Русский византиец
Этот урок истории можно назвать беседой об иконописи. Беседой директора частной московской школы “Нива” Александра Валентиновича иванова со своими учениками. В прошлом году “Учительская газета” опубликовала материал об особенностях и многозначии смысла изобразительного языка
иконописи – основного средства духовного общения наших предков в X-XVII веках… Но кто такой “русский византиец”? Феофан Грек, Андрей Рублев или все-таки Дионисий, имена которых известны нам по школьным учебникам? Приоткроем завесу этой тайны…
Канон
Во-первых, спросим себя, как выработался национальный стиль иконописи? Конечно, это было соборным делом русской церкви, которая “художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев” (П.Флоренский). Все иконописцы были служителями культа. Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе способности – от монахов до митрополитов. Однако решающая роль в выработке “русского” стиля иконописи принадлежала все-таки личностям. Ведь для этого требовались уникальные качества духовидения, даже подвиг. Дело в том, что возможности интерпретаций были ограничены. Чем? Каноном!
Следование канону было, конечно, необходимо, потому что канон – это правила и приемы изображения образов, которых иконописец придерживаться обязан. Это и образец. Это графические схемы и словесные описания образцов, подлинников. А слово “подлинник” означало, что образ получен на основе подлинного восприятия потустороннего мира.
В результате религиозных озарений, видений, видений.
Духовные видения – это явления новых образов (“изводы”). Полученные таким образом иконы называют “первоявленными”. Их-то и рассматривают как первоисточник. Под видениями понимаются трактовки этих изображений на основе собственного духовного опыта. Это дает основание причислять и новые иконы к явленным свыше.
По определению С.Булгакова, канон таким образом “есть вид церковного предания”…
Но ведь не все изографы обладали, обладают и сегодня духовным зрением. Вот им-то и нужен был в первую очередь канон для рабского копирования произведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил Флоренский, “в канонических формах дышится легко”. На них “ломались” лишь “ничтожества и заострялись настоящие дарования”. Поэтому канон для мастера не оковы, а скорее рыцарские доспехи.
По всему по этому канон вовсе не что-то совершенно неизменяемое. Но его развитие связано было с движением духовной жизни церкви и общества. Скажем больше: возможность новых духовных откровений – видений и видений – и в будущем определяет издание новых канонических образцов. Тут все зависит, говоря образно, от наполнения мира “Духом святым”…
Начало
Когда же возник собственно русский стиль иконописи? Во времена духовного подьема конца четырнадцатого – в пятнадцатом веках. В годы возвышения Московского царства. Что же, раньше для этого не было возможностей? Не было. Четыре столетия понадобилось Руси после крещения для того, чтобы выработать национальный стиль в изографии. Причины “отсрочки” следующие. XI век был веком освоения “чужой”, хотя и христианской, “византийской культуры”. Тогда характер художественной практики русских изографов был подражательным. Ведущие мастера – приезжие греки. Русские иконописцы ходили в учениках.
В XII столетии сложение общерусской школы иконописи было задержано распадом Руси на уделы. Хотя в региональных школах отдельные общие черты начали уже проявляться. XIII-XVI – период исторической катастрофы для русской культуры. Разорение сменилось оцепенением. Художественная деятельность замерла. Развитие продолжалось лишь в Новгородской и Псковской школах да в обособившейся Западной Руси, сумевшей избежать золотоордынского ига путем присоединения к Литовскому княжеству. Что, однако, привело ее впоследствии (в конце XIV в.) в полон Польши.
Рабство вызвало у русских мастеров комплекс неполноценности и робости. Отсюда довольство прилежным подражанием и копированием греческих и сербских образцов. Вот почему до конца XIV века на Руси не обнаруживались сильные индивидуальности в иконописи. Начало ему положило личное творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. И на первый взгляд непонятно, откуда они взялись в русской культуре.
Развитие
Их явление было подготовлено двумя важными событиями: вторым византийским и южнославянским влияниями на Русь и духовным подьемом, связанным с освобождением Восточной Руси от ига и ее последующим возвышением как Московского царства. Последнее событие широко известно, а вот о первом следует поговорить подробнее.
Во 2-й половине XIV столетия Русь получила новый мощный импульс для своего культурного развития. Как и первый, о котором я упомянул выше, он исходил от Византии через Сербию и Болгарию. Собственно, первое культурное влияние Византии в X-XI веках привело к вживлению православной культуры в русскую почву. Второе – к ее окончательному преображению. Но и сама Византия в XIV столетии переживала культурное Возрождение – антитезу Западному Ренессансу. Восточное Возрождение явило развитие православной философии в виде учения Григория Паламы – иссихазма и высшие достижения иконописи в виде “палеологического стиля”. Их-то и должна была впитать Восточная Русь. Ведь после освобождения от золотоордынского ига она наконец-то возобновляла прерванные связи с православным широким миром. Русичи устремляются на Афон и в Константинополь, где “набираются ума” в колониях, при монастырях: списывают и переводят книги. Таким образом и восстанавливалась русская образованность. Из греческой и южнославянской земель на Русь тоже шла волна изографов, ювелиров, зодчих. Ее вызывал натиск турок. Часть из них устремлялась в великие Новгород и Псков. Тамошние иконы этого времени и выполнены как раз в “палеологическом стиле”…
Интересно, что, освобождаясь на Руси от контроля византийской теократии, греческие мастера получали новое вдохновение. Они не только дали русским мастерам образцы, но показали пример творческой интерпретации канона.
Среди прибывших на Русь по приглашению был Феофан Грек. Этому гениальному “византийцу”, или “гречину”, суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.
Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководит росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых предположительно знаменитая Богоматерь Донская (1380 г.), ставшая национальной святыней России.
Парадокс
И тут важно отметить парадокс. Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник. Более того, он стал византийским миссионером на Руси. Поэтому его произведения как бы принадлежали прошлому XIV веку, венчая его достижения. По характеру они были трагическими, так как выражали мироощущение заката Византийской империи. Были проникнуты апокалипсическими предчувствиями близкой гибели Священного православного царства (пало в 1453 г.). Полны пророчествами возмездия греческому миру, пафосом стоицизма.
Конечно, такая живопись была созвучна прошлой уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. Поэтому, если в Новгороде творчество Феофана вызвало подражание, в Москве Феофан не смог создать своей школы. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – “светло радостный”, гармонический, лирико-этический.
Почему же тогда творчество Ф.Грека относят к явлениям русской культуры? Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись. Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника-изографа, творца новых канонов.
Собственно говоря, Феофан был последним даром византийского гения русскому. На смену “русскому византийцу”, экспрессивно-экзальтированному Греку, мрачноватому “Микеланджело русской живописи”, пришел “Рафаэль” – Андрей Рублев, ученик Феофана, который испытал сильное влияние учителя в годы своей молодости, когда работал под его началом на росписи Благовещенского собора в Кремле. Как художник Рублев, несомненно, стоял на плечах Феофана, т.е. трудился без оглядки на старые образцы. Как и Грек, стремился внести в иконопись личную интонацию, “жизненный нерв”. Но об Андрее Рублеве речь еще впереди…
Александр ИВАНОВ, кандидат исторических наук
Утверждены сроки тестирования девятиклассников
Как мы обещали в прошлом номере “УГ”, сообщаем даты проведения централизованного тестирования выпускников 9-х классов.
Воспользоваться этой образовательной услугой девятиклассники смогут в следующих числах апреля: иностранные языки – 16, биология – 17, химия – 18, математика – 19, русский язык – 21, география – 22, физика – 23, история России – 24.
Цена тестирования по одному предмету будет колебаться в пределах от 30 до 50 тысяч рублей в зависимости от региона.
Психологическое тестирование выпускников 11-х классов, назначенное на 27 апреля, отменено.
Николай ВИННИК
Рисунки и обереги в альбом
В Доме юных техников поселка Кисловка Томского района приютилась детская художественная студия “Дизайн”. Ею руководит Яна Борисовна Частоколенко, выпускница архитектурного факультета ТГАСА. В работах детей, ее учеников, необычно все – материал, техника, краски, построение композиции, тематика произведения. Яна Борисовна исходит из того, что каждая личность – уникальна. Ребенку надо дать возможность показать свои врожденные данные, свое мировоззрение, не закрепощенное установками.
“Я не готовлю художников, – говорит Яна Борисовна, – пусть мои выпускники будут педагогами, архитекторами, модельерами. Главное, они должны научиться чувствовать и уметь творить красоту”.
В этом же поселке живет Людмила Павловна Васильченко. Она руководитель областного центра “Русская культура”, автор курса “Культура славян”. Но самое ее любимое детище – творческая студия “Лель”. В студии ребята знакомятся со сторонами быта, нравственными нормами и ценностями, культурой древних славян. В ходе исследовательской работы дети познают культуру отношения к природе, ремесла и промыслы. Составляют альбомы рисунков на различные темы (одежда, украшения, обереги): жилище, оружие, боги, музыкальные инструменты… Студия дает удивительные результаты – в ребенке просыпается интерес к творчеству, появляется желание проявить себя.
Владимир МОИСЕЕВ
“Эврика” верна своим традициям
В январе в Обнинске, в Центре научного и технического творчества учащихся “Эврика”, проходил интеллектуальный турнир учащихся России. Несмотря на огромные финансовые трудности и зимние морозы, в турнире приняли участие юные таланты с 1-го по 9-й классы из Алдана (Якутия), Нового Уренгоя, Самары, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов, Перми, Новоуральска, Нальчика, Тольятти и других городов.
Участникам турнира надо было выполнить большое число самых разнообразных заданий в тест-рейтинговой творческой олимпиаде, преодолеть свыше десятка этапов интеллектуально-творческого марафона, выполнить творческие задания в мастерских “Академии творчества”.
А вскоре, в дни весенних каникул, Обнинск встретит большое число гостей из России и других стран. Как всегда, в марте будет проходить Российская открытая конференция учащихся “Юность, наука, культура”. В этом году она посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого-энциклопедиста А.Л.Чижевского.
Основные организаторы конференции – Межрегиональная детская научная творческая общественная организация “Интеллект будущего” и Обнинский центр научного и технического творчества учащихся “Эврика”.
Уже сейчас в оргкомитет поступают материалы из разных уголков России для участия в предварительном конкурсе исследовательских и творческих работ по многим направлениям науки и культуры, таким, как археология, астрономия, биология, медицина, география, журналистика, искусствоведение, история, краеведение, лингвистика, литературное творчество, литературоведение, математика, педагогика, право, программирование, психология, радиоконструирование, техническое творчество, физика, философия, химия, экология, экономика. Как видно, развернуться юным талантам есть где, так что будем надеяться, что пожелание участников январского турнира “Побольше бы таких состязаний” будет услышано.
Оксана ЕЛЬЦОВА
Комментарии