Более полумиллиона российских школьников – учеников 1–5 классов – приняли участие в олимпиаде «Я люблю математику 2020», которую в феврале-марте проводили «Яндекс.Учебник», Центр педагогического мастерства Департамента образования и науки города Москвы и анимационный проект «Фиксики». Анализ ее итогов показал: трудности вызвали задания, тренирующие гибкость мышления. Это может быть связано с повсеместным натаскиванием детей на решение типовых задач. Об итогах олимпиады и проблемах преподавания математики в школе мы поговорили с директором Центра педагогического мастерства Иваном Ященко.
В олимпиаде участвовали ученики с 1-го по 5-й класс – всего 565 982 школьников из 15 тысяч школ по всей России прошли задания пробного и основного тура. Самыми активными оказались ученики четвертого класса, а наиболее высокие результаты показали первоклассники. Заданий, с которыми не справился бы ни один участник олимпиады, не было. А 19% детей справились абсолютно со всеми задачами основного тура.
– Я считаю, что мы достигли главной цели – у ребят повысился интерес к математике, а учителя получили прекрасный дополнительный инструмент для мотивации учеников. Если судить по результатам, они его успешно использовали, – отметил Иван Ященко.
Олимпиада проходила в онлайн-формате, поэтому задания можно было решать и в домашней обстановке. Некоторые воспользовались помощью взрослых, что, разумеется, видно и на статистике, но большинство выполняли задания честно, причем и дома и в школе. По мнению эксперта, бороться с этим нет смысла, ведь нечестные решения крадут возможности у самих детей, никак не влияя на общие итоги, так как границы дипломов устанавливаются не по заранее установленному количеству или проценту дипломов, а исходя из содержательных критериев, например, количества баллов, означающих, что ребенок успешно продвинулся в заданиях олимпиады.
– Я скажу одну очень непедагогичную вещь. Если не очень сильный ребенок вместе с родителем прорешал задания олимпиады и получил от этого удовольствие, то это тоже может стать стимулом для дальнейших занятий математикой. Ещё раз подчеркну, наша олимпиада – это не соревнование детей с детьми. Это яркий и красивый повод решать интересные задачки, – подчеркнул директор Центра педагогического мастерства.
Нестандартное мышление
По словам эксперта, некоторые сюжеты заданий явно выходили за рамки формальной школьной программы, для их решения требовалось мыслить нестандартно. Составители сделали упор на умение применять математику в реальной жизни и мыслить при этом нешаблонно. По мнению Ивана Ященко, именно этому стоит уделять особое внимание во время обучения школьников, причем не только математике. Олимпиаду он считает возможностью поделиться своими идеями и наработками со всей Россией.
Согласно статистике, подготовленной «Яндексом», не все дети оказались готовы к необходимости применять нестандартные подходы. К примеру, трудности вызвали задания, тренирующие гибкость мышления – с задачей на «обратный ход» справились только 13% учеников пятых классов. Еще одна задача была связана с шахматами. Нужно было найти оптимальный способ защиты Фиксиков (персонажи известного мультсериала стали главными героями заданий олимпиады) от ферзей с помощью Кработов, при этом не обязательно было знать правила шахматной игры. Наиболее высокие результаты показали ученики 2-х и 3-х классов. Иван Ященко считает, что проблемы в решении возникают из-за шаблонного натаскивания на типовые задачи:
– В начальной школе применяется самая неэффективная технология, пришедшая ещё с древних времен, – «делай, как я». Ребенку рассказывают задачу, показывают алгоритм её решения и дают десять примеров на закрепление. Если ребенок что-то сделал неправильно, ему об этом говорят и повторяют алгоритм еще раз. В результате, у ученика полностью исчезает желание мыслить, и он «дрессируется» на автомате.
Однако без базовой техники в математике, разумеется, не обойтись. Если ученик не выучил таблицу умножения, ему будет тяжело.
– Одна из задач начальной школы – развитие у ребенка интереса к познанию. В наш цифровой век человек будет конкурировать с компьютерами и роботами не за счет исполнительных навыков, а за счет мыслительного процесса. Мы «теряем» огромное количество ребят в начальной школе именно за счет этого.
Сейчас школа борется за интерес ребенка с очень серьезными конкурентами: интернетом, играми на планшете и прочим. Образование должно быть живым, интересным и ярким. Однако это не значит, что его целиком нужно сводить к играм.
Читательская грамотность
Креативность и нешаблонное мышление не могут проявиться без наличия базовых умений, в частности, читательской грамотности. Правильно прочитанное и усвоенное условие задачи – это уже половина ее решения.
– При составлении некоторых задач мы были вынуждены после апробации немного упростить условия, чтобы они были более доступным. К сожалению, большинство задач, которые дают детям в школе, – рафинированные, специально препарированные, – считает Иван Ященко.
Эксперт сравнил их с адаптированными под словарный запас текстами на английском языке. Их уже кто-то переработал за тебя. По его мнению, умение перевести реальную ситуацию в короткий и понятный математический вид сейчас гораздо важнее технического исполнения.
– Если ты смог грамотно перевести условие жизненной ситуации или какого-нибудь рассказа в четко сформулированный математический вид, потом эту задачу даже компьютер поможет решить. А вот перевести её пока компьютер не умеет, – подчеркнул эксперт.
По словам эксперта, невнимательность и неумение правильно прочесть условие задачи прослеживалось в образовании всегда, но сейчас эта проблема стала острее.
– Мы должны ещё больше учить детей внимательно читать. Сказывается, что люди привыкли воспринимать все образно, клипово, не разбираясь в четкости условий, – отметил директор Центра педагогического мастерства.
Сейчас простые и ответственные решения в равной степени требуют особого внимания. В качестве примера эксперт привел анекдотическую ситуацию, произошедшую в Австралии. Женщина закупила туалетной бумаги на 3000$. Выбирая товар на сайте, она перепутала упаковки с рулонами. Вместо того, чтобы заказать 48 рулонов, она взяла 48 упаковок. Если бы она покупала это на кассе, конечно, заметила бы ошибку, но тут просто была невнимательна и не перепроверила.
Однако интерес к математике у ребят растет, и олимпиада лишний раз это подтвердила. У школьников есть потенциал, который важно не потерять.
– Мы абсолютно уверены, что учителя, которые используют возросший интерес ребят и доступные задачи олимпиады, и подхватят эту волну, потом будут радоваться росту успеваемости учеников, – отметил Иван Ященко.
Эксперт уверен, что в будущем ребята покажут себя и на Всероссийской олимпиаде школьников. Причем не только по математике, но и другим естественно-научным предметам.
31 марта Центр педагогического мастерства и «Яндекс» запускают бесплатный проект «Яндекс.Школа». Он включает в себя видеоуроки в «Яндекс.Эфире» для 5-11-х классов, научно-популярные лекции, подготовку к ЕГЭ и ОГЭ с ведущими преподавателями, курсы математики, русского языка и окружающего мира в «Яндекс.Учебнике». Кроме того, в «Яндекс.Учебнике» для педагогов будет доступен первый российский сервис для организации видео-уроков онлайн.
Фото Марии Дмитриевой из архива «УГ»
Комментарии