search
main
0

Математические орехи. Paavo Shmakov – из России в Финляндию и обратно

Лицей этот нетиповой. В Википедии про него именно так и сказано: «Нетиповое муниципальное общеобразовательное учреждение для детей, проявивших выдающиеся способности». Вот такое определение досталось лицею имени Николая Ивановича Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете. И директор ему достался тоже нетипичный. С совсем неклассической историей назначения на должность.

Двенадцать лет назад Павла Шмакова, возглавлявшего тогда Академический колледж при Казанском госуниверситете, практически выжили из города. Его слишком нешаблонный колледж закрыли. Под запрет попала и другая инициатива Шмакова – создать интернат для талантливых сельских ребят. Поначалу идею поддержал президент Минтимер Шаймиев, в 1996 году даже вышло постановление правительства, что такой интернат появится. Было определено место в центре Казани, где предполагалось его построить. Но на этом все и кончилось. Три года боролся Шмаков за свою мечту, а потом поставил точку и уехал преподавать в школу Тубельского в Москву. Но осел в итоге не в столице нашей Родины, а в Финляндии, в Хельсинки. В 45 лет жизнь началась сначала. Чтобы преподавать в финской школе, выучил язык и снова пошел учиться – в педучилище и в университет. Выпускник МИФИ получил второе высшее, теперь уже педагогическое, образование. Новый диплом позволял работать в школе. К тому времени язык был выучен на четверку (высший балл в «языковой шкале» в Финляндии – шесть). И для работы по временным – недельным, месячным, а потом и годичным контрактам достаточно было его уровня знания языка. Вот так в нескольких хельсинкских школах появился русский преподаватель физики, математики, химии Павел Шмаков. Именно его тайным голосованием в школе, названной в честь талантливого финского драматурга и писателя Алексиса Киви, дети выбрали лучшим учителем 2009 года. Из 50 других – финских – педагогов. И очень даже может быть не за уроки, а за совместное интеллектуальное творчество после звонка. Сначала на кружок Шмакова «Забавная математика» приходили человек 10, потом 20, 30… На первый этаж после уроков детей – от первоклассников до выпускников – тянуло как магнитом – играть в шахматы, го, катамино, решать забавные или сказочные задачки, общаться на интеллектуальные темы и пить чай. В итоге полшколы прошло через кружок, где дети с удовольствием щелкали головоломки как орехи. А однажды случилось совсем уж неожиданное совпадение. В Хельсинки приехал новый мэр Казани Ильсур Метшин. Финское школьное образование – одно из лучших в мире. В международном исследовании PISA подростки из Финляндии стоят на первой позиции вместе со сверстниками из Гонконга и Сингапура. Потому опыт работы финских школ пристально изучают многие страны. Вот так благодаря случаю в одной из лучших хельсинкских школ и познакомились земляки – мэр и учитель. Через год история продолжилась. Метшин разыскал Шмакова и предложил вернуться в Казань… в свой колледж, который к тому времени переименовали в лицей имени Лобачевского. И Шмаков вернулся.В будущее – по пунктамБыло это в августе прошлого года. С этого месяца и началось возвращение финского учителя Павла Шмакова в российское образование.Конечно, лицей новый директор стал строить не с чистого листа. И до прихода Павла Анатольевича он славился высоким уровнем преподавания. А по любимому многими образовательными чиновниками показателю – количеству стобалльников и среднему баллу по ЕГЭ – лицей был вторым в республике. Сейчас здесь почти 600 учеников с 7-й по 11-й класс, и очень многие ребята уверенно демонстрируют успехи в олимпиадах всероссийского уровня и делают первые шаги в науку.- Эти достижения педагогов и учеников, безусловно, надо сохранить. Но для меня важнее шагнуть дальше…Главные шаги «в дальше» Павел Шмаков уложил в несколько пунктов. Один из них сейчас как раз проходит апробацию. Это пункт про прием в лицей. Желающих учиться здесь немало. В этом году на 45 мест в первом потоке приема претендовало более 350 учеников. Конкуренция нешуточная. Потому для Шмакова принципиально, чтобы прием в лицей был честным, объективным и прозрачным. Прошел испытания – олимпиады, экзамены и предметные сборы – учись! Экзамены идут в три потока: два в июне и один в начале августа. В попытках сдачи детей не ограничивают. Засчитывают лучшие результаты. После экзаменов – сборы – пятидневная учеба по нескольким предметам, обязательным и по выбору. Важно, что экзаменационные листы через час после окончания экзамена выкладываются на сайт лицея, с шифром, без указания фамилий. Но дети и родители могут посмотреть выполненную работу. И подать апелляцию, если есть сомнение, что ее оценили неправильно.Финальный этап приема – компетенция отборочной комиссии. Возглавляют ее учредители: председатель – от управления образования, его зам – от университета. Еще есть представители педколлектива и родителей, психолог. Директор в отборочную комиссию не входит. Он только подписывает приказ о зачислении.В таком строгом алгоритме приема в лицеисты – только благодаря своим знаниям, способностям и таланту – есть шанс и для ребят, которые в олимпиадах не побеждали, но по-настоящему мечтают развиваться интеллектуально. Это вольнослушатели.- Когда ребенок мотивирован и у него есть что-то, чем он грезит заниматься, это не менее значимо, чем когда он одарен. Мы открыли лицей для тех, кто очень сильно хочет сюда попасть. Разрешили ребятам, ярко проявившим себя в прошлом октябре в «Турнире головоломок», ходить к нам на некоторые уроки, участвовать в наших научных конференциях. С ведома администрации их школ и родителей, конечно. Так родилась наша система вольнослушателей. Таких ребят немного, но они есть. И у них есть возможность ходить и учиться в лицее на протяжении года. А зачисление каждого такого ребенка обсуждается на педсовете.Еще один пункт развития лицея касается иностранных языков.- В Финляндии, Швеции все семиклассники в любой школе уже свободно говорят по-английски. А у нас в лучшем случае – только ученики школ с углубленным изучением языка. Физматшколы, а тем более школы обычные, свободным английским похвастать не могут. А я хочу, чтобы наши ученики могли. Потому для общения с ребятами мы активно приглашаем в лицей иностранцев – зарубежных студентов и ученых, которые приезжают в КФУ.Следующий пункт – самоуправление и самоорганизация.- В лицее ребенку должно быть хорошо и интересно. Здесь он по максимуму должен иметь возможность реализовать свои способности. И свободно пробовать свои силы в разных интересных ему вещах. Для ученика и для учителя свободное интеллектуальное творчество чрезвычайно важно. Как и возможность влиять на лицейскую жизнь, браться за новые необычные дела, пробовать свои силы.Это в полной мере относится и к учителям. С приходом Шмакова в лицее появились и новые учителя, большинству из которых от 25 до 40.- Это как раз тот самый возраст, когда человек может активно самореализовываться, увлекая ребят. Это люди необязательно с педагогическим образованием, но, естественно, с высшим, как правило с университетским, да еще часто со степенью кандидата наук.Ну и еще один пункт «на вырост» – исследовательская работа, лицей ведь при университете. Потому медленно, но верно занятие учеников наукой становится визитной карточкой лицея.- Нужно, чтобы вуз наши выпускники выбирали осознанно и могли поближе ознакомиться с делом, которым намерены заниматься в будущем. Поэтому мы даем возможность ребятам готовить творческие проекты и выбирать научного руководителя из числа кандидатов наук, аспирантов университета.Параллельные сборыПонятно, что можно разглядеть в лицее и «финские черты». Некоторые традиции перекочевали в Казань из Хельсинки вслед за Павлом Анатольевичем. В конце этого учебного года несколько дней часть ребят училась… круглосуточно. Вернее, они не только учились, но и отдыхали, и общались.- Мы провели лагерь, в котором дети четыре дня учились с утра до вечера, да еще и ночью оставались. Разумеется, с письменного согласия родителей, при действующей столовой, с действующим душем. Спали они, правда, не на кроватях, а на походных ковриках в спальных мешках. Прошло уже месяца три, а дети все вспоминают, как было здорово. Потому что не только учились, но и под гитару пели, и общались по душам… Такое помнится всю жизнь. Чтобы объединить ребят, я собираю раз в неделю всю параллель на совместный разговор. На научных конференциях самое интересное общение часто бывает между докладами. Вот так и у них есть возможность собраться вместе, кто-то делает объявления, появляются интересные ораторы. Это время предлагать что-то друг другу и учиться делать выбор, как развиваться дальше самому, что именно менять в лицейской жизни. Детям ведь очень важно, чтобы школа была не казенным учреждением. Тогда она действительно будет вторым домом. В Финляндии класс с учителем раз в четверть ночует в школе. И это нормально. Это сдруживает, объединяет, рождает новые идеи и проекты. Там нет такого сильного, как в России, противодействия неформальному. Уж если ты доказал, что можешь быть учителем, тебе доверяют и не мешают. Вот на этапе вступления в профессию идет жесткий контроль и проверка человека. С молодым учителем заключают контракт на год. Практически все работают лет восемь – десять и только тогда получают постоянное место в школе. В России учителю, к сожалению, не доверяют, унижая проверками и пустыми отчетами. А может, учитель – это тот человек, которому можно и нужно доверять, раз уж мы его допускаем к детям? Давайте проверять его перед тем, как он придет в институт и школу! Но раз уж он пришел в класс, зачем его постоянно контролировать?Не команда, а золотое руно!Ясное дело, что один в поле не воин. Шмаков хоть и вернулся директорствовать по приглашению первого лица в городе, но контроль за ним жесткий. Только по весне, накануне и во время ЕГЭ и ГИА, лицей усиленно проверяли разные инстанции… аж 13 раз. Репутация вольнодумца, человека харизматичного, который не станет прогибаться, изменять своим принципам, еще с 90-х обеспечивает ему в достаточном количестве и завистников, и единомышленников. Потому Шмаков так дорожит своей командой. Про каждого из них он рассказывал мне так долго и с таким теплом, что расшифровка получилась на 25 страниц. Маленькая повесть о ярких и красивых людях, которые любят детей, свою работу и, главное, которые по-настоящему талантливы, а потому и интересны детям. Первый зам – Игорь Петрович Григорьев, у которого кабинет всегда забит детьми, потому что там конструируют «всякие радиоэлектронные штучки», погружаясь после уроков в робототехнику. Другой первый зам – Анна Борисовна Маргулис – после получения второго высшего образования работала психологом… на две десятых ставки. А еще раньше была выпускницей Шмакова. Теперь на эту хрупкую женщину Павел Анатольевич оставляет лицей, если уходит на встречи или уезжает в командировки. На четверть ставки работает у Шмакова и еще одна бывшая его ученица – Гузель Шамильевна Нугманова. Ее конек – русский язык. А физику в лицее любят в том числе и благодаря Наилю Абузаровичу Афлетонову. Работает он по субботам. Потому что в будни трудится на благо нефтяной промышленности. Когда-то со Шмаковым они работали вместе, потом один по известным причинам уехал из России, а другой ушел из образования, надо было семью содержать. А сейчас судьба снова объединила их в лицее. Для Шмакова талантливые люди в классах его лицея – золотое руно, которое он готов разыскивать и добывать по крупицам.Я не сумею здесь подробно рассказать обо всех педагогах и учениках, которыми он дорожит и гордится. Но среди них есть известные всей стране – прекрасная актриса московского «Современника» Чулпан Хаматова и Денис Осокин, по сценарию которого был снят фильм «Овсянки».Начало следующего учебного года для Павла Шмакова будет знаковым. Потому что к 1 сентября откроет двери интернат для одаренных ребят из сел и деревень. Он будет небольшим. Всего на 19 человек. Для директора это исполнение его давней мечты, а для детей – шанс учиться в уникальном лицее. – В этом году у нас уже шесть стобалльников – по информатике, истории, биологии, химии и русскому языку, девять призовых мест на всероссийских предметных олимпиадах. В прошлом году стобалльников и призеров российского уровня было меньше.Здорово, не спорю. Но ведь ЕГЭ в жизни не главное. И Павел Шмаков это хорошо знает.P.S. Занимательные задачи математика Шмакова ищите и решайте на нашем сайте www.ug.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте