search
main
0

“Матчына мова” или английский?

Полгода белорусская пресса следила за борьбой родителей четвероклассницы Маши Корольковой из маленького городка Горка, наблюдая, как они отстаивали свое конституционное право обучать ребенка на одном из равногосударственных языков – белорусском. Однако, как оказалось, в жизни осуществить это равенство не так-то легко.

До четвертого класса Маша училась на родном языке в белорусскоязычном классе обычной городской школы. Но по его окончании родители Машиных одноклассников все как один изъявили желание обучать своих детей дальше только “по-русски”. О чем написали заявление в местный отдел образования. Маша Королькова осталась, как говорится, в гордом белорусском одиночестве, причем никаких приемлемых вариантов ни ей, ни родителям предложить на местном уровне не могли: в городе просто не осталось белорусскоязычных классов и школ.
После зимних каникул конфликт наконец-то разрешился. Сдав экстерном экзамены за вынужденный полугодовой “простой”, Маша вернулась к одноклассникам, вместе с которыми теперь учит русский и белорусский языки, литературу и историю Белоруссии. А вот математику и всемирную историю девочка изучает по индивидуальному, сокращенному плану. Зато на родном языке. Ситуация, согласитесь, обидная для государства, где до 80% населения относят себя к этническому белорусскому языку. А вот количество белорусскоязычных школ и детей в них неуклонно снижается. Сегодня на родной мове в стране обучаются лишь 23,5% школьников. Только пятая часть всех школ ведет обучение на двух языках (хотя в таком именно учебном заведении училась Маша Королькова). Сокращается здесь, можно так сказать, социальная база для изучения белорусского языка: сельские школы, где ведется обучение на родном языке, закрываются по причине резкого сокращения численности учеников… На недавней пресс-конференции министр образования Беларуси Петр Бригадин сказал, что проблема возрождения белорусского языка на сегодня – стратегическая и над ней необходимо работать всем миром.
Однако нынешние родители, особенно городские, – люди весьма прагматичные. И озабочены они сегодня не только судьбой “матчынай мовы” или русского языка, сколько, как ни странно, английского. Во всяком случае в Минске нередки заявления родителей, которые уже в начальной школе просят сократить до минимума число русских и белорусских часов в пользу английских. За который, кстати, готовы платить любые деньги.
Да что говорить: в самой обычной минской школе, где учится мой сын, на русский язык отведено 3 урока в неделю, на английский – тоже три, а на белорусский – всего один.
Если дело и дальше пойдет такими темпами, то в Беларуси в пору будет вводить третий государственный язык. Кстати, как признался опять же сам министр образования, спрос на изучение английского языка в школе удовлетворен сегодня лишь на 46% – в учебных заведениях элементарно не хватает подготовленных кадров. Что же лежит в основе столь непатриотичного выбора белорусских родителей? Конечно, не эмигрантские настроения либо желание видеть своих детей сплошь программистами или международниками. Но и порой непродуманная образовательная политика. Например, уже несколько лет в Беларуси английский язык непременно сдают абитуриенты, поступающие на самые дефицитные экономические и правовые специальности государственных вузов. Так что, сами понимаете, без английского языка и ни туда и ни сюда.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Минск

Комментарий

Вот что сказал по этому поводу замминистра образования Республики Беларусь Казимир Фарино:
– Нас ситуация с белорусским языком тревожит, и еще в 2001 году министерством была разработана программа дополнительных мер по расширению сферы его употребления в системе образования. Согласно этой программе, например, в каждом районном центре должны быть открыты школы или хотя бы классы с белорусским языком обучения. С прошлого года было также увеличено количество часов на изучение белорусского языка и литературы в базовой школе. Однако ситуация, надо признать, исправляется медленно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте