search
main
0

Математика для всех: гуманитарные науки в физматшколе

Гармоничного сочетания образовательного и воспитывающе-развивающего эффектов школа с углубленным изучением предметов естественно-научного профиля добивается путем подбора методов обучения с учетом психолого-педагогической характеристики математически одаренного школьника. Главными методами обучения стали проблемно-исследовательские методы.

Необходимо формировать культуру умственного труда; готовить школьников к самостоятельному, глубоко осознанному труду, развивать личностные качества учащихся, творческую активность.Предметы естественно-научного цикла развивают логическое мышление, аналитические способности и память, которые первостепенны для развития механизмов мыслительной деятельности. Математически одаренные дети легче усваивают основы анализа: выделение главного из частей, выявление разных характеров взаимосвязей между ними в зависимости от комбинаций, а также разное понимание целого как совокупности комплексов элементов, как совокупности элементов с выделением у них базового, систематизирующего компонента, как совокупности главных элементов в комплексах. Важное место на уроках математики занимают основы синтеза: при синтезе следует обучать объединению умений и комплексов; выделению разных комплексов в зависимости от комбинаций.Основа логического мышления – умение выделять причинно-следственные связи, что математически одаренным детям дается намного легче. Учащиеся идут от доказательства влияния одних элементов на другие, влияния комплекса целиком на отдельные элементы и, наоборот, выявления более сильных связей между элементами. Таким образом, в процессе развития системы мышления большое значение имеет овладение школьниками умениями оперирования, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, в частности, умениями излагать информацию на основе разделения ее на части с выделением обобщений в этих частях, излагать информацию на основе выделения выводов, переходящих в общие выводы и умозаключения. На уроках математики детей обучают обратному ходу мыслей, владению умозаключением, разными видами обобщений и посылками к ним; основам анализа научных понятий, правил, закономерностей, законов – все это формирует мышление. Это означает, во-первых, знание цели обучения учащимися; во-вторых, умение решать исследовательские задачи, в основе которых, с одной стороны, можно увидеть лабораторный опыт, эксперимент, а с другой – перенесение выводов исследовательской задачи на закон; в-третьих, попытка самостоятельно включить полученные знания в виде закономерностей в содержании закона. При творческих методах обучения на первое место встает информация о ценностях, «встраивающихся» в общий цивилизационный контекст. В связи с этим можно говорить о творческом характере познавательной деятельности, которому свойственны определенные особенности, при восприятии и осмыслении нового материала расширяется сфера поисковой деятельности для открытия явлений, объектов и их новых сторон. В процессе закрепления на уроке используют новые знания в разнообразных ситуациях, а приемы учебной работы способствуют проявлению сообразительности, догадливости, оригинальному подходу к выполнению заданий. Кроме того, при выполнении упражнений школьники не только воспроизводят знания и действия, но и широко пользуются самостоятельно открытыми приемами действий, операциями в строго логической последовательности. Дети проявляют более вдумчивое отношение к установлению новых связей между явлениями и процессами. Такие дети, как показывает практика, успешны и в области гуманитарных наук. Не случайно существует известное выражение: «и физики, и лирики». В школе естественно-научного профиля постепенно складывается система развития индивидуальных творческих способностей учащихся как в области естественно-научного, так и в области гуманитарного цикла.Видимо, спорна мысль о том, что в школах с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла, где большое внимание уделяется профильным предметам, «обедняется» духовная составляющая и учащиеся не имеют полной возможности реализовать свой творческий потенциал. Действительно, профильные предметы забирают много сил и времени учеников, но задача учителей-гуманитариев – выстроить систему гуманитарного и эстетического образования так, чтобы избежать односторонности и некоторой «неполноценности» образования. Это важно и с позиции демократизации образования, ведь современная школа должна предоставить учащимся таких школ возможность как можно полнее реализовывать творческий потенциал личности, создать условия для формирования их художественно-эстетических способностей, чтобы не ограничивать в дальнейшем свободу выбора.Общие психологические процессы – восприятие, образные представления, образное мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально-положительные отношения к ней, а также память и внимание. Образное мышление – основа развития воображения, без которого невозможно осуществление ни одного вида творческой деятельности. Воображение надо развивать прежде всего средствами самой деятельности. Педагогическая наука определяет два типа воображения – воссоздающее и творческое.Стержневым элементом деятельности учителя гуманитарных предметов по развитию личности школьника, в частности по развитию воссоздающего и творческого воображения, стала постановка художественно-исследовательских задач. На этапе развития творческого воображения работа учителя осложняется: при максимальной опоре на воссоздающее воображение происходит переход к самостоятельной творческой деятельности.Уникальность творческого процесса на уроках литературы заключается в органичном переплетении различных видов человеческого творчества вообще. Главный из них – анализ художественного текста в единстве содержания и художественной фирмы. Успешное решение художественно-исследовательских задач может осуществляться только на основе все большего проникновения ученика в текст, раскрытия его глубинных образных связей, постижения образной целостности произведения. В этот момент учитель-гуманитарий имеет возможность опереться на те рычаги, которые дает естественно-научный цикл.Логическое и аналитическое мышление (например, через совместное исследование художественного текста) становится основой для развития воссоздающего и творческого воображения ученика.Наталия СОКОЛОВА, учитель русского языка и литературы, заведующая кафедрой гуманитарных наук школы №444

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте