search
main
0

Мастерская 3-й класс

Бабушкины уроки

Мы учимся у прадедов не только мастерству – учимся правильно жить на Земле: в ладу с природой, с людьми, видеть, беречь и творить красоту и добро себе на радость, другим на погляденье. А учат нас этому старая расписная бабушкина прялка, сделанная из елки-кокоры и расписанная руками ее отца, дедушкин берестяной плетешок – оберег, мамин огромный сундук, что стоял в углу у печки. Все четверо умещались мы на нем зимними вечерами, слушая рассказы о деревенской жизни под звуки балалайки.

В мае 1993 г. я впервые рассказала о своих “бабушкиных уроках” на страницах “Учительской газеты”. А ровно через три года закончила работу над системой обучения по программе интегрированного курса “Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. Я благодарна за помощь и чуткое руководство Тамаре Яковлевне Шпикаловой, научному руководителю экспериментальной работы. Признательна кураторам и рецензентам, сотрудникам кафедры начального обучения Нагиной Р.М., кафедры культуры Соколовой В.П., кафедры трудового обучения Гришину В.П. АОИППК за обучение и помощь, за предоставленную возможность обмениваться опытом с коллегами. Благодаря этому сформировалась творческая группа учителей-экспериментаторов, что существенно сократило время апробации системы обучения по новой программе.

В основу ее системы мы взяли традиции и обычаи народного быта, отраженные в крестьянском земельном календаре. Образцами в работе нам служат каргопольская игрушка, расписная деревянная утварь, берестяные изделия и изделия холмогорских костерезов, женские рукоделия и сладкие козули – наши традиционные северные ремесла. Познаем секреты мастерства не спеша, как прадеды учили. В первом классе гостим в тереме матушки Природы, встречаем ее детушек Олень-водяницу, зиму-белолицу, Весну-молодицу да братца Летечко добрыми делами, мастерству и трудолюбию у них учимся да веселым праздником провожаем. Во втором классе гостим у бабушек в деревне и живем по их старинному календарю. Узнаем, как дом строится, да на чем лад в семье держится. А бабушка по памяткам все секреты доброго труда раскрывает.

В третьем классе гостим у мастеров преизящных, учимся у них качеству в работе и секретам творения красоты.

Заканчиваем каждый год обучения контрольно-игровым заданием, которое дети выполняют по информационно-инструкционным картам самостоятельно.

1-й класс – матушка природа показывает детям дерево-кокору и предлагает послушать рассказ о бабушкиной прялке. Затем дает задание – изготовить модель северной прялки из бумаги и расписать знакомыми узорами. Эта прялочка поможет узнать им, как жили-были наши бабушки давным-давно, а заодно покажет, как хорошо усвоили дети уроки матушки Природы и подготовились ко 2-му классу.

2-й класс – заканчивая посиделки, закрывая на лето бабушкину школу, бабушка рассказывает и показывает свои обереги. Затем предлагает сделать оберег каждому для себя по образцу берестяной подвески. Пусть маленькая коробочка с родным узором поможет им в 3-м классе в путешествии к мастерам преизящным.

3-й класс – расставаясь с мастерами преизящными, убирая памятки в расписную коробайку, дети мастерят расписной сундучок – точную копию бабушкиного большого кованного сундука. Отправляясь в пятый класс, они знают, что им предстоит открыть немало замков и достать, трудом добыть те знания и умения, которые помогут им увереннее шагать по жизни, быть хозяином на земле.

Эти уроки и технология изготовления моделей разработаны учительницей начальных классов школы N2 г.Северодвинска Архангельской области Тюхтиной Людмилой Александровной. В этом году я провела во всех классах контрольно-игровые уроки по ее технологии и получила доброе детское спасибо за интересное задание, которые с радостью передала автору. Людмила Александровна работает в паре с учителем рисования Е.А.Загорной. Душа поет, когда наблюдаешь их уроки. Особенно интересны их работы в бумагопластике.

Уроки, которые мы предлагаем вашему вниманию, можно проводить и как обучающие – они помогут решить много учебных задач трудового обучения и изобразительного искусства.

Если вас заинтересовала наша работа, напишите мне, и мы продолжим бабушкины уроки. Расскажем, как родниковая вода бабушкиного рубленого колодца научила ребят рубить избы, амбары, мельницы; как лоскутное одеяло рассказало о главных бабушкиных заботах и научило ребят шить, а родословная козули показала поморское гостеприимство и познакомила со сладкой сказкой России; покажем волшебные северные росписи по дереву и научим их рисовать.

А захотите посмотреть, милости просим в гости. Надеемся, что 1 сентября распахнутся для детей двери мастерской “Лапоток” и с доброй улыбкой встретит свою маленькую плотницкую артель, шустрых лаптеплетов Ольга Петровна Попова, учитель высшей категории, учитель изо и трудового обучения школы N 50 г. Архангельска. Взмахнет своей волшебной кисточкой и поведет учеников к истокам красоты северного края учительница изо Загайнова Наталья Анатольевна из школы N 62. Вновь вспорхнут удивительные птицы и расцветут прекрасные цветы в детских альбомах. Зазвучат сказки бабы Ули на уроках Смирновой Ольги Михайловны, учителя изо школы N 3 г. Няндомы и продолжат те сказки детские глиняные игрушки, а это значит, не порвется та ниточка, что накрепко связывает поколение с поколением.

Распахнет свои двери и начальная школа N 51 г. Архангельска. Начнет разматывать клубочки устного народного творчества на бабушкиных уроках Седыгина Галина Николаевна. Начнет подпевать и приплясывать ей с учениками на уроках музыки Дойницына Людмила Александровна. Распахнет двери и мастерская “Северное солнышко”, где мы с Людмилой Николаевной Костиной начнем свои уроки не только для учеников, но и учителей города и области.

Нина РОГОЗИНА, отличник народного просвещения, учитель начальных классов школы N 51 г. Архангельска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте