Второй тур конкурса включает демонстрацию мастер-класса и участие в открытой дискуссии. Естественно, профессионализм педагога выявляется во время мастер-класса, как и во время учебного занятия в первом конкурсном туре. И хотя выступления учителей лучше видеть живьем или хотя бы в записи (что позволяет сделать интернет-трансляция), сделаю попытку рассказать о мастер-классах «пятерки» победителей.
Участники мастер-класса учителя математики средней школы №1060 Москвы Михаила Случа решали цикл задач, переходя от простых к сложным. Но мало было найти ответы на вопросы. Тема мастер-класса – «Введение в теорию сложности». Когда сложность задачи существенно выросла, Михаил Случ удивил своих «подмастерьев»: «Если бы мы пытались решать ее руками, одну операцию за одну секунду, нам с вами потребовалось бы 580 миллиардов лет. Мы встретились, таким образом, с задачами, решение которых требует почти бесконечного времени. Подобным же образом устроены задачи, которые имеют огромную практическую значимость. Они реализуют так называемый переборный алгоритм. Это задачи, связанные с управлением, решением транспортных потоков и проецированием оптимальных сетей. Это геологические и химические задачи. Это, наконец, задачи расшифровки человеческого генома и защиты банковских транзакций. Для всех них не придумано быстрого алгоритма. Эта проблема формируется как одна из важнейших в математике. Может быть, ее решит кто-то из ваших учеников».Для учителя русского языка и литературы средней школы №2 города Сокол Вологодской области Вячеслава Вахрамеева первое дело – включить учеников, а в данном случае участников мастер-класса, в диалог. Заинтересовать, чтобы поверили, что книги – это увлекательно, что читать стоит. Именно об этом вологодский филолог и предложил поразмышлять коллегам: «Как воспитать вдумчивого читателя, вызвать интерес к литературе?» Самый лучший способ – показать, насколько интересна книга самому педагогу, озвучить фрагменты, пересказать самые «вкусные» события, перипетии. Тут играет роль каждая деталь – тембр голоса, взгляд, жесты, поистине учителю литературы жизненно необходимо быть артистом! Привлекая внимание участников своего мастер-класса, то есть всего зала, к произведению Юрия Нагибина «Сильнее всех иных велений», посвященному князю Юрию Голицыну, Вячеслав Вахрамеев сумел ярко и сочно рассказать о персонаже – буяне, картежнике и… создателе первого народного хора русской песни. Обрисовал исторический фон. И охарактеризовал идеального читателя: «Важнее всего ваша увлеченность, ваше умение размышлять, когда текст интересен настолько, что вы начинаете его видеть». Думай!Научить детей не просиживать урок, мечтая о перемене, а думать, размышлять, осмысливать информацию – одна из главных учебных целей учителя русского языка и литературы гимназии №10 Челябинска Гульнары Сабитовой. Во время своего мастер-класса она попыталась дать жюри и коллегам представление, как справляется с такой задачей: «Выйти на глубинное понимание художественного текста одного из самых загадочных писателей XX века». Писатель – Борис Пастернак, текст – волшебное стихотворение «Рождественская звезда», технология – педагогическая мастерская. Сначала ученики окунаются в атмосферу – православные праздники, один из них – Рождество. Какие ассоциации с ним связаны? А какие события связаны с 1947 годом, когда было написано стихотворение? Звучит текст. А затем участникам мастер-класса предлагается этот текст нарисовать, хотя бы схематично. Появляются деревья, церковь, дорога, люди и звери. И неожиданно оказывается, что пейзаж… русский. Но это не послевоенный Советский Союз, а православная дореволюционная Россия. На это указывают и реалии русского быта в стихотворении. А чего нельзя нарисовать? А что показывает стилистический анализ? Бездна возможностей, приемов. Лишь бы ребенок после урока подошел и сказал: «Я много думал…»Андрей Гарифзянов, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы поселка Красная Нива Тульской области, предложил коллегам разрешить историческую загадку: зачем развалины Карфагена засыпали солью? Когда прозвучало несколько версий, Андрей Рузильевич задал путь поиска нового знания, позволяющего понять давно прошедшие исторические события: «Биология – экспериментальная наука, необходимо исследование». И тут же спросил: «Что нужно, чтобы поставить эксперимент?» Во-первых, необходимо понимание структуры настоящего исследования, его этапов: проблема – гипотеза – проверка гипотезы – вывод – рефлексия. Во-вторых, надо создать несколько творческих групп: теоретики, экспериментаторы, дизайнеры и методисты. Причем «методистами» стали представители других предметов, они должны были рассказать, как можно использовать исследовательский метод в преподавании других дисциплин. Конечный этап – презентация результатов. Учитель химии средней школы №38 города Грозного Чеченской Республики Роза Халадова затронула, пожалуй, самую актуальную сегодня тему – здоровье наших детей. Оно во многом зависит от того, чем питается подрастающее поколение. А действительно, чем? Колой, чипсами, энергетиками, жевательным мармеладом. Первая группа учителей на сцене, получив «в подарок» один из вредных продуктов, рассказывала о том, в чем его вред. А вторая искала в добавках положительный аспект. Негативное влияние химических добавок с лихвой перекрыло все плюсы. Так, знаменитый Е600 – глутамат натрия, который используется во многих «вкусняшках» как усилитель вкуса, может вызывать головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, снижает зрение и вызывает глаукому. Возражение последовало только одно: «Но ведь вкусно и хрустит!» Даже натуральное яблоко оказалось не таким безвредным. Из парафина, которым плод покрывается для длительного хранения, можно сделать маленькую свечку. Однако выход есть. Роза Тапаевна уверена: «Первая наша забота – воспитать у детей культуру потребления пищи».2 октября в Магнитогорском Дворце культуры металлургов им. С.Орджоникидзе объявлены пять победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010». Вахрамеев Вячеслав Вячеславович, учитель русского языка и литературы средней школы №2 города Сокола Вологодской области.Гарифзянов Андрей Рузильевич, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы поселка Красная Нива Тульской области.Сабитова Гульнара Сабиржаловна, учитель русского языка и литературы гимназии №10 Челябинска.Случ Михаил Ильич, учитель математики средней школы №1060 Москвы.Халадова Роза Тапаевна, учитель химии средней школы №38 города Грозный Чеченской Республики.Тамара КИБАЛЬНИК, директор гимназии №171 Санкт-Петербурга, член правления Ассоциации лучших школ, член жюри:- С каждым годом повышается уровень подготовки учителей, которые приезжают на конкурс. И между баллами, которые мы им ставим, разница совсем маленькая. Это хорошо, видны серьезная подготовка регионов, чего раньше не было, методическая подготовка. Порадовали хороший уровень, современная методика, современные технологии. Огорчает, что у педагогов сельских школ нет возможности проявить себя так, как учителям столичных. Мне жалко этих ребят, потому что они талантливые, работоспособные, но все равно чувствуется, что уровень пониже. Они не умеют подать себя. И у них практически нет возможности научиться. Ирина ЛИПАТОВА, исполнительный директор частной школы «Дипломат» Санкт-Петербурга, учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002»: – На конкурсе видно, что учитель стал более современным, и в техническом плане также, раньше презентаций в таком количестве, конечно, не было. Очень серьезная работа идет в цифровых лабораториях, и учитель должен овладеть этой технологией, прежде чем ее показать. Это помогает в преподавании во всяком случае моего предмета. А суть урока остается прежней – учитель должен за короткое время показать весь свой багаж, все свои возможности, педагогические находки. Муса БАТЕРБИЕВ, директор Усть-Илимского экспериментального лицея города Иркутска, член правления Ассоциации лучших школ, член жюри:- Во время «Беседы с родителями», мне кажется, конкурсант должен спровоцировать мам и пап, даже разозлить их. Например, спросить: «А что вы будете делать, если ваш ребенок влюбился в хулигана, который пьет, курит, ворует?» Гипотетический вопрос, не надо на личности переходить. Родитель будет вынужден высказаться. А потом учитель делает вывод, формулирует решение проблемы.Сергей ТИХОНОВ, зав. кафедрой гуманитарного образования Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, руководитель группы жюри: – Я полностью поддерживаю решение оргкомитета и дирекции конкурса, состоящее в том, чтобы в этом году группа жюри имела возможность посмотреть все виды заданий первого тура. Один конкурсант на «Методическом объединении» смог полностью раскрыться, а урок этого не подтвердил, и наоборот. Есть учителя, которые идут по стандарту, повторяются на каждом испытании. Умение конкурсанта быть разным в зависимости от ситуации и учитывая аудиторию, на мой взгляд, очень ценно. Эта целостность, мне думается, позволяет жюри быть более объективным.
Комментарии