Фильм «Турне» Матье Амальрика, получивший приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, оправдал ожидания российских зрителей. Картина вышла феерически веселая и грустная одновременно, продолжая стилистику фильмов Феллини, Фосса, Кустурицы. Сначала ленту посмотрели столичные киноманы – на закрытии фестиваля «2-in-1», а на прошлой неделе она вышла в российский, пусть и ограниченный, прокат. Представить свое творение в России приехал сам автор. Между прочим, в свой день рождения.
О чем «Турне»? О гастролях по провинции Франции американского шоу «Нью бурлеск», состоящего из не очень молодых и совсем не стройных женщин, показывающих свое тело в придуманных ими самими номерах. Французского продюсера труппы Жоакима, некогда популярного, а ныне позабытого, блестяще играет сам Матье Амальрик. Он мечтает о реванше, о возвращении в Париж. И хотя тот его слезам не поверит и второго шанса не даст, главный урок, который получает от героинь Жоаким, а заодно и зритель, позитивен. Это умение принимать себя таким, какой ты есть, посмеяться над собой и идти вперед, даже если тебе грустно.И вот наконец фильм «Турне» вместе со своим создателем добрался до России. Как выяснилось, эта поездка оказалась для Матье Амальрика ностальгической: вместе с родителями, левыми журналистами, примерно с 8 до 12 лет он жил в Москве (его отец работал спецкором в советской столице). При этом Матье ходил в обычную, не посольскую, музыкальную школу, а его братья – в обычный детский сад. Приведем часть беседы нашего героя с российскими журналистами на пресс-конференции, организованной при помощи отечественной кинопрокатной компании «Кино без границ», закупившей картину для проката в нашей стране.- А что еще, кроме детских воспоминаний, связывает вас с Россией, с ее культурой?- Главная связь с вашей культурой, наверное, идет через Отара Иоселиани, пусть он и не русский по паспорту. Мои родители очень сдружились здесь с Отаром, и именно он первый позвал меня сыграть в фильме. Вы же знаете, что Иоселиани снимает не актеров, а друзей. Мне было 17 лет, когда он снимал во Франции «Фавориты луны», и я буквально заразился от него кино. Мне захотелось самому ставить фильмы, потому что он очень красиво это делал, за ним было интересно наблюдать.Я чувствую глубинную близость с русским кино. Например, я часто вспоминаю эпизоды из «Андрея Рублева» или «Зеркала» Андрея Тарковского. Особенно момент из «Рублева»: долгий процесс отливки колокола, когда юноша-мастер до конца не знает, получится ли он у него, очень напоминает мне режиссерскую работу.- Как возникла идея вашего фильма «Турне»? Его сюжет, мягко говоря, необычен…- Все началось с текстов французской писательницы Колетт. В начале XX столетия она была актрисой в мюзик-холле и иногда показывала скандальную пантомиму в обнаженном виде, а потом написала книгу «Изнанка мюзик-холла». Она рассказывала о притягательности этого мира, и это было началом. А еще произошло самоубийство очень известного во Франции продюсера, который в результате послужил прообразом моего персонажа Жоакима. Потом я узнал, что есть такие девушки из «Нью бурлеска». Мы поехали посмотреть на них как зрители и решили снимать фильм, где они будут играть самих себя, под своими сценическими именами. При этом сценарий переписывался много раз, мне казалось, что все их номера какие-то несовременные, потом появились картинки из мира кулис, вокзалов, гостиниц, затем возникло ощущение, что эти женщины – собрание одиночеств, и как-то постепенно выстроился целый мир. Я писал и вовсе не думал, что сам буду играть в фильме. Обе моих продюсерши буквально заставили меня сделать это.- Обычно считается, что девушки в американском шоу подобного рода должны быть стройными и худыми, а ваши героини…- Не такие идеальные, как в «Шоу герлз» Пола Верхувена? От этого они приходят в ярость, но переводят ее в юмор. Их тела более естественные и правдивые, чем те, что нам обычно показывают на экране. Девушки выстраивают свои роли, исходя из стыда и собственных комплексов. Это позволяет избежать некой вульгарности, эксплуатации обнаженного женского тела. Мой герой не сразу это понимает. Помните, он делает замечания девушкам и они резко останавливают его? (Они заявляют продюсеру, что это их шоу и оно отражает их индивидуальность. – Т.Е.)- Матье, есть ли у вас классическое образование или ваши университеты – это съемочная площадка?- Никаких правил нет. Каждый придумывает свою жизнь сам, с участием всяких невероятностей, встреч, судеб. Когда делаешь кино, не думаешь об образовании и рамках школы. Когда я начал работать в кино (ассистентом режиссера по рекомендации друга семьи. – Т.Е.), то завидовал студентам киношколы, которые могут спокойно учиться, смотреть фильмы, а они завидовали мне, тому, что я уже что-то снимаю, делаю своими руками. Кино – это одна из редких профессий, где не спрашивают диплома.
Комментарии