search
main
0

Мастерская поэта-учителя Понятие о рифме и ритме

Повторение.
1. Какие стихотворения вы услышали на прошлом уроке? О чем они?
2. Кто их написал? Напомните.
3. С каким элементом стихотворной речи мы познакомились?
4. Почему Незнайка неправильно подобрал рифму к слову “палка”?
5. Что же такое рифма?

Разминка (игра “Рифма”).
Виды рифм.
Чем отличаются рифмы? Запишем:
окно – волокно – мужская
окна – волокна – женская
окнами – волокнами – дактилическая
По характеру звучания рифмы бывают точные и неточные:

Чебурашка, дружочек,
Что ты сел в уголочек. (Точная)

И не ясно прохожим
В этот день непогожий. (Неточная)

Неуклюже – по лужам – ?
Рекой – такой – ?
Но не только рифмы определяют стихотворную речь.

Стихотворный размер (ритм).
1. Приди, друг милый, скорей:
Жду на праздник я друзей!

Одна из стихотворных строчек записана неправильно. Что мешает прочитать ее как стихотворную? Как переставить слова, чтобы строчка зазвучала? (Напомнить ударные и безударные гласные и слоги).
Стихотворный ритм – определенное чередование безударных и ударных слогов.
Искалочка:
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
(Работаем над 1-й и 2-й строчками. Схема. “Отхлопаем” их.)
В русском языке много трех-четырех- и даже пятисложных слов, а ударение одно. Поэтому часто в стихотворениях может вместо ударного быть безударный слог:
Уронила в речку мячик.
(Расставьте ударения. “Отхлопайте” стихи. Составьте ритмический рисунок каждой строки).
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете больше правды станет.
(В.Берестов)
Дома так же поработайте над четверостишием: Месяц, месяц, мой дружок… Кто автор? Из какой сказки?

“Плодики творчества” участников факультатива “Живое слово”

Капельки капели
Пришла весна, наш добрый друг,
Расцвел на небе желтый круг,
И вновь журчит лесной ручей,
Как чудный звук души моей!
Виталий Горшков, 3-й “Б” класс

Ручеек, мой дружок,
Ты гудишь, как рожок:
Ты все дальше бежишь
И журчишь,
Все быстрее течешь
И поешь.
Андрей Тыжных, 3-й “Б” класс

Под снегом выспался цветок,
Раскрыл свой нежный лепесток;
В ручье засверкали хрустальные
льдинки,
И все расцвело, как на яркой
картинке.
Катя Стабредова, 5-й “А” класс

Стал таять снег, и ручейки журчат,
Гурьбой стремятся к лужице
огромной.
И солнце встало раньше, чем вчера,
Улыбкой озарило всех задорной.

И голуби воркуют веселей,
И ветер мне лицо уже не колет.
А это значит – за окном апрель
И к нам весна прекрасная приходит.
Кильдяева Юля, 5-й “А” класс

Я чувствую приход весны:
Снег тает потихоньку,
С сосулек капельки воды
Звенят капелью звонкой.
Водою улица полна,
Все тает с каждым часом –
И начинается весна,
И на душе прекрасно!
Городенцев Антон, 5-й “А” класс

Мне очень нравится весна:
Она приносит почки
И все деревья одевает
В зеленые платочки!
Вася Беляев, 5-й “А” класс

Весна, красавица-девица,
Всем улыбается, любя.
Она родна нам, как сестрица,
Но и как мать – всегда нужна!
Марина Маскаева, 5-й “А” класс

Небылицы
В цирке выступает слон –
На ходулях ходит он.
Бегемот сидит в коляске,
Он приехал к нам с Аляски.

Лошади танцуют вальс
И, пожалуй, лучше нас!
Наташа Казанцева, 5-й “Б” класс

Жила одна старушка,
Которая в кулак
Поймала как-то мушку
И ей сказала так:
“Ты от меня получишь
И сахар, и муку,
Когда меня научишь
Гулять по потолку”.
Дима Авдюхов, 6-й “А” класс

Лимерики
Жил-был таракашек в кладовке,
Носил он крутые кроссовки.
Лишь только подрос,
Стал бегать он кросс
И стал чемпионом кладовки.
Руслан Гумаршин, 6-й “А” класс

Жил-был на участке червяк,
Меню составлял себе так:
Без вилки, без ложки
Он трескал картошку –
Ведь был тот червяк не дурак!
Юлия Жигандарова,
5-й “Б” класс

Один мужичок во дворе
Скакал на огромной метле:
Скакал он ночами и днями
И весело прыгал за нами –
Так часто бывает во сне.
Оля Лебедева, 6-й “А” класс

Жил-был невысокий мальчишка,
К тому же еще хвастунишка,
Как был он смешон,
Упав в капюшон!
И где же теперь коротышка?
Ира Антропова, 6-й “А” класс

Пушкинята зимой
Лес заснеженный стоит,
Под ногами снег хрустит,
Голубые ели
Шапочки надели.
Посмотри, прищурясь вдаль:
Снег, как колотый хрусталь!
Возьму я ватман, кисть
и краску,
Мгновенно нарисую сказку.
Женя Перфилова, 5-й “Б” класс

Все сверкает, все блестит:
Падают снежинки,
Воздух серебром горит,
Словно на картинке.
Все красиво, ясно,
Все чудесно. Сказка!
Юлия Феклистова, 5-й “Б” класс

Зимой
Под покровом снега белого
Все деревья в серебре,
Нитью мастера умелого
В пух одеты в декабре!
Но это не пух,
А всего лишь снежок,
Окутал, как смог,
С головы и до ног.
Юлия Жигандарова,
5-й “Б” класс

Зима
Ах ты, зимушка-душа,
До чего же хороша!
И гулянье! И катанье!
В снежных горницах твоих
И под вьюги завыванье
Детский хохот не утих.
Наташа Казанцева,
5-й “Б” класс

Снег пошел и прекратился,
Вдруг опять засуетился:
Все белым-бело кругом
Под сверкающим ковром!
Юлия Жигандарова,
5-й “Б” класс

Поиграем звуками
Жук
Жук жужжал, жужжал, жужжал,
и жевал себе, жевал…
Как с жужжаньем поживать?
Можно ж молча пожевать.
Андрей Тыжных, 5-й “Б” класс

Лягушата
В пруду шумели камыши.
Кто потревожил их? Скажи!
Лягушата-малыши
Там потешались от души.
Женя Перфилова, 5-й “Б” класс

Заснежило, завьюжило…
Зима одела в кружево
Седой уральский лес,
И засверкало, засияло
Снежинок легких одеяло –
Январь принес свой мир чудес.
Женя Перфилова, 5-й “Б” класс
Сергей АБАКУМОВ,
учитель русского языка и литературы средней
школы N 65
Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте