В структуру колледжа малого бизнеса №4 входят 6 отделений, в которых осуществляется обучение по основным общеобразовательным программам, основным образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессиональной подготовки, программам дополнительного образования (в том числе адаптированным).
Всего в колледже обучаются 1342 человека, из них 711 обучающихся – дети с ООП: 545 детей-инвалидов, 166 детей с ограниченными возможностями здоровья. Особые образовательные потребности ребенка могут быть связаны с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением или с трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, в том числе связанными с социальной ситуацией. Особые образовательные потребности, которые различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушений развития, а также социальной ситуацией развития, определяют логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании процессов обучения и воспитания в колледже.В колледже сформирована организационно-методическая база деятельности по проблеме создания модели обучения, воспитания и социальной инклюзии детей с ООП в рамках непрерывного образования (от дошкольного до профессионального) в современных нормативно-правовых условиях. Внедрены: адаптированные основные общеобразовательные программы начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий; адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с умственной отсталостью; адаптированные общеразвивающие программы дополнительного образования; комплексная программа профориентации обучающихся в рамках инклюзивного образования (от дошкольного до юношеского возраста); комплексная программа работы с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.В рамках работы федеральной государственной экспериментальной площадки ФИРО колледж участвует в разработке модели социальной инклюзии детей с ООП, обучающихся в общеобразовательных организациях. Одним из базовых принципов функционирования модели является непрерывность образовательного процесса в системе «детский сад – школа – колледж».С октября 2015 года колледж включен в проект «Профессиональное обучение без границ», в рамках которого вошел в число ресурсных образовательных организаций города Москвы по апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ.В рамках реализации данной модели в колледже внедрен и успешно реализуется инклюзивный проект «Социализация обучающихся через систему профориентации и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций в условиях непрерывного образования (от дошкольного до профессионального)». Данный проект был удостоен диплома лауреата I степени Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа»-2016 в номинации «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе».Общеизвестно, что для детей с ОВЗ и детей-инвалидов независимо от структуры дефекта качество жизни во многом определяется возможностью созидать, реализоваться в профессиональной деятельности, чувствовать себя необходимым и приносить пользу обществу. В этом мы видим смысл социализации. Поэтому на всем протяжении образовательного маршрута при обучении в нашем колледже ребенок имеет возможность пройти следующие этапы формирования допрофессиональных и профессиональных компетенций: 1) на дошкольном уровне – вводный; 2) на уровне начального образования – ознакомительный; 3) на уровне основного общего – базовый; 4) на уровне среднего общего – углубленный; 5) на уровне профессионального образования – этап непосредственного освоения профессии. С учетом этого специалистами колледжа используются вариативные модели и технологии профориентационной работы с учетом меняющегося контингента обучающихся.Для реализации первого, дошкольного, уровня, на котором происходит формирование интереса к профессиям, для детей дошкольного возраста колледж предлагает: включение в программу дошкольного образования игровых занятий с использованием моделирования ремесленного труда, знакомство с профессиями через рассказы воспитателя и через собственную деятельность. На уровне начальной школы, где основой образовательного процесса является знакомство с окружающим миром, проводятся профэкспедиции, организованы кружки и студии, направленные на осознание роли трудовой деятельности в жизни человека.На базовом уровне (5-8-е классы), когда у детей происходит обращение к исследованию собственных интересов, способностей, наступает сензитивный период для формирования профессиональной направленности, происходят обучение и работа в мастерских, уроки технологии, кружки. Дети включаются в проектную деятельность («Профессии моей семьи», «Аптекарский огород»), с ними проводятся психологические тренинги, игры-квесты. Итогом реализации этого уровня становится формирование у детей логической цепочки «задумка – выполнение – получение конечного результата».На уровне углубленного этапа формирования профессиональных компетенций (9-11-е классы), когда у обучающихся формируется рациональный подход к оценке профессии, адекватной собственным возможностям, когда происходят обдумывание и принятие решения о выборе дальнейшего образования («хочу – знаю – должен»), специалисты колледжа реализуют свою деятельность через: анкетирование старшеклассников и их родителей (создание реестра потребностей), проведение психологических практикумов, квестов по профориентации с использованием психологических игр и тренингов, экскурсии на производство с непосредственным ознакомлением с технологическими процессами будущей профессии, реализацию программы психологических занятий «Найди свою дорогу», классные часы и родительские собрания.Каждое из отделений колледжа осуществляет работу по психолого-педагогическому и социальному сопровождению детей с ООП, которое мы рассматриваем как комплексную работу специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования), направленную на создание условий для успешного обучения и развития данной категории обучающихся. Именно такое сопровождение (при правильном подборе технологий работы) является гарантом обеспечения успешной инклюзии. Таким образом, успешная реализация существующей в колледже практики инклюзивного образования способствует обеспечению соответствия качества общего образования изменяющимся запросам общества и высоким мировым стандартам, а также удовлетворению потребностей населения города Москвы в доступных и качественных образовательных услугах для обучающихся с разными стартовыми возможностями.Тамара АНТОНОВА, директор колледжа малого бизнеса №4, почетный работник среднего профессионального образования, лауреат Всероссийского конкурса «Образование: взгляд в будущее», победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», грант мэра Москвы в сфере образования
Комментарии