Полгода белорусская пресса следила за борьбой родителей четвероклассницы Маши Корольковой из маленького городка Горка, наблюдая, как они отстаивали свое конституционное право обучать ребенка на одном из равногосударственных языков – белорусском. Однако, как оказалось, в жизни осуществить это равенство не так-то легко.
До четвертого класса Маша училась на родном языке в белорусскоязычном классе обычной городской школы. Но по его окончании родители Машиных одноклассников все как один изъявили желание обучать своих детей дальше только “по-русски”. О чем написали заявление в местный отдел образования. Маша Королькова осталась, как говорится, в гордом белорусском одиночестве, причем никаких приемлемых вариантов ни ей, ни родителям предложить на местном уровне не могли: в городе просто не осталось белорусскоязычных классов и школ.
После зимних каникул конфликт наконец-то разрешился. Сдав экстерном экзамены за вынужденный полугодовой “простой”, Маша вернулась к одноклассникам, вместе с которыми теперь учит русский и белорусский языки, литературу и историю Белоруссии. А вот математику и всемирную историю девочка изучает по индивидуальному, сокращенному плану. Зато на родном языке. Ситуация, согласитесь, обидная для государства, где до 80% населения относят себя к этническому белорусскому языку. А вот количество белорусскоязычных школ и детей в них неуклонно снижается. Сегодня на родной мове в стране обучаются лишь 23,5% школьников. Только пятая часть всех школ ведет обучение на двух языках (хотя в таком именно учебном заведении училась Маша Королькова). Сокращается здесь, можно так сказать, социальная база для изучения белорусского языка: сельские школы, где ведется обучение на родном языке, закрываются по причине резкого сокращения численности учеников… На недавней пресс-конференции министр образования Беларуси Петр Бригадин сказал, что проблема возрождения белорусского языка на сегодня – стратегическая и над ней необходимо работать всем миром.
Однако нынешние родители, особенно городские, – люди весьма прагматичные. И озабочены они сегодня не только судьбой “матчынай мовы” или русского языка, сколько, как ни странно, английского. Во всяком случае в Минске нередки заявления родителей, которые уже в начальной школе просят сократить до минимума число русских и белорусских часов в пользу английских. За который, кстати, готовы платить любые деньги.
Да что говорить: в самой обычной минской школе, где учится мой сын, на русский язык отведено 3 урока в неделю, на английский – тоже три, а на белорусский – всего один.
Если дело и дальше пойдет такими темпами, то в Беларуси в пору будет вводить третий государственный язык. Кстати, как признался опять же сам министр образования, спрос на изучение английского языка в школе удовлетворен сегодня лишь на 46% – в учебных заведениях элементарно не хватает подготовленных кадров. Что же лежит в основе столь непатриотичного выбора белорусских родителей? Конечно, не эмигрантские настроения либо желание видеть своих детей сплошь программистами или международниками. Но и порой непродуманная образовательная политика. Например, уже несколько лет в Беларуси английский язык непременно сдают абитуриенты, поступающие на самые дефицитные экономические и правовые специальности государственных вузов. Так что, сами понимаете, без английского языка и ни туда и ни сюда.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Минск
Комментарий
Вот что сказал по этому поводу замминистра образования Республики Беларусь Казимир Фарино:
– Нас ситуация с белорусским языком тревожит, и еще в 2001 году министерством была разработана программа дополнительных мер по расширению сферы его употребления в системе образования. Согласно этой программе, например, в каждом районном центре должны быть открыты школы или хотя бы классы с белорусским языком обучения. С прошлого года было также увеличено количество часов на изучение белорусского языка и литературы в базовой школе. Однако ситуация, надо признать, исправляется медленно.
Комментарии