточно растений: гречиха, подсолнечник, лаванда, кориандр, эспарцет. Те же горчица, рапс, осот, бодяк, пикульник, жабрей, люцерна, фацелий и др.
Монофлерные меды, как правило, имеют запах того растения, с которого собраны. Полифлерные отличаются изысканными, тонкими, пикантными ароматами.
Участники VIII Всероссийской ярмарки меда представили не только мед. Здесь в широком ассортименте предлагают и другие натуральные продукты пчеловодства: пыльцу, прополис, маточное молочко, пергу, воск, забрус, а также впервые медовуху. Вся продукция на 95% создана в частном секторе. Согласно рыночным законам спрос рождает предложение, что и подтверждается проводимыми ярмарками меда. С каждой ярмаркой возрастает количество участников – значит, ширится пасечное хозяйство в стране. Ориентировочно считают, что за период с Первой по Восьмую ярмарки пасечники увеличили свою деятельность в 2-3 и более раз. Союз пчеловодов в своем пресс-релизе благодарит работников СМИ за информационную поддержку ярмарок, которые помогают “осуществлять наши планы обеспечения российских граждан продуктами пчеловодства”.
На пути к гражданскому обществу в России
Рассказывая ребятам о ярмарке меда, можно поставить перед собой несколько целей. Одна из них непосредственно связана с темой урока и дополняет материал учебника сведениями о брачных обычаях русского народа. Другая – не менее важная – эмоциональная. В последние годы информационная среда перенасыщена отрицательными сообщениями: гибель людей в террористических актах, в криминальных разборках, дорожно-транспортных происшествиях, в стихийных бедствиях. Она усугубляет и без того тяжелую зимнюю атмосферу гнетущей нотой и не способствует активному творческому настрою. Создается ощущение безысходности. Ярмарка вносит положительные эмоции в настроение. Убеждаешься, что активная жизнь в стране продолжается, наращиваются масштабы и результаты конкретной работы. Возрождаются славные народные традиции. Не все так беспросветно, как рисуется в средствах массовой информации. Такая картина повышает жизненный тонус.
Деятельность Союза пчеловодов России следует рассматривать, на мой взгляд, еще и как реальный пример активной жизненной позиции российского гражданина, как появление реально действующей ячейки в медленно формирующейся структуре гражданского общества.
Из учебников мы знаем, что демократическое государство с его органами (власти, милиция, армия, чиновничество и т.п.) находится под контролем общества. Если государство плохо исполняет свои обязанности, гражданское общество имеет средства изменить его политику, цели и задачи деятельности. Самое действенное средство – свободные демократические выборы. Далее нам говорят, что гражданское общество во многом регулирует свое экономическое состояние. Через своих представителей в органах власти оно способствует принятию законов, регулирующих порядок распределения материальных благ – с помощью налогов, условий предпринимательства и т.д.
Все эти ценности демократии, о которых мы узнаем из литературы, как-то плохо приживаются на отечественной почве. Нам объясняют, что это естественно: наше российское сознание формировалось в условиях многовековой традиции зависимости общества от государства. Но интересная штука – жизнь. Политика “великого российского демократа” Ельцина пустила страну на самотек – так было воспринято понятие “свобода”. Периферия, предоставленная самой себе, искала способы выживания. Это не впервые в нашей истории. Как же выходила страна из этих положений?
Обратимся к авторитету нашего национального гения Д. Менделеева: “Но вот дошли до краю – идти некуда или надо рисковать всем нажитым. Наступает критический момент – и в физическом и в духовном смысле. Судьба народа становится тогда в особую зависимость от деятельности, инициативы и энергии многих, если еще не всех. Тогда личность приобретает новый вес, какого еще не имела. Каждый ум тогда должен быть господином и должен разучиться сваливать свои беды на других; весь строй своих мыслей и привычек приходится менять”. И история дает свидетельства такого поведения россиян, своим гражданским самосознанием спасавшим Родину. Правда, Чаадаев такое поведение называет патриотическим инстинктом.
Не имея других источников, кроме природы, сегодняшний россиянин в трудную для себя минуту обратился к ее кладовым, стал возрождать традиционные ремесла, чтобы остаться активным, бодрым, здоровым, укрепить свой дух, приобщить к делу подрастающее поколение.
В пресс-релизе Всероссийской ярмарки меда сообщается о том, что “потенциальные возможности увеличения производства меда и пчеловодческой продукции в России огромны”. То, что мы имеем сейчас, достигнуто усилиями частного сектора без финансовой поддержки государства. Цели, которые ставит союз: “обеспечить российских граждан продуктами пчеловодства” – нельзя оценивать только как продиктованные патриотическими инстинктами, это уже проявление гражданского сознания. Но чтобы реализовать имеющиеся потенциальные возможности пчеловодства, нужна соответствующая политика государства. Пчеловоды не просят у государства денег. Следовательно, в нашем обществе мы имеем подтверждение теоретического положения: “гражданское общество во многом регулирует свое экономическое положение”.
Но опыта, чтобы по собственной инициативе воспользоваться провозглашенными в Конституции РФ правами, пока нет. Союз пчеловодов поднимает вопрос о разумном кредитно-налоговом регулировании.
Всероссийская ярмарка меда представляет нам реальную ситуацию в стране. Появилась горизонтальная структура, которая может дать органам государственной власти задание и оценить их решение по практическим результатам работы. И хотя Союз пчеловодов благодарит СМИ за поддержку ярмарок, такого участия СМИ маловато в “осуществлении планов обеспечения российских граждан продуктами пчеловодства”. Одновременно обнаруживается, что люди дела нуждаются в информационной и интеллектуальной юридической поддержке.
Для средств массовой информации нет, по моему разумению, более важного дела в условиях построения демократического правового государства, чем стать организаторами общественной мысли и движения на создание гражданского общества. У них же, похоже, другие цели. Создается впечатление, что отечественные средства массовой информации намеренно нагнетают в обществе депрессивное состояние. Все-то у этой России плохо: куда ни кинь – везде клин. Сломать дух народа легче, когда у него формируется низкая самооценка.
Как будто о наших днях говорит Дмитрий Менделеев: “Государство должно покровительствовать народной деятельности, а не отдельным лицам и отдельным заводам, что, в сущности, скорее возбуждает не предприимчивость, а искательство”. Искательство и породило невообразимую коррупцию.
В заключение хочется сказать, что такие мероприятия, как ярмарки меда, вселяют оптимизм. Периферия, как это уже исторически было не раз, несет России надежду на возрождение. Российской интеллигенции понять бы правильно эти достижения и помочь развить общество до состояния гражданского, опираясь на отечестенный опыт и передовую мысль.
Тамара БЕЛОВА
Москва
Комментарии