Миф еще вчера, сегодня – будничная реальность.Тот редкий случай, когда простой констатацией фактов мы опровергаем утверждения, для многих ставшие истиной. К слову, это обращение к тем, кто по-прежнему, не жалея сил, упивается критикой, и так уж повелось, что в нашей стране она редко работает по назначению. Таковой она может быть лишь в случае своей конструктивности, в чем, увы, зачастую в нашем обществе наблюдается существенный недостаток. Так не настал ли уже момент просто констатировать факты?
Безусловно, глобальных и фундаментальных основ не оспаривает никто, и, какими бы семимильными шагами ни шел ныне прогресс информатизации и технологизации современного общества в целом, а вместе с ним и системы образования в частности, школа навсегда остается базовой основой. Фундаментальность получаемого в школе образования сродни измерителю уровня образованности и общей культуры общества, и школа всегда была и будет стартовой площадкой на пути социализации формирующейся личности.Однако модернизация общества, а вместе с ней и изменение требований к системе знаний, умений и навыков отзываются колебаниями в системе требований, предъявляемых к современному школьному образованию. В современных условиях это означает лишь одно: в диалоге между фундаментальным и прикладным образованием все более весомо начинает звучать второе.Образование, как известно, работает на будущее. Все новые требования к профессиональной квалифицированной деятельности диктуют качественно иную подготовку будущих специалистов, и это значит, что школа, в особенности московская школа, становится площадкой для формирования ученика иного формата. Если еще некоторое время назад было нормой ожидать профессионала исключительно по выходе из вуза, то ныне планка заметно поднялась, и школа становится местом, к которому предъявлена система требований по формированию комплекса практико-ориентированных умений.Современная школа – это площадка новых возможностей и город будущего, так можно назвать современные образовательные комплексы, перефразировав слоган одного из известных московских образовательных проектов. На пути получения качественного и, что немаловажно, востребованного образовательного продукта, в сфере возможностей школы сегодня огромное число практико-ориентированных проектов, среди которых самыми актуальными являются профильные классы: инженерный, кадетский, медицинский, Курчатовский проект, «Кадетская звездочка», проекты JuniorSkills. Огромное значение имеет олимпиадное движение.- Сегодня произошло определенное смещение ориентиров, – комментирует проблему заведующий кафедрой естественных дисциплин школы №1512 Александр Дунин. – Нам приходится говорить о новом уровне в системе потребностей современного школьника, и это веяние угадали и даже предвосхитили все те проекты, которые действуют ныне в системе практико-ориентированного школьного образования. Если вчера ребенку были нужны математика и физика в обычном представлении, то сегодня ему необходимы инженерные специальности в самом широком спектре этого слова, то есть не просто информатика, а информационные технологии, не просто физика, но технологические процессы, основанные на физической теории, не просто математика, а вычислительная техника. И это означает лишь одно: уже за школьной скамьей мы должны применять изучаемые методы и способы действий, решая конкретные производственные задачи.Безусловно, мы должны понимать, что в русле подобной работы школе необходимо включать комплексную систему рычагов мотивации. Действуя в современных условиях, мы понимаем, что уже недостаточно просто говорить о разностороннем развитии и формировании практико-ориентированных умений, недостаточно абстрактно работать на «завтра», но необходимо уже сегодня вооружить школьника четким пониманием всех тех бонусов, которые ему дает новый формат образования. Конечно, если идет речь о выпускниках, то автоматически мы обязаны говорить о вузах. И в этой связи стоит подчеркнуть, что, начиная профориентироваться с 10‑го класса, школьник в первую очередь ориентирован на вуз, в который собирается поступать, и именно участие в предпрофессиональных олимпиадах, всевозможных конференциях как способах взаимодействия с вузами, прохождение предпрофессионального экзамена не просто позволяет набирать дополнительные баллы к единому государственному экзамену, обеспечивая школьника достаточным инструментарием для повышения возможности поступления в ведущие вузы Москвы и страны, но и предоставляет выпускнику достойную фундаментально-прикладную базу, необходимую для начала обучения.- Огромным достижением современной школы является тот факт, что выпускник приходит в вуз не обнуленным первокурсником, – поясняет Александр Дунин, – а ориентированным на достижение результата и получение профессии, и в этом заслуга исключительно школы, ведущей гигантскую подготовку будущего профессионала и специалиста.Иными словами, школа сегодня становится той площадкой, куда интегрируется и где в полной мере используется весь тот мощный городской ресурс, которым владеет столица.Однако, как бы ни была востребована предпрофессиональная подготовка ученика, для многих детей и даже их родителей продолжает оставаться актуальным вопрос мотивации. И для его решения прежде всего необходима команда высококвалифицированных педагогов, которые готовы не просто рассказать и показать, но дать потрогать, провести своеобразный профильный эксперимент, испробовать то, что интересно. Преподаватель, имея в распоряжении интегрированный городом технический ресурс, обязан продемонстрировать на нем все те возможности, которые необходимы для достижения поставленных целей в учебном процессе. Не случайно нами было упомянуто слово «интеграция» – в этой связи на первый план выходит сотрудничество с вузами. Осмыслить новые технологии есть огромный труд, и сделать это на фоне «прихода вузов в школы» – значит получить неплохие бонусы по результатам проведенной работы. Всевозможные конференции с партнерами проекта, экскурсии, различного формата встречи с профессионалами, хакатоны, все то, что востребовано в линейке вузовской профориентации, сегодня завлекает ребят всех возрастов, настолько красочно и интересно оформлены данные мероприятия.- Мотивация к прикладной науке? – подключается к разговору учитель технологии для мальчиков Ольга Шевакова. – Откровенно говоря, мы не знаем подобной проблемы. Дети изначально мотивированы пониманием того, что, владея определенными графическими навыками, слесарными умениями, они смогут применить свои знания и практические умения в прочих аспектах, от канализационного до слесарного дела. Заинтересованность продиктована самой жизнью. А еще они растут как личности, формируются как мужчины.С этим невозможно не согласиться, поскольку, как бы мощно ни генерировалось вокруг нас новое технологическое пространство, Школа навсегда останется оплотом реализации двух глобальных процессов в формировании человека: образования и воспитания, формирования не просто будущего профессионала, но и становления личности. И это то, что волнует родителя, волнует порой даже больше, чем пресловутые баллы ЕГЭ. И как же приятно, когда на фоне новомодных публикаций в Instagram, зачастую сомнительного качества и пугающего характера, встречаются такие, от которых и в самом деле защемит сердце! От гордости за ребенка, впитавшего настроения и усилия, вложенные в него учителем.- Сын сказал, что без верстака мальчишке никак нельзя, – пишет в своей публикации мать семиклассника школы №1512 Ольга Кухарева. – И пошел… мастерить. Работа кипела до вечера. Санька очень устал, но был такой довольный и счастливый! У меня сердце сжималось от гордости. Растет настоящим помощником!Глядя на подобные примеры, можно с уверенностью сказать, что, какие бы практико-ориентированные чудеса ни происходили, успех во многом зависит от того, кто руководит процессом, поскольку во главе угла остается учитель. Внедрение и адаптация новых программ, личный пример, профессиональная работа на высокотехнологичном оборудовании, и результат не заставляет себя ждать – со школьной скамьи выходят те, кто имеет четкое понимание дальнейшей траектории выбранного образовательного пути, и это значит, что в нашем сознании более нет мифов. Остается лишь правда о том, что школа не просто смотрит в завтрашний день, но сегодня она уже есть его мастерская.Мария КОБЫЛИНСКАЯ,учитель иностранных языков и редактор официального сайта школы №1512
Комментарии