«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда, но я их поняла не сразу. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий, самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное – не бояться ошибаться в поисках нового пути. Я твердо уверена, что именно этому нужно учить в школе.
Преодолевать трудности, выходить за границу собственных знаний – эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге непременно подготовят моих учеников к большим испытания в большой жизни. Они не спасуют, не уйдут в сторону, они выдержат! Как бы мне этого хотелось!
Цель: создать условия для развития интереса к предмету через расширение знаний по изучаемой теме.
Задачи:
Обучающая – способствовать применению математических знаний по темам: «Подобие треугольников», «Свойства хорд окружности», «Симметрия».
Развивающая – продолжить формирование следующих умений: анализирование и структурирование найденного материала; умение работать в группе.
Воспитательная – приобщить детей к чтению художественной литературы.
Этапы работы
I) Подготовительный этап.
Учитель предлагает школьникам прочитать и затем проанализировать произведения следующих писателей: Г.Лонгфелло «Кавана», Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», Жюль Верн «Путешествие к центру Земли» для использования математических знаний при изучении художественной литературы.
Данный этап проводится в классе.
№ п\\п
Деятельность ученика
Деятельность учителя
1
Создают инициативную группу по отбору учебного материала, которые могут быть использованы в математическом походе.
Организует деятельность инициативной группы
2
Инициативная группа предлагает следующие темы для обсуждения в классе:
– симметрия в природе,
– использование подобия треугольников в природе,
– использование свойств хорд окружности в природе
Координирует работу групп
3
Сформулированные темы обсуждаются учащимися на семейном совете дома.
Выступает как консультант для учеников, помогает найти литературу
4
Создаются группы по интересам, в состав которых входят и родители; распределяются роли в группах; обсуждается план работы.
Участвует в обсуждении, советует, консультирует
В результате обсуждения сформировались следующие группы:
1. Симметрия в природе.
2. Игра в прятки.
3. Измерение высоты дерева.
4. Определение расстояния от лодки на озере до берега.
II) Основной этап (проходит на берегу озера в дубовой роще):
№ п/п
Деятельность учеников и их родителей
Каждая группа исследует местность в соответствии с выбранной темой.
Одна группа выступает по своей теме, остальные слушают и записывают вопросы или понравившиеся моменты.
Обобщает работу каждой группы
Группы отвечают на вопросы и обсуждают наиболее интересные элементы выступления.
Участвует в обсуждении.
III) Аналитический этап
Рефлексия
Учитель вместе с учениками и их родителями обсуждают следующие вопросы:
Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Нужно ли проводить такие мероприятия?
Учитель предлагает учащимся создать копилку интересных идей по данной теме и даёт рекомендации по её созданию.
В результате данной работы на свет появился диск под названием «Математический поход», авторы которого – учащиеся 8 класса и их родители.
Литература
Бондаревская В.М., Смульсон М.А. Некоторые особенности становления стратегий решения задач.//Вопросы психологии. – 1973. – №5. – с.58 – 65.
Геометрия: Учеб. для 7 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 335 с.
Жохов В.И.., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян С.М. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5 – 11 классы. – 2-е стер. Изд. – М.: Вербум-М, 2004. – 208 с.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 255 с.
Пойа Д. Как решать задачу: Пер. с англ. – М.: Учпедгиз, 1959. – 216 с.
Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975. – 464 с.
Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970 – 452 с.
Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 11 кл. / Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. – 320 с.
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004. – 56 с.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – Москва, Ладога-100, 2002 – 298 с.
Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. Спец. Пед. Вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие / Т.А.Иванова, Е.Н.Перевощикова, Т.П.Григорьева, Л.И.Кузнецова; Под ред. проф. Т.А.Ивановой. – Н.Новгород: НГПУ, 2003. 320 c.
Елена Печенкина, учитель математики гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области,
В прикрепленном файле – презентация.
Комментарии