search
main
0

Математики связующая нить

Учитель может помочь ее увидеть

Иногда, чтобы понять, на своем ли ты месте, достаточно прочитать лишь один отзыв. Например, после того как учитель алгебры, астрономии, геометрии, информатики, физики Гимназии при главе муниципального района Сосногорск Денис Григорьевич АНУФРИЕВ был объявлен победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2022, на страничке в ВКонтакте одна из его учениц написала: «Оправданная победа! С этим учителем стала понимать математику и даже полюбила ее!» Это, конечно, отличная оценка того результата, который достигается не сразу, к которому идешь иногда долго, иногда извилисто, но, главное, идешь, потому что знаешь и веришь, что этот путь твой. Как строилась траектория его жизненного и профессионального маршрута, рассказывает сам Денис Григорьевич.

 

В мире формул, звезд и линий

В школе мне очень нравилась математика. Я любил решать задачи, особенно сложные, которые требовали нестандартного решения или продолжительного времени для их решения. Если все получалось, то испытывал удовольствие от проделанной работы, главное, мне нравилось, что смог расколоть такой «орешек». Кроме того, всегда с благодарностью вспоминаю мою учительницу математики Антонину Георгиевну Артееву и моего классного руководителя Людмилу Николаевну Каневу. Именно они поддерживали интерес к предмету, а своими профессионализмом, чуткостью, добротой побуждали задуматься о профессии педагога. Все это в совокупности повлияло на мое решение поступить на физико-математический факультет Коми государственного педагогического института.

Я учитель алгебры, астрономии, геометрии, информатики, физики, но передо мной не стоит проблемы выделения какой-то одной дисциплины как приоритетной. Каждый из этих предметов особенный. Математика и алгебра – это красота формул, уравнений и задач, того, как они преобразуются в процессе решения и логически приводят к ответу. Геометрия – это красота линий, окружностей и трехмерных фигур, строгое доказательство теорем. Погружаясь в мир этого предмета, мы, по сути, пишем математическое сочинение. Физика объясняет устройство мира, процессов в нем и… почему небо голубое. Информатика – это новизна, неизведанность и возможность управлять машиной. Астрономия дарит нам красочный, чудесный и волшебный космос и, конечно, звезды. Каждый предмет дает возможность сделать такие открытия, что побегут мурашки по телу, и это здорово. Эмоциональная составляющая на уроке часто пробуждает, укрепляет интерес.

 

Дорогой мастеров

Признаюсь, что к педагогике я пришел не сразу. Лишь на 3-м курсе появилось осознание, что стану учителем. Наверное, произошло это благодаря практике, которую проходил в детском лагере, где получил первый опыт работы с детьми, причем с ребятами из детского дома. Это, безусловно, оказало влияние на мой выбор педагогики как сферы профессиональной деятельности. А еще, конечно, с огромной благодарностью вспоминаю всех преподавателей Коми государственного педагогического института, потому что они мастера своего дела, яркие, горящие, увлекающие и зажигающие в нас свет, который мы в свою очередь стараемся донести и передать детям.

Свой путь начал в сфере среднего профессионального образования. Преподавал математику и физику будущим машинистам и проводникам. Дважды был классным руководителем группы «Проводник пассажирского вагона». Опыт работы в СПО закалил меня, научил искать подход к детям, чтобы заинтересовать их предметом. Эффективным решением стало использование практико-ориентированных задач, которые позволяли ребятам понять, как их знания могут пригодиться в жизни. Система СПО также дала большой опыт взаимодействия с коллективами, которые вновь сформировались. Когда перешел работать в школу, то заметил большое отличие системы среднего профобразования от школьной системы, начиная от поурочного планирования и заканчивая классным руководством, когда тебе в обязанность вменялось ходить по общежитию и будить детей. В то же время считаю, что из СПО в школу можно привнести практику на производстве, сделав ее интересной формой профориентации.

 

Все связано

Я уверен, что увлечь детей, мотивировать их на учебу можно, в первую очередь ответив на их главный вопрос: «А зачем мне нужны математика, физика, информатика, астрономия в жизни?» Важна реальная связь с миром повседневности, необходимо применение практических задач. Если ребята увидят, нащупают эту ниточку, то, можно сказать, 90% работы выполнено, останется только направлять их в нужное русло. Поэтому я использую практико-ориентированный подход, стараюсь мотивировать детей, показывая связь математики с жизнью, объясняя, что она повсюду, окружает нас и встречается даже в танце, живописи и музыке. На уроках мы рассматриваем проблемную ситуацию, и ребенок сталкивается с определенными трудностями. Чтобы преодолеть их, необходимо узнать что-то новое. Например, рассчитать, сможем ли мы доехать из Сосногорска в Сыктывкар, если расстояние между городами столько-то, заправили в бак столько-то, а расход топлива такой-то.

 

Свободное несвободное

В свободное время (которого нет из-за нагрузки) занимаюсь депутатской деятельностью (депутат городского поселения Сосногорск). В обязанности депутата входит: присутствовать на заседаниях совета, принимать те или иные решения (бюджет Сосногорска, например), участвовать в различных мероприятиях (приемка школ и детских садов к учебному году), в волонтерских (помощь детям из малоимущих семей, жителям Донбасса) и экологических акциях (уборка территорий, посадка деревьев и т. д.). Пока совмещать этот вид деятельности с педагогической работой получается.

Когда-то участвовал в играх КВН в том же Сосногорске. Наверное, только юмор спасает в образовании. Мы не унываем и постоянно шутим, поэтому из-за дверей учительской нашей школы часто слышен смех.

Стараюсь выбираться с друзьями погулять, играю в компьютерные игры, читаю книги и потихоньку собираю свою библиотеку. В отпуск езжу к родителям и делаю ремонт. Интересуюсь историей, особенно военной. Люблю пересматривать советские фильмы о Великой Отечественной войне.

В образовании чувствую свою причастность к будущему города, республики и страны. Учителя обязаны быть в авангарде образования и развивать инновационные методы в профессиональной деятельности. В то же время мы должны учитывать, что работаем с маленькими людьми, у которых есть свои взгляды, идеи и проблемы. Считаю огромной удачей быть тем человеком, который открывает двери детям в огромный мир, старается помочь найти отправные точки и маяки их путешествия по жизни.

 

Поделись с коллегою своим

Примеры практико-ориентированных заданий по математике от Дениса Ануфриева

1-й уровень сложности:

А. В приюте «Лучший друг» раз в 9 дней проводится генеральная уборка вольеров и раз в 21 день – санитарная обработка вольеров вместе с животными. В санитарную обработку входит и генеральная уборка вольеров. Стоимость расходных материалов для генеральной уборки составляет 1200 рублей, стоимость санитарной обработки составляет 3100 рублей. Какую сумму на 2023 год необходимо запланировать на проведение этих мероприятий?

В приюте есть больные животные, которым требуется лечение. Например, собаке Пирату прописано три вида уколов. К сожалению, животные плохо переносят три укола в один день, и в такие периоды им нужно наблюдение у ветеринара. Первый укол делают раз в 3 дня, второй – раз в 5 дней, третий – раз в 2 дня. Все три укола начали делать в понедельник 5 сентября. Какого числа необходим осмотр Пирата ветеринаром?

Б. Мы хотим приготовить тесто для пирога. Как с помощью стакана и ложек отмерить продукты, если для него надо взять 600 г пшеничной муки, 150 г молока, 5 г соли, 50 г сахарного песка, 20 г дрожжей?

В. Иван решил завести себе рыбок кардинал, самку и самца. Он узнал, что для комфортного содержания каждой рыбке нужно 5 литров пространства в аквариуме. В ближайшем магазине мальчик нашел подходящий аквариум в форме прямоугольного параллелепипеда, его размеры составили: длина – 30 см, ширина – 25 см и высота – 22 см. Будут ли чувствовать себя комфортно рыбки в таком аквариуме?

2-й уровень сложности:

А. Иван решил завести себе рыбок кардинал, самку и самца. Он узнал, что для комфортного содержания каждой рыбке нужно 5 литров пространства в аквариуме. В ближайшем магазине он нашел аквариумы следующих размеров (см. таблицу). В каких аквариумах рыбки будут чувствовать себя комфортно?

Б. Максим с папой решили на летних каникулах обновить дизайн в доме и остановились на варианте, что необходимо покрасить окна и двери. Максим выяснил, что всего в доме 3 окна и 4 двери. Была выбрана светло-голубая краска, но, к сожалению, в магазине оказалось всего 6 таких банок. В инструкции к краске было написано, что на дверь уйдет 800 г краски, а на окно на 200 г меньше. В каждой банке по 1 кг краски. Хватит ли отцу с сыном краски, чтобы осуществить задуманное?

Название Длина в см Ширина в см Высота в см
Ferplast 20 25  15
Altum Panoramic 28 24 20
PNG клипарт 26 20 20
Биодизайн Атолл 24 22 18

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Республика Коми

 

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте