Проблемы и перспективы развития математического образования в российских вузах обсудили 21 мая за «круглым столом» представители 35 крупнейших университетов страны. Это стало завершением XXIX пленума Учебно-методического совета по математике и механике УМО по классическому университетскому образованию, который прошел 19-22 мая в Архангельске.
Одна из ключевых проблем, о которых говорили участники «круглого стола», – повсеместное сокращение числа абитуриентов, поступающих на математические факультеты. Ведущие математики связывают это не только с демографическим спадом. Фундаментальные науки не пользуются популярностью среди выпускников школ. Большинство абитуриентов выбирают более престижные и узкопрофильные специальности. Все чаще в некоторых вузах звучат предложения закрыть направление «математика».«Выпускники математических специальностей обладают уникальными фундаментальными знаниями. Благодаря этому они легко переучиваются и могут спокойно найти себя в этой жизни, – считает Владимир Чубариков, декан механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. – Спросите любого программиста, и он вам скажет, что из математика можно подготовить профессионального программиста всего за две недели».В ходе дискуссии участники выдвигали достаточно неожиданные предложения. Например, отмену вступительных экзаменов в вуз. Несмотря на кажущуюся абсурдность этой идеи, математики единогласно заявляют, что ЕГЭ не всегда отражает реальный уровень знаний школьников. Экзамены предлагается заменить собеседованием. В личной беседе преподавателя с абитуриентом будет видно его умение мыслить и логически размышлять, что очень важно для будущего математика.«Экзамены – это огромные затраты для государства. Система собеседований вполне успешно показала себя во Франции», – рассказывает Александр Лосев, профессор Волгоградского государственного университета.В ходе «круглого стола» были затронуты и другие проблемы, связанные с сокращением часов математики на непрофильных факультетах, необходимостью введения у математиков курса «параллельного программирования», а также несоответствия учебных программ новым образовательным стандартам. Все эти проблемы встречаются практически в каждом региональном вузе. Но не в Северном (Арктическом) федеральном университете.«В Архангельске нет многих проблем, которые есть у наших коллег из других регионов. Приятно, что наш опыт развития международных образовательных и научных проектов является примером профессионализма для вузов России», – отметила Людмила Хаймина, декан математического факультета С(А)ФУ.
Комментарии