Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования – это осуществление преемственности разных уровней, в частности преемственности дошкольного и начального общего образования. Для этого целесообразно использовать единые требования и подходы к образовательному процессу, которые ориентируют на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Работа по раннему ознакомлению дошкольников с профессиями – активно развивающееся направление в нашей образовательной организации. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольный уровень – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Это благоприятный, или, как говорят психологи, сензитивный, период для усвоения данной информации. На занятиях, как правило, дети получают готовые знания о профессиях и не имеют практического опыта и умений. Педагоги, как показывает практика, не всегда обращают внимание на этот важный аспект социализации ребенка, и нашей задачей было создание комплекса условий для формирования представлений о специфике труда, возможности применения приобретенных навыков и устойчивого интереса к миру профессий. Так, на занятиях в STEM-лаборатории, которую создали в дошкольном отделении, ребята делают первые шаги в освоении алгоритмики и программирования, получают представление о технологическом прогрессе, об устройстве машин, которые помогают человеку в быту и на производстве, знакомятся с профессиями автомобильной, аэрокосмической промышленности, а доступность классов робототехники в начальной школе помогает им еще больше заинтересоваться процессом освоения базовых понятий программирования, механики и инженерии. Занимаясь вместе и наблюдая за учениками начальной школы, дошкольники учатся не только собирать модели и программировать, но и эффективно работать в команде, быстро генерировать идеи и грамотно презентовать результаты. Таким образом, ребята получают хорошую прединженерную подготовку, а детский сад и начальная школа являются предстартовой площадкой для будущих научно-технических открытий.
Проведение совместных образовательных проектов «Профессии прошлого – профессии будущего», «Как все устроено» и организация исследовательской деятельности расширяют кругозор, представление дошкольников и школьников о разных видах работ на производстве, объясняют взаимосвязи между разными профессиями, знакомят с отраслями науки и техники. Дошкольники в процессе данной работы усваивают способы труда взрослого и переносят их в свою собственную деятельность и игры. Педагоги всегда поддерживают инициативу детей и помогают создать предметно-пространственную среду, которая обеспечивает условия для игрового сюжета с учетом специфики профессии. На уроках и занятиях внеурочной деятельности «Мир профессий» школьники продолжают знакомиться с профессиями, осознанно задают вопросы, ищут заинтересовавшую их информацию, более детально интересуются профессиями, что ведет к формированию ключевых компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности.
Наши дошкольники и учащиеся начальной школы активно участвуют в Московском детском чемпионате KidSkills. Подготовка и участие в нем дают основные знания и формируют элементарный профессиональный опыт, а также способствуют ранней профориентации. У воспитанников есть отличная возможность попробовать себя в разных профессиях. У ребят появляются первичные представления о мире профессий и интерес к профессионально-трудовой деятельности. Закладываются основы допрофессионального самоопределения, что поможет в дальнейшем самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое профессиональное будущее. Погружение в реальные практические ситуации способствует формированию таких личностных качеств, как уверенность в себе, умение радоваться своим успехам и успехам товарищей, проявлению лидерских качеств, воспитанию уважительного отношения к различным видам труда и творчества. А подготовка к чемпионату сплачивает педагогов, детей и родителей. У детей формируется адекватная самооценка, повышается авторитет среди одноклассников. Родители являются нашими большими помощниками в этой работе. Они охотно рассказывают детям о своих профессиях. От таких встреч у детей остаются яркие впечатления, а это является поводом для дальнейших обсуждений, у дошкольников появляются новые игры. Участие в чемпионате KidSkills в 2021‑2022 учебном году было успешным для наших команд. Они завоевали две золотые и одну серебряную медали. В новом учебном году Московский детский чемпионат профессионального мастерства изменит свое название. По результатам конкурса, организованного МЦРПО, и открытого голосования новое название – «Мастерята».
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – талантливее и умнее, смогли реализовать себя в жизни, заниматься любимым делом, которое приносило бы моральное и материальное удовлетворение. Нам очень бы хотелось, чтобы все наши выпускники могли сказать, как один из главных героев любимого всеми фильма «Москва слезам не верит»: «Я люблю свою работу, потому что, когда я туда прихожу, там начинает крутиться то, что до меня не крутилось».
Татьяна КОСТЕРЕВА, заместитель директора по содержанию образования школы №1944
Комментарии