Курс не про прошлое, а про будущее
Когда вводятся инновации, в школе появляется новый проект, он всегда воспринимается по-разному и учителями, и семьями учеников – от восторга до недоверия. Особенно когда проект мобильный и гибкий, но «с входным билетом» и для учеников, и для учителей в виде вступительного теста для детей и олимпиады для учителей.
В таких ситуациях видны готовность команды школы к внедрению инноваций, единство учителей и администрации, выстроенные партнерские отношения с родителями.
И даже в этой ситуации бывает сложно избежать трудностей, связанных с разницей в ожиданиях.
Когда мы начинали этот проект, то понимали, что «Математическая вертикаль» ни в коем случае не замена углубленного изучения математики, не подготовка к олимпиадам, конкурсам, не академический курс.
Ежегодно мы говорим об этом родителям и ученикам. Изучение математики в этом курсе носит прикладной характер с ориентацией на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, развитие функциональной грамотности. Такой мы строим «Математическую вертикаль» в нашей школе. Академические знания подкрепляются проектными и творческими заданиями, которые ребята выполняют в группах сменного смешанного состава, а также индивидуально. Причем мы стараемся настраивать ребят на разработки не только в математике, но и в других дисциплинах, часто с применением математического аппарата.
Так, элементы статистики используются в социологических исследованиях в рамках проектов по иностранным языкам, биологии и даже физической культуре. А при изучении тем и разделов курса математики включаются знания из истории, географии, экономики и даже музыки. Математика становится интегратором разных учебных предметов в конкретных проектах.
Иная модель обучения, иные роли учителя и учеников, ориентация на практическое применение знаний, проектную и творческую деятельность – вот краткое описание проекта «Математическая вертикаль» в школе №1409.
Но даже в этой парадигме построения учебного курса семиклассники, знакомясь с основами математической статистики и теории вероятности, говорят, что как бы ни формировался класс, «гауссиана нас настигнет». То есть результаты обучения будут выстраиваться согласно закону нормального распределения Гаусса. А ведь это не только результаты обучения, но и ощущения, эмоции, настроение и даже обратная связь от родителей, учеников и учителей. Кто-то вырвется вперед, кто-то будет догонять. Групповая работа, команды и постоянное взаимодействие позволяют сделать процесс динамичным, интерактивным, организовать взаимопомощь и обучение в сотрудничестве.
Мы учимся понимать данные и работать с ними, показывая, что математика – это основа для управления и принятия решений, самоорганизации и развития ответственности и самостоятельности.
В самом начале реализации проекта пришло понимание, что работа с ориентацией на анализ данных, их интерпретация и принятие решений на основании этого анализа интегрируют математику и компьютерные технологии. К курсам проекта «Математическая вертикаль» по алгебре, геометрии и теории вероятности добавился курс по компьютерным технологиям и информационной безопасности. Нашим партнером стала Лаборатория Касперского. Так, в школе №1409 проект «Математическая вертикаль» обрел свои уникальные черты. Наши школьники изучают программирование, основы безопасной работы в социальных сетях, компьютерные вирусы и их распространение, а главное – способы борьбы с ними и меры предосторожности. Партнерство с крупной ИТ-компанией – это и профориентация, и учебная практика, и применение знаний в реальности. Математические методы и функциональный анализ позволяют иначе взглянуть на многие ситуации повседневной жизни: как мы тратим деньги на покупку продуктов питания, ремонт квартиры, путешествия, что мы знаем о налогах, страховании и кредитах, зачем учить в школе сложные проценты, интерпретировать диаграммы и графики.
Архитектура, дизайн, транспортное сообщение никак не обходятся без геометрии, а разные математические задачи мы решаем ежедневно, даже не задумываясь об этом.
Мы идем дальше и составляем рассказы с вымышленными героями и их приключениями на основе текстовых задач про смеси и сплавы, движение и работу. Не секрет, что именно задачи вызывают наибольшее затруднение у школьников. Потому что кроме знания математических формул необходимы навыки чтения и понимания прочитанного текста, умение работать с полученной информацией, интерпретировать текст в математическую модель, знание принципов и процессов математического моделирования, а затем возвращение к исходному условию. Чтобы не получалось полтора землекопа или скорость велосипедиста больше 200 километров в час.
Конечно, не обходится без сложностей. В первую очередь с пониманием детьми и взрослыми, что этот курс не про прошлое, а про будущее. Не про постоянное решение заданий по учебнику от страницы к странице, не про тесты и контрольные, а про умение думать, представлять свои размышления, интерпретировать в конкретные работы, проекты, совместно работать.
Представление проектов вызывает живой интерес у школьников и педагогов. «Математическая вертикаль» в школе №1409 стремительно набирает обороты и развивается. От одного класса в 27 человек два года назад мы приходим к открытию трех шестых классов в этом году. Мы сохраняем традиции взаимодействия с надежным партнером – Лабораторией Касперского, реализуя совместные мероприятия для школьников по информационной безопасности и профессиональному самоопределению, учимся видеть и применять знания, получаемые на уроках математики, ежедневно в реальной жизни.
Наталия КИСЕЛЕВА, учитель, заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы
Комментарии