search
main
0

Мастерская

Александра ЖАРИНОВА:

Мы создаем элиту

имназическое образование – это образование повышенного типа с усложненной учебной программой, направленной на формирование творческого потенциала личности учащегося, получение им глубоких знаний. В основном в гимназию приходят дети, желающие учиться, готовые к интеллектуальному труду, стремящиеся к лидерству именно в этом виде деятельности.

Программа обучения в Нижегородской педгимназии представляет собой (условно) 4 блока:

1) профильный: гуманитарный, естественно-географический, математический (углубление, усиление содержания профильного предмета за счет увеличения количества часов, внутрипредметной дифференциации);

2) непрофильный блок (предполагает базисный уровень образования);

3) культурологический, эстетический (общий для классов всех профилей (логика, МХК, современные и древние иностранные языки, хореография, культура общения и т.д.).

Наверное, самым интересным для гимназистов является 4-й блок гимназического образования – спецкурсы, факультативы, индивидуальные консультации. Почему самым интересным?

Во-первых, учащиеся выбирают себе спецкурсы, исходя из направленности собственной личности. В основном это спецкурсы, факультативы по выбранному профилю обучения (но не только).

Во-вторых, они ведутся в основном доцентами, учеными высшей школы и являются как бы промежуточным, переходным звеном между школой и вузом: здесь другой уровень общения с ученым, узким специалистом по интересующей проблеме; здесь другие технологии получения знаний, здесь в конце концов не ставят оценок.

Несмотря на территориальную отдаленность от вузов Нижнего Новгорода, с нами сотрудничают замечательные, увлеченные ученые Нижегородских государственных педагогического и лингвистического университетов.

Спецкурсы, факультативы посещают практически все гимназисты; два и более – около 80% учащихся 8-11-х классов. И это очень важно: именно этот возраст – 14 лет, как утверждают психологи, когда начинают осознанно проявляться интересы детей, связанные с будущей профессией, с проявляющимися интересами в той или иной области знаний. Отсюда и многотипность их содержания.

Первый тип – спецкурсы, ориентированные на определенный образовательный предмет: математику, литературу, историю, экономику, химию и т.д. Они необходимы учащимся, как правило, углубляют их знания по основополагающим разделам науки, систематизируют эти знания; имеют прикладной, практический характер. Подобные спецкурсы особенно популярны среди выпускников, что естественно, так как им предстоит поступление в высшие учебные заведения.

Второй сложившийся тип спецкурсов по содержанию – это такие, которые углубляют отдельные узкие темы учебной программы, ею едва затрагиваемые, обозначенные: “Генетика”, “Экономическая информатика”, “Урбоэкология”, “Менеджмент в искусстве” и др.

Третий тип спецкурсов – междисциплинарные (“Гигиена и здоровье”, “Лингвистический анализ текста”, “Современная естественнонаучная картина мира”, “История естествознания” и т.д.).

Спецкурсы, факультативы, особенно два последних типа, заставляют учащегося мыслить, творить, накапливать собственный интеллектуальный багаж. И не случайно, что именно на базе этих спецкурсов успешно действуют 17 секций научного общества учащихся (НОУ). На последней городской ХХv конференции НОУ наши ребята получили 11 дипломов i степени по литературе, истории, психологии, педагогике, экологии, биологии и др., а остальные 32 – дипломы ii степени.

Но главное – развитие интереса ученика к творческой деятельности, к самостоятельному поиску, вкуса к самому процессу исследования, собственного какого-то открытия, научного опыта – “сына ошибок трудных”. Важный момент – создание интеллектуальной среды общения с учеными-энтузиастами, чего лишены многие наши дети с рабочей окраины.

А если говорить о реализации основных принципов гимназического образования, то они тоже явно прослеживаются:

– использование личностных качеств обучающихся в учебном процессе;

– направленность на развитие интеллекта, творческих способностей;

– свобода выбора форм образования и др.

В учебном году для гимназистов 5-11-х классов с учетом их предложений была организована работа более 50 спецкурсов и факультативов.

Гуманистическую идею в образовании и развитии детей воплощает также культурологический развивающий блок содержания гимназического образования: философия, логика, мировая художественная культура, древние языки (греческий и латинский), культура Греции, Рима, экология и т.д.; вместо статичных целей и учебных материалов – знакомство учащихся с непрерывно развивающимся миром. С особо способными и одаренными детьми педагогический коллектив гимназии работает по индивидуальным учебным планам и программам в рамках гимназической программы “Интеллект”. И мы видим в реальной жизни, как развивается потенциал наших ребят.

Опора на память без мышления и диалога – признаки авторитарного, догматического, т.е. антигуманного обучения и воспитания – не принимаются в гимназии. Еще великие греки Сократ, а потом Архесилай сначала заставляли говорить своих учеников, а потом уже сами говорили им. (Монтень “Опыты”).

Настоящее чудо происходит на уроках учителя начальных классов Е.Г. Аброшновой, когда целый класс вдруг начинает говорить стихами, например о проблемах экологии, или на уроке учителя словесности, когда семиклассники (и мальчики, и девочки городские до мозга костей) с удовольствием исполняют старинные обрядовые песни, или на уроке Е.В.Саратовцевой, когда ее четвероклассники, проникнутые насквозь музыкой, стихами, творят прекрасные работы, копируя мастеров гжели и хохломы. А всему этому “чуду” есть простое обьяснение: наши учителя хорошо знают различные современные методики (Эльконина – Давыдова, Занкова, Шаталова, Лысенковой, Зайцева и др.), а также труды педагогов-классиков .

Большая творческая работа педагогического коллектива по гуманизации учебно-воспитательного процесса высоко оценивается детьми и родителями.

Интересны результаты обследования выпускников гимназии с помощью системы “КАС ДОУ” – АТТЕСТАЦИЯ”, проведенные в феврале 1995 года (с точки зрения учащихся):

– практическая ценность

результатов обучения – 95%

– общий уровень интереса

к обучению – 95%

– общий уровень социальной

позитивности

поведения учащихся – 95%

– развитие способностей

учащихся с учетом принципа

индивидуальной

дифференциации в

образовании – 90%

– эмоциональная включенность

учащихся в образовательный

процесс – заинтересованность

в происходящем

на уроках – 97%

– активность в обучении – 92%

– ощущение учащимися своей

социально-групповой

приобщенности,

неотверженности

на уроках – 97%

– степень представленности

учащихся средних и

старших классов с

выраженной

заинтересованностью

в обучении с точки зрения

его процесса – 100%

Размышляя о причинах современных “сумерек просвещения”, можно понять их истоки: это утрата школой тех ценностей, которые необходимы для воспитания культурного человека.

Отношения в коллективе могут стать гуманными в том случае, если в нем создана социокультурная среда, основанная на признании свободы и достоинства всех его членов, на доверии друг к другу, уважении чужого мнения.

Наша педгимназия, как никакая иная школа города, много работает именно над созданием гуманной социосреды:

совместное (педагоги, учащиеся, родители) решение учебных и воспитательных проблем; работает Академия гимназических наук, где “академики” – гимназисты, наиболее отличившиеся в изучении отдельных наук, совместно с ними решаются вопросы развития преподавания той или иной науки; в яркий праздник учебного труда, интеллекта, эстетического таланта, юмора, глубоких знаний и блестящей импровизации выливаются традиционные конкурсы “Жемчужина гимназии” (на лучшего учащегося), “Вера, Надежда, Любовь” (на лучшего педагога), научно-методический фестиваль “Я мыслю, следовательно, я существую” и другие; духовно воспитывает детей, дает нравственный тренинг участие в таких благородных акциях, как “Мой ласковый и нежный зверь”, “Рождественский подарок”, “Цветы весны” и др.

Важную роль в развитии социокультурной среды, в создании благоприятного климата в гимназии играет неповторимый стиль оборудования гимназии. Дети с удовольствием идут в гимназию еще и потому, что здесь в любом ее уголке уютно, красиво, комфортно, “как дома”. И это тоже гуманизация.

Педагогические идеи буквально пронизывают учебно-воспитательный процесс: старшие гимназисты шефствуют над младшими, проводят исследования, наблюдения по своим научным темам под руководством ученых педвуза, делают выводы, обобщения, приобретают гуманные навыки общения с младшими детьми, а маленькие гимназисты чувствуют себя защищенными, как в большой дружной семье. Совсем не случайно, что из 180 выпускников гимназии последних трех (не считая это лето) выпусков 156 стали студентами различных педагогических факультетов НГПУ, НГЛУ, ННГУ. Но совсем необязательно то, что выпускники гимназии все станут педагогами (и такой задачи гимназия не ставит). Замечательно то, что эта направленность облагораживает души наших детей, дает необходимые для культурного человека психолого-педагогические знания, которые будут востребованы ими во взрослой жизни.

nb!

Александра жа╡инова – заместитель директора Нижегородской городской педагогической гимназии по научно-методической работе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте