search
main
0

Мастерская детства. Прогресс подпитывается традициями

Истринский педагогический колледж награжден за креативный подход к управлению, изобретательность при выборе и использовании новых технологий, а также за оказание услуг высокого качества, динамичность развития и творческий подход. В итоге его директор, кандидат экономических наук Светлана Осадчева получила в Женеве медаль «Европейский Гран-при за качество», а в Париже ей вручили знак отличия «Шапталь». И все это потому, что признали Светлану Анатольевну в мире как руководителя, обладающего поистине выдающимися качествами. Именно такой оказался необходим профессиональному образовательному учреждению для того, чтобы победить в конкурсе нацпроекта. И стать единственным в России отмеченным государством образовательным учреждением, готовящим педагогов.

Новаторская артель

На конкурс колледж вышел с проектом открытия ресурсного центра по подготовке педагогов предшкольного образования.

Целями инновационной программы стали создание условий для развития предшкольного образования, сохранение кадрового потенциала благодаря специальной подготовке, расширение у студентов педколледжа профессиональных компетенций, формирование ресурсного центра предшкольного образования, разработка учебно-методического обеспечения.

На практике программа обучения предшкольников потребовала организации сетевого взаимодействия в области, усиления роли наставничества, введения показателей компетенции педагогов предшкольного образования, использования модульного подхода и таких форм, как моделирование, проектирование, совместной деятельности с работодателями по оценке итогов различных видов практики и оценке качества подготовки специалистов, освоения интерактивных, презентационных технологий; игрового практикума, компьютерного тренажера, разработки коррекционно-развивающей индивидуальной среды ребенка, обучения методике работы с детьми с двуязычием.

Для организации процесса обучения в колледже созданы специальные отделы, оборудованные по последнему слову. Ведь реализация замысла требует организации условий для эмоционального развития детей предшкольного возраста на основе педагогической поддержки. Так родились лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием: «Здоровьесберегающие технологии», «Математическое развитие ребенка», «Музыкальное воспитание», «Психологическое сопровождение ребенка», «Речевое развитие ребенка», «Сенсорная комната», «Художественно-эстетическая», «Экология», «Художественно-изобразительная» и «Практической профессиональной подготовки».

Оборудование выбирали так, чтобы оно отвечало всем требованиям. Было высокоинтеллектуально. Давало возможность внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Позволяло обучать студентов новым педагогическим технологиям и использовать прогрессивные формы и методы подготовки специалистов.

Появление в стенах колледжа ресурсного центра повлекло за собой подписание договоров со своими стратегическими партнерами, которыми стали управления образования и коллеги из образовательных учреждений Подмосковья, воспитывающие будущих педагогов. Предметом договоров послужила разработка форм сетевого взаимодействия между педагогическими колледжами области с целью повышения качества кадрового потенциала по проблемам предшкольного образования и инновационного менеджмента.

Первый раз в первый класс не страшно

Квалификационная характеристика выпускника-предшкольника согласована с работодателями и содержит новые виды деятельности, отсутствующие в квалификационных характеристиках по другим специальностям:

– осуществление педагогического процесса, обеспечивающего выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в первый класс; обеспечение преемственности программ предшкольного и начального школьного образования;

– образовательная деятельность проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных инновационных программ и методов, активизирующих поисковую деятельность детей предшкольного возраста;

– создание условий для выстраивания отношений взрослого с детьми на принципах равного партнерства; социализации детей в современном поликультурном пространстве; формирования детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

В рамках реализации проекта разработано 13 примерных программ по учебным дисциплинам предметной подготовки:

1. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

2. Методика развития детской речи с практикумом по логопедии.

3. Психология развития и детская психология с основами психодиагностики развития детей предшкольного возраста.

4. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы ребенка предшкольного возраста.

5. Семейная педагогика и домашнее воспитание.

6. Основы невропатологии и психопатологии.

7. Основы теории и методики музыкального развития детей предшкольного возраста.

8. Основы физического воспитания в предшкольном возрасте и методика физического развития детей с элементами коррекционно-оздоровительных работ.

9. Математическое развитие детей предшкольного возраста.

10. Экологическое образование детей предшкольного возраста с методикой преподавания.

11. Методика использования ТСО и электронно-вычислительной техники в работе с детьми.

12. Изобразительная деятельность с методикой развития детского художественного творчества.

13. Методика трудового воспитания с практикумом по художественному ручному труду и конструированию.

Предлагаемый блок дисциплин предметной подготовки ориентирует будущих педагогов-дошкольников на овладение комплексным подходом и системными знаниями, которые позволят обеспечить как высокий уровень общего развития ребенка, так и его познавательные интересы и творческие способности.

Разработанная программа подразумевает 13 видов практики: показательные занятия, введение в специальность, наблюдения по психологии, экскурсии, биологическая практика, подготовка к летней работе с детьми, культурологическая практика, психолого-педагогическая, наблюдательская и пробная в группах дошкольного возраста, пробная в семье, летняя, психодиагностическая и психокоррекционная практика.

По диагностике и компетентность

Разработаны три программы дополнительного профессионального образования для повышения квалификации педагогических работников: «Содержание, формы и методика предшкольного образования» на 72 часа, «Основные тенденции развития психолого-педагогической науки и образовательной практики» того же объема и такой же курс по «Психолого-педагогической диагностике в системе предшкольного образования».

Главной целью разработанных программ стала подготовка учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, способных работать с ориентацией как на возрастные, так и на индивидуально-типические особенности детей предшкольного возраста, умеющих видеть своеобразие каждого воспитанника и принимать его во внимание в своей профессиональной деятельности.

Особое внимание отводится формированию у педагогических работников предшкольного образования диагностической компетентности, умения индивидуализировать педагогический процесс с учетом данных тщательного и всестороннего изучения детей предшкольного возраста и умения использовать потенциал всех видов детской активности для удовлетворения их образовательной потребности и подготовки к школе.

Особый акцент в программах сделан на формировании умения своевременно выявлять, предупреждать и устранять состояния и ситуации риска адаптационных нарушений в развитии ребенка силами педагогов и родителей.

По словам руководителя ресурсного центра Татьяны Шеминой, для нового подразделения колледжа важно сформировать и распространить такие инновационные методики, как наставничество, проектирование, моделирование, диагностику, коррекцию, игровой практикум, показательные занятия с использованием интерактивной связи и информационно-коммуникативных технологий, пробные занятия на компьютерном тренажере.

Главными задачами ресурсного центра предшкольного образования Истринского педколледжа можно считать концентрацию ресурсов для подготовки педагогов-предшкольников, обеспечение коллективного доступа к ресурсам для возможности выбора образовательной программы, аккумуляцию и десиминацию новых моделей образовательного процесса и педагогического опыта в области предшкольного образования, повышение квалификации педагогов в этой области, методическую поддержку деятельности управлений образованием, руководителей учреждений дошкольного образования, педагогических колледжей, методической службы муниципального образования, педагогов по вопросам предшкольного образования, укрепление связей с работодателями, службой занятости, формирование механизма саморазвития, когда потребительский интерес реализуется на основе оплачиваемого заказа.

Качественно новый специалист с квалификацией «Педагог предшкольного образования» сможет профессионально подготовить будущего первоклассника к обучению в школе, при этом не дублируя программу 1-го класса в разных формах организации обучения дошкольников, и сохранить при этом самоценность возраста пяти-семи лет.

Дорога ложка к обеду, но и к ужину пригодится

Истринский колледж может похвалиться не только ресурсным центром, здесь работает и отдел маркетинга, социального партнерства и трудоустройства выпускников.

В соответствии с договорами, заключенными с педагогическими колледжами Московской области, на базе ресурсного центра колледжа смогут получить профессиональную помощь все студенты. И замечательной учебной базой центра смогут воспользоваться педагоги-дошкольники и воспитатели детских садов, желающие усовершенствовать свои знания и умения. В программу курсов повышения квалификации «Содержание образования в начальной школе» включены темы:

1. Особенности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Игровая деятельность предшкольника.

3. Особенности математического развития ребенка старшего дошкольного возраста.

4. Особенности сенситивного периода развития ребенка.

5. Роль родителей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

Разработана тематика обучающих семинаров для педагогических работников однопрофильных учебных заведений:

1. Традиционные и альтернативные системы предшкольного образования.

2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

3. Возрастные характеристики и психологические особенности старшего дошкольника.

4. Педагогические диагностика изучения готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению.

5. Организационные формы реализации предшкольного образования на базе дошкольных образовательных учреждений, центров развития ребенка, школы.

6. Психолого-педагогическое сопровождение предшкольного образования.

7. Методические аспекты деятельности педагогов предшкольного образования.

8. Методика работы с родителями в условиях предшкольного образования.

9. Семейное воспитание как часть подготовки ребенка к освоению школьной программы.

Ресурсный центр подготовки педагога предшкольного образования дает возможность педагогическим работникам однопрофильных учебных заведений ознакомиться с методикой и современными технологиями предшкольного образования, учителям начальных классов и воспитателям детских садов повысить квалификацию. Появление большего интереса к колледжу со стороны власти и населения, усиление престижа колледжа и его руководителя, безусловно, оказывают значительное влияние на развитие отраслей экономики, для которых готовятся кадры.

При условии успешной экспертизы и введения новой специальности «Педагогика предшкольного образования» решится одна из актуальных задач современного образования – подготовка специалиста, который обеспечит равные стартовые возможности ребенку перед поступлением в школу. Разработанная модель ресурсного центра дает возможность создавать подобные центры по всей России.

Истра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте