Преемственность – это связь между определенными этапами развития. В системе образования на сегодняшний день дошкольное образование является одним из уровней образования и основой для школьного образования. В соответствии с современными стандартами дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному овладению игровыми математическими представлениями дошкольниками раннего возраста способствует использование в практике работы воспитателей дошкольных групп школы №390 имени генерала П.И.Батова практического пособия «Дары Фребеля».
«Дары Фребеля» – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста. Использование Фребель-педагогики в развивающем пространстве дошкольника – это и историческая традиция, и современное новаторство. Фридрих Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.Основной целью работы воспитателей дошкольных групп школы №390 с «Дарами Фребеля» является создание условий для формирования у ребенка основ логического мышления игровыми математическими средствами.Педагог – воспитанник – совместный творческий подход к дидактическим материалам Фребеля позволил превратить занятие в экспериментальную исследовательскую деятельность. Деятельность, которая развивает у участников способность к сотрудничеству, сотворчеству, рассуждению «на равных». Мнение ребенка является решающим, важным, интересным для воспитателя. Диалог «взрослый – ребенок» направлен на позицию «хочу так, мне так нравится, так удобнее». Важно, что большое значение в системе Фребеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Фридрих Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.Сегодня, когда в соответствии с современными стандартами дошкольного образования игра для дошкольника – это и воспитание, и обучение, основными задачами нашей работы с детьми является развитие способности обдумывать и планировать свои действия, планомерно получать результат, формировать у дошкольников приемы логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), развивать у детей вариативное мышление, творческие способности, фантазию, умение строить свои умозаключения.Развитие элементарных математических представлений – это важная часть личностного и интеллектуального развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. В число основных интеллектуальных умений ребенка входят логические умения, формируемые при знакомстве с математическими приемами и мыслительными операциями.Изучив характеристики, обучающие функции и особенности дидактических материалов «Дары Фребеля», мы нашли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления у детей и сочли необходимым пополнить развивающую среду групп обучающими дидактическими материалами для самостоятельной деятельности ребенка. Это дает возможность детям самостоятельно ставить задачу, планировать и обсуждать ее решение со сверстниками и с взрослыми.Методика Фребеля содержит уникальные развивающие игры, состоящие из простых геометрических форм, мелких деревянных деталей и элементов из различных материалов, давно знакомых детям. Секрет и педагогическая мудрость их в том, что задачи, продуманные автором много лет назад, и сегодня, во время компьютеризации, новых прогрессивных форм обучения ребенка, способствуют формированию умственных способностей и развитию интеллекта у ребенка.Вся эта работа опирается на развивающую среду, созданную в наших дошкольных группах. «Дары Фребеля» используются воспитателями в различных видах работы: непосредственно образовательной деятельности, математических упражнениях, играх на плоскостное и объемное моделирование, головоломках. Поскольку игра – основной вид деятельности дошкольников, занятия, по сути, являются педагогической системой, в процессе которой дети обучаются, играя, то есть исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. По этой причине все занятия по математике проводятся, объединяя все части одним сюжетом, одной игровой целью.Дидактические игры «Дары Фребеля» помогают ребенку изучить пространство, обучают малыша делению целого на части, дают знания о составе числа. При помощи зеркального экрана ребенок может смоделировать геометрию фигуры, увидеть ее во всех ракурсах…Изучая методику Фребеля, готовя методические объединения и семинары на базе нашего образовательного учреждения, мы выявили одну из главных задач педагога: не испортить врожденной и позитивной природы ребенка, а развить его природные способности. Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который сегодня является основой стандарта дошкольного образования. Именно через деятельность, по мнению педагога, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание. Создавая игрушку, игровую или познавательную ситуацию, ребенок получает безграничный простор для собственного творчества, изучения собственного окружающего мира. Здесь ребенок выступает как творец, как автор игровой ситуации или поставленной задачи. Это делает игру познавательной, увлекательной, а деятельность ребенка яркой, осмысленной, созидательной.Дошкольник – человек играющий, поэтому в стандарте обучение входит в жизнь и развитие ребенка через игру. В игре дошкольник – член общества, участник взаимоотношений, индивидуальность, имеющая свое место и мнение.Фридрих Фребель считал, что «…самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий…» Это как никогда вписывается в концепцию современного московского образования «От ученика знающего к ученику умеющему» в рамках практико-ориентированного подхода в образовании.Ирина ЗНОВА, воспитатель дошкольных групп школы №390 имени генерала П.И.Батова
Комментарии