search
main
0

Математический шпагат. Педагогика вполне может быть универсальным лекарством

Ветеран труда, отличник народного просвещения, почетный житель Карповского поселения Омской области Нина Валерьевна ФЕДОРЦОВА в педагоги попала случайно. Не хотела она в учителя, не собиралась.

Баул знаний Хоть и любила Нина с ребятишками возиться, но технику уважала. Подала документы в училище электросвязи. Только родной дядя, не слушая возражений, чуть не силой запихнул племянницу в машину: мол, какой из тебя, тонкой и звонкой, сварщик? Привез в Исилькульское педагогическое училище в чем была: в плюшевой куртке, с баулом, сшитым из клеенки. Учеба Ниночке понравилась. К пытливому уму добавилось умение наблюдать, анализировать. А уж целеустремленности ей не занимать. С самого детства  такая: решила – сделала. Когда в их небольшую деревеньку приехал цирк, в клуб набилось столько народа, что,  выглядывая из-за чьего-то плеча, только и увидела одно выступление. Акробаты лихо перепрыгивали со стойки на стойку и,  приземляясь, делали шпагат. Украдкой от всех в сарае рядом с коровой и поросенком девушка начала  тренировки. И ведь месяца через два прыгала не хуже цирковых, а на шпагат садится до сих пор. Как и делает зарядку – трижды в день, занося в тетрадку под названием «Мои результаты» количество и качество своих успехов. – Пока в школе работала, часто вместе с ребятишками зарядку делала перед первым уроком, – рассказывает Нина Валерьевна. – Любовь к спорту помогала и в учительских делах. Однажды, когда трудные задачи никак не решались, кто-то из учеников махнул рукой и сказал: «А ну ее, математику». Нина Валерьевна вышла на середину класса и села на шпагат. Ребята обалдели. Учительница математики, отряхнувшись и приняв привычную позу, сказала просто: «В любом деле нужно трудолюбие». Трудиться Федорцова умеет и любит. Работать начала рано, родители-то весь световой день проводили на колхозном поле за трудодни. Единственная возможность получить настоящие деньги – сдавать в заготконтору ягоды, грибы, лекарственные растения. Деньги зарабатывали ребятишки под руководством старшей, Нины. Много времени отнимал огород -70 соток картофеля, репы, брюквы, турнепса… Единственной обувью на все времена года были кирзовые сапоги, одежду  перешивали из материных платьев. А вот учителя были особенные – грамотные, интеллигентные, с глубоким знанием предмета. Все они были сосланы на переселение из Питера, Москвы, Самары. Деревенская школаВ Пальцевку, за 12 километров от райцентра, пришла пешком. И осталась. Полвека прошло в небольшом селе,  которое стало родным. 43 года отдано школе, детям, каждого из которых помнит до сих пор, каждым гордится, о каждом знает. Деревня,  как многие в то время, – землянки да мазанки, электричество по часам,  и то не у всех. Зато школа новая: сами жители строили по вечерам. Поселили учительницу вместе с еще двумя начинающими педагогами-девчонками в землянку.  Всего имущества – печка да плитка. Пошли втроем по деревне  мебель искать. Нашли кровать с панцирной сеткой почти новую. Одна беда – детская, полтора метра в длину. А учительниц молодых бог ростом не обидел.  Подставили чурки, которые расколоть не смогли, когда дрова  в печь готовили. Получилось совсем неплохо. Если не поворачиваться. Иначе все сооружение ломалось, приходилось  ночь снова начинать. Так и спали по очереди на единственной кровати, другие на полу. Но жили весело: учили детей, помогали совхозу, бегали в клуб и сидели за книгами. Ребятишки целой оравой приходили к учительницам за книгой, советом, знаниями. Нина Валерьевна вспоминает:- В то время учитель был значимой фигурой на селе, заметной. Замечали всё: как ты одет, как себя ведешь, как к людям относишься, что умеешь делать по дому, и уж понятно, как работаешь. А работать приходилось универсалом – преподавать сразу несколько предметов, быть воспитателем, лектором, агитатором, советчиком, сезонным помощником в совхозе, участником художественной самодеятельности.Учителя работали на току, помогая совхозу, ученики участвовали в уборке. Картофель, свекла – все это было частью воспитательной работы, которая учит трудолюбию,  осознанию общности.  Осенью приходил в школу председатель совхоза, благодарил, дарил подарки и жал руки – труд не оставался незамеченным. – Работали все с желанием и без уговоров, – рассказывает Нина Валерьевна. – Да и вообще не было у нас проблем с дисциплиной.  Каждого ребенка знали не только в лицо, но и по почерку, поведению, особенностям. Отношения в школе были домашние, ребятишки росли на глазах. За всю педагогическую жизнь никто мне грубого слова не сказал. Но не только ученикам были интересны приезжие учительницы. И постарше ребята заходили, все больше по делу, конечно: снег почистить, дров наколоть. Однажды Анатолий Федорцов, скромный, трудолюбивый парень, по хозяйству помог. Дальше – больше: в клуб позвал, а там и в жены. Ниночка раздумывала недолго – почувствовала своего человека.- Начинать было непросто, – говорит супруга со стажем семейной жизни почти  в полвека. – Особенно когда ребятишки появились. Но стремились, верили. Да и поддержку чувствовали родных, сельчан. Стоит лишь постучатьОбразовавшейся в 1967 году семье Федорцовых,  трактористу и учительнице, совхоз выделил квартиру – маленький, только построенный камышовый дом, в придачу кровать. Ну чем не жизнь? Зарплата маленькая, но к учебному году у Нины Валерьевны всегда было новое платье. – К первому сентября учителя, ученики, родители – все наряжались от души, чтобы новый учебный год в новом встречать, – смеется Нина Валерьевна. – Готовили к этому дню не просто линейку –  спектакль с посвящением первоклассников в нашу школьную семью. Актеры – дети, учителя, родители. Ни один ребенок в этот день не оставался незамеченным. Каждому хлопали и каждого подбадривали.    Директором Пальцевской школы Нина Валерьевна стала в 1974 году. Поначалу смущалась, переживала. Но быстро успокоилась – помог коллектив. Крепкий, способный и очень дружный. О каждом из него  бывший директор школы может говорить долго:  то тихо улыбаясь воспоминаниям, то вдруг высоко поднимая голову – гордясь теми, кто, пройдя пальцевскую школу педагогики, на протяжении многих лет удачно работает в школах области. Гордится она и своими учениками, жизнь которых сложилась по-разному: одни  остались верны селу, несмотря на отсутствие работы и комфортных условий, другие уехали, но свою малую родину не забывают, наведываются. И те и другие с горечью видят, как здание школы приходит в негодность: не очень просторное, не самое современное, но такое родное. Давно нет библиотеки, в которой можно было найти, кажется, любую книжку, в кабинетах с забитыми окнами холодно и пусто. Волейбольная сетка, натянутая рядом со зданием, прохудилась, разметка на асфальте еле видна, впрочем, как и сам асфальт, турники и рукоход все еще действуют. Когда ребятишки со всей деревни бегут туда играть, они, как и прежде, кричат: «Айда в школу!»Нине Валерьевне не сидится, она по-прежнему отзывается на все проблемы односельчан. Новое поколение учеников по-прежнему считает своими детьми. Потому, узнав о трудностях ребятишек в новой  школе, когда не стало малокомплектной Пальцевской, дети стали ездить в большую районную, на родительское собрание поехала тоже. Поняла: почти полгода адаптации, которые были даны их детям в чужой школе, расслабили и отучили работать. Собрала всех дома  за большим столом и вновь начала преподавать математику – бесплатно, конечно, для тех, кто забыл, пропустил, не заметил. К каждому такому занятию писала планы.- Все дети разные: то, что одному легко и просто, вызывает трудности у другого, в том и есть педагогика – найти подход к каждому. Знания, оцененные как неудовлетворительные, – это показатель твоей работы, твоей ответственности за ученика. Как смогла подтянула пальцевских ребятишек, наказав строго-настрого: накапливать трудности нельзя. Можешь –  решай их сам, нет – приходи, дверь дома Федорцовой откроется. Стоит лишь постучать.Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте