search
main
0

Мастерская

════Роняет лев свою листву

…”УГ”, как никто, должна помнить, что нас, учителей, разделяют только условные границы СНГ! Мы читаем газету всей семьей и делаем подборки по математике, химии, истории и литературе для племянников и племянниц.

Хочу предложить вашему вниманию урок по фонетике.

(Из письма в “Мастерскую”).

Тема урока: Алфавит. “Секреты” графики

Фонемы, нарисованные буквами, размещены в алфавите, где у них есть название и порядковый номер. Так, знак “Б” называется буква “бэ” и живет под номером два, знак “Ш” – буква “ша” и живет под номером двадцать шесть.

Вот знаки алфавита с “именами” и номерами:

А, [а], – 1

Б, [бэ], 2

В, [вэ], 3

Г, [гэ], 4

Д, [дэ], 5

Е, [jэ], 6

Е, [jо], 7

Ж, [жэ], 8

З, [зэ], 9

И, [и], 10

Й, [j], 11

К, [ка], 12

Л, [эл] [эл’], 13

М, [эм], 14

Н, [эн], 15

О, [о], 16

П, [пэ], 17

Как 33 буквы “работают” рисунками 42 фонем? Этот “секрет” раскрывают принципы графики.

Первый “секрет” букв раскрывает собственно алфавитный принцип графики.

Фонемы , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , изображаются буквами А, О, У, Э, И, Ы, Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф ,Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Й: – кот, – дом, – жар, – сын, – ива.

Фонема обозначается буквой “Й”, когда ею завершается слово или слог: – чайник, – чай.

Буквами Я, Е, Е, Ю принято рисовать сразу две фонемы , , , , если фонемой начинается слово или слог: ел – л; юг – г; еж – ж; большая – больша ; большую – большу ; большие – больши .

Второй “секрет” открывает алфавитно-позиционный принцип. Буквы Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х плюс буквы И, Я, Е, Е, Ю фиксируют на письме парные мягкие фонемы и соответствующую гласную фонему: береза – беза, рюмка – мка, рис – с, ряд – д, речь – чь.

Знаки Ь [jэр] и Ь [jэр’] с буквами И, Е, Е, Ю, Я обозначают фонему после согласной в сочетании с гласной фонемой: воробьи воро, сьел – л, вьюга – га, сьемка – мка.

Буквы Б, В, Д, З, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф в сочетании со знаком Ь [jэр’] рисуют мягкие фонемы: соль – со, свадьба – сваба, борьба – боба, конь – ко.

ЗАДАНИЕ 1. Вот стихи о буквах. Чтобы стихи правильно прочитать, нужно знать “имена” букв.

1. А как лесенка стоит

Перед входом в алфавит.

/Г.Виеру/

2. Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

/А.Шибаев/

3. Словно букву В

Алена

Держит

Трубку телефона.

/В.Степанов/

4. Перед вами буква Г

Стоит подобно кочерге.

/С.Маршак/

ЗАДАНИЕ 2. Выучите стихотворение. Обьясните смысл слова “азбука”. Подберите к нему синоним. Запомните названия букв. Каких букв нет в стихотворении?

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы,

писаных красавицы,

На одной живут странице,

а повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

славные сестрицы,

Очень просят всех ребят с ними

подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Е, Жэ –

прикатили на еже,

Зэ, И, Й, Ка, Эль, Эм, Эн, О –

дружно вылезли в окно,

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха,

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Ь, Ы, Ь, Э, Ю, Я –

все теперь мои друзья.

/Б.Заходер/

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте отрывок из стихотворения. Напишите в алфавитном порядке имена ваших друзей, названия фруктов и овощей, цветов и растений, школьных принадлежностей, предметов, которые вас окружают.

Про все на свете

(азбука в стихах)

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону

Волка вызвать к телефону.

Гриб растет среди дорожки,

Голова на тонкой ножке,

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка – тоже.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

Звезды видели мы днем

За рекою над Кремлем.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

/С.Маршак/

ЗАДАНИЕ 4. Отгадайте загадки.

1. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все…

2. Черные, кривые

Встанут в ряд –

Заговорят.

3. Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

4. Прилетели галки в поле

И уселись на снегу.

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу.

клю╖и: алфавит, буквы.

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте диалоги. Разыграйте сценки на материале этих диалогов.

– Петя, ты знаешь алфавит?

– Да.

– Какая буква идет после “А”?

– Все другие.

* * *

– Скажи, Маша, какая буква пишется в начале слова “здесь”: “Зэ” или “эС”?

– Вместо этого слова я всегда пишу слово “тут”, – ответила ученица.

* * *

– Роман, помоги мне отыскать слово “грач” в словаре.

– Пожалуйста. Для этого нужно знать алфавит.

– Спасибо. Обязательно выучу.

* * *

– Ну, Соня, зачем тебя учить пользоваться словарем? Ты сама это умеешь.

– Да я все время забываю алфавит.

* * *

– Соня, где словарь?

– Словарь? На моем столе.

– Найди, пожалуйста, слово “подсказка”.

* * *

– Тамара, какую букву написать в слове “збор”: “Зэ” или “эС”?

– Напиши “эС” и проверь по словарю.

Справка. По алфавиту составляются самые разные словари, справочники и списки.

ЗАДАНИЕ 6. Отгадайте загадки-шутки. С какими фонемами соотносятся отгаданные буквы? Какой принцип русской графики реализован в их написании?

1. Что стоит посреди ЗЕМЛИ?

2. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ?

3. Что находится в начале КНИГИ?

4. Что в ЧЕЛОВЕКЕ есть одно, а у ВОРОНЫ вдвое, в ЛИСЕ не встретится оно, а в ОГОРОДЕ втрое?

5. Чего нет ни в ДЫНЕ, ни в ТЫКВЕ, но есть в АРБУЗАХ, ПОМИДОРАХ и ОГУРЦАХ?

6. Я – в ОЗЕРАХ и РЕКАХ, но в ВОДЕ меня нет,

Я – в АРБУЗАХ и ОГУРЦАХ, но в ДЫНЕ меня нет.

7. Я – в ЯБЛОКЕ и СЛИВЕ, но в САДУ меня нет,

Я – в ЛУКЕ и САЛАТЕ, но в ОГОРОДЕ меня нет.

ЗАДАНИЕ 7. Помогите найти “заблудившиеся” слова. Назовите буквы в них.

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

– Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

2. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

3. Врач напомнил дяде Мите:

– Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

4. Забодал меня котел.

На него я очень зол.

5. Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело…

6. Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

7. Миша дров не напилил.

Печку кепками топил.

8. Закричал охотник: – Ой!

Двери гонятся за мной.

9. Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

10. Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

11. Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

клю╖: жук, капель, лес, щепками, булку, грачей, козел, чайки, дочки, звери, маки.

ЗАДАНИЕ 8. Отгадайте метаграммы. С какими фонемами соотносятся буквы в отгадках? Следите за произношением названий букв.

1. С “К” я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С “П” – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

2. С “М” я в море,

С “В” я в поле,

С “П” я в доме,

С “Г” – в футболе.

3. С “Ч” летаю над волною,

С “Л” не дам волкам покою,

С “М” – рубашка-безрукавка,

С “З” скачу в лесу по травке.

4. С “Л” я слезы вызываю,

С “Ж” по воздуху летаю.

5. С “Б” мучительной бываю,

С “М” одежду пожираю,

С “Р” актеру я нужна,

С “С” для повара важна.

6. С буквой “К” живу в лесу.

С буквой “Ч” овец пасу.

7. С “Ы” по снегу мы вас мчим,

С “У” мы ноги вам промочим.

8. С “Т” я книга, с “С” я рыба,

С “К” – бесформенная глыба,

С “Л” помог колоть я лед,

С “Д” народ во мне живет.

отгадки: Боль-моль-роль-соль, лук-жук, мол-вол-пол-гол, карта-парта, чайка-лайка, майка-зайка, кабан-чабан, лыжи-лужи, том-сом-ком-лом-дом.

ЗАДАНИЕ 9. По следующим алфавитно-цифровым данным подберите слова и составьте рассказ по теме “Весна”: 3-6-19-15-1, 19-16-13-15-24-6, 9-6-14-13-33, 15-1-19-20-21-17-10-13-1, 15-16-4-18-1-13-1-16-30, 20-1-33-20-30.

б) по следующим алфавитно-цифровым данным подберите существительные и прилагательные: 13-21-12, 14-16-13-12-16-3-30, 12-1-20-16-26-12-1, 4-16-18-16-23, 17-6-20-18-21-26-12-1, 9-6-14-7-15-29-11, 19-13-15-12-10-11, 1-18-16-14-1-20-15-26-11.

в) по следующим алфавитно-цифровым данным подберите существительные и глаголы. Составьте рассказ на тему “Семья”: 14-1-14-1, 17-1-17-1, 2-1-2-21-26-12-1, 5-6-5-21-26-12-1, 2-18-1-20, 19-6-19-20-18-1, 18-1-2-16-20-1-20-30, 21-25-10-20-30-19-33, 13-32-2-10-20-30.

г) по следующим алфавитно-цифровым данным подберите существительные и числительные. Составьте рассказ на тему “Школьные принадлежности”: 18-21-25-12-1, 20-6-20-18-1-5-30, 21-25-6-2-15-10-12, 5-15-6-3-15-10-12, 16-5-10-15, 5-3-1, 20-18-10.

Корделия ГАДЖИЕВА, доцент кафедры фонетики Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф.Ахундова

Баку

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте