search
main
0

Мастерская

Магическое “если бы…”

Идеи К.С.Станиславского

и профессиональное мастерство учителя

Еще в конце 80-х годов кафедра педагогического мастерства Полтавского педагогического института им. В.Г.Короленко задумалась над проблемой применения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя.

Поиск путей повышения профессионального мастерства учителя привел нас к изучению педагогического наследия К.С.Станиславского. Использование его идей в подготовке учителя, в совершенствовании его мастерства содержит в себе мощный потенциал развития духовных, творческих сил педагога.

Предлагаем читателям “Учительской газеты” фрагменты материала, в котором автор сделала попытку осмыслить педагогическое наследие К.С.Станиславского в связи с профессиональной подготовкой и повышением квалификации школьного педагога.

Учитель и актер

Между профессией учителя, режиссера и актера много общего. Их роднят цели, средства (из которых главное – слово), условия работы. Труд учителя и актера подвижен, изменчив. Оба они работают с людьми, тоже подвижными и изменчивыми, имеют общую задачу: пробудить чувства и мысли слушателей. Тот и другой обучает и воспитывает, работа того и другого – творческий акт.

Театральная и педагогическая деятельность схожи по цели (воздействие человека на человека и вызов переживания); по содержанию (коммуникативные творческие процессы), по инструменту – средствам (психофизическая природа педагога, актера).

Что может заимствовать учитель из системы К.С.Станиславского? Вся его система направлена на развитие личности актера. К.С.Станиславский хотел видеть актера волевым человеком, развитым интеллектуально и эмоционально, с ярко выраженными целевыми установками. Но ведь это те качества, о наличии которых у учителя можно мечтать. К.С.Станиславский делил всех актеров на три группы. Первая группа – те актеры, которым достаточно только сделать первый шаг на сцену, как они уже входят в состояние вдохновения, и оно не оставляет их на протяжении всего спектакля. Это великие артисты, имена их известны многим. К представителям второй группы вдохновение приходит лишь иногда. Эти моменты вдохновения становятся праздником для них самих и для зрителя. А вот к актерам третьей группы вдохновение не приходит. Они отыгрывают свои роли, не испытывая ни подьема, ни вдохновения, и поэтому не дают зрителям того наслаждения, которое они вправе ожидать от спектакля.

Можно разделить на подобные три группы и учителей.

Система К.С.Станиславского исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на других, обьясняет становление и развитие творческого самочувствия в коммуникативной деятельности, определяет пути управления им, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития.

Наблюдаешь учителя в какой-либо ординарной обстановке. Он ничем не выделяется среди коллег. Может, у него какие-то неприятности дома, что-то не ладится со здоровьем. Но вот он входит в класс. И на глазах преображается. Лицо освещается изнутри, он весь подтягивается, голос приобретает необыкновенно красивые оттенки. От него исходит особое “лучеиспускание” (термин К.С.Станиславского). И начинается прекрасный урок-спектакль. Такие учителя, как правило, любят предмет, которому обучают, любят детей. И дети любят таких учителей и в большинстве своем увлекаются их предметом. Это счастливые учителя. Они никогда не променяют свою работу ни на какую другую.

Вторая группа. Иногда учителю удается провести замечательный урок, но чаще встречаются вялые, серые, скучные. Хороший урок приносит удовлетворение, но если такой урок не правило, а исключение, у школьников нет стабильного отношения к учебному предмету, преподаваемому таким учителем, да и к самому учителю тоже. К учителю иногда приходит мысль о неблагодарности своей работы, а может, и желание оставить ее совсем.

И, наконец, третья группа учителей. Уроки их всегда неинтересны. Они идут на урок, как на муку, да и ученики воспринимают такой урок как неизбежную “обязаловку”. У таких учителей наступают раннее разочарование в своей работе, утомление, желание уйти из школы.

Конечно, как в актерской, так и в учительской профессии многое, как говорится, от Бога. Есть талант, призвание. Но талант – явление редкое, а актерская и особенно учительская профессии – массовые. Тут недостаточно рассчитывать только на талант.

Заслуга К.С.Станиславского в том, что он создал систему обучения актеров созданию внутреннего творческого самочувствия, которое является обязательным условием высокого актерского мастерства. Актерскому мастерству, считал К.С.Станиславский, можно научить через психотехнику. Можно научить и педагогическому мастерству человека, у которого нет противопоказаний к учительскому труду и есть желание стать хорошим учителем.

Пути создания творческого самочувствия учителя

К.С.Станиславский выделил три составные части творческого самочувствия: 1) телесная свобода; 2) полная сосредоточенность всей духовной и физической природы; 3) чувство правды и магическое “если бы”.

Элементы творческого самочувствия учителя: 1) сосредоточенность, поглощенность учителя ведущей задачей урока, его идейно-познавательным и воспитательным замыслом; 2) прицел учителя на “сверхзадачу” – могущественный стимулятор творческой деятельности учителя.

Сверхзадача – это та конечная цель воспитывающего обучения, которую учитель ставит, проектируя развитие своих учеников. Это средняя и дальняя перспективы обучения, учительский стратегический план. Сверхзадача поднимает учителя над массой отдельных уроков, учебных фактов, позволяет понимать их с точки зрения перспективы и потому более тонко, филигранно, разумно осуществлять их;

3) видение учителем всех учеников и каждого в отдельности как бы “изнутри”. Это и есть эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Это дает возможность учителю следить за мыслительными операциями школьников и при необходимости варьировать обьяснение, замедлять или ускорять его темп, возвращаться назад, повторять ход рассуждений или рабочее действие, добавить те мазки, которые диктуются педагогической целесообразностью. Зоркость можно развить в себе чрезвычайную. Постоянно наблюдая за детьми, изучая особенности их восприятия, можно научиться получать достаточную информацию при одном взгляде на детей;

4) способность контролировать себя, проводить самоанализ. Это дисциплинирует ум и чувство, что усиливает бодрое, творческое самочувствие как в глобальных педагогических проблемах урока, так и в “мелочах”.

Один из видов психологических упражнений, обеспечивающих свежесть чувств, – использование “предполагаемого обстоятельства”, как говорил К.С.Станиславский, магического “если бы”. “Если бы” создает внутреннее духовное движение, которое органически проявляется во внешнем облике учителя, в его мимике, жесте, взгляде, в расположении к ученикам. “Если бы я был не я, а лучше, опытнее, чем я?”

Процесс овладения искусством входить в творческое состояние можно представить себе состоящим из трех уровней: 1) первый – самый низкий – умение входить в творческое состояние может происходить случайно (может и не возникать); на втором – выдаваться сознательно, преднамеренно; на третьем уровне оно выглядит как импровизация, как бессознательное, легко осуществимое действие.

В учителе все – и внешность, и внутреннее состояние – целостный инструмент педагогического восприятия, мышления, переживания, самовыражения и действия.

Чтобы овладеть искусством педагогического действия на высоком уровне, есть два пути – первый обычный, стихийный, методом проб и ошибок; второй – путь управляемого формирования, режиссуры педагогического действия.

Личные качества, которые необходимы учителю для его успешной работы: 1) наблюдательность; 2) актерские способности, необходимые для педагогического труда; 3) воображение и фантазия; 4) чувство времени и пространства на уроке; 5) чувство ритма и пластики самого педагога.

Наблюдательность – умение быстро и правильно подмечать особенности предметов и явлений, самые незначительные различия и изменения в предметах и явлениях. К наблюдательности примыкает педагогическая зоркость. Развиваются наблюдательность и зоркость с помощью упражнений.

Актерские способности учителя:

1) сосредоточенность на ведущей задаче;

2) заразительность – увлеченность учителя предметом и обаяние личности;

3) способность к перевоплощению;

4) способность к восприятию детей, умение понимать внутреннее состояние учеников;

5) способность к адекватной реакции на педагогическую ситуацию.

Итак, выработка элементов творческого самочувствия учителя и развитие необходимых личностно-профессиональных качеств учителя будет происходить быстрее и успешнее, если он воспользуется учением К.С.Станиславского о творческом самочувствии актера.

Творческий процесс невозможен без развитого воображения. Для учителя воображение необходимо, во-первых, для того, чтобы создать впечатляющий учеников образ, во-вторых, он должен уметь развивать воображение детей, если хочет воспитать людей творческих.

Структура педагогического воображения при подготовке и реализации уроков:

1) воображение на этапе подготовки к предстоящей деятельности, помогающее представить ее контуры и ожидаемое восприятие материала классом;

2) воображение, помогающее непосредственно перед мероприятием, уроком представить его особенности, ожидаемое общение и восприятие материала;

3) воображение, стимулирующее непосредственно перед деятельностью творческое самочувствие педагога, помогающее в прогнозировании вызывать в себе творческое самочувствие;

4) воображение, помогающее непосредственно в ходе деятельности осуществлять интуитивный поиск, мысленный эксперимент, ориентироваться в “мотивах” той или иной реакции детей, их поведении, одновременно поддерживающее творческое самочувствие педагога;

5) воображение, помогающее педагогу по окончании работы прогнозировать и представлять возможные результаты и эффект.

Основные функции педагогического воображения:

1. Анализ. Оценка педагогической ситуации, осознание ее причин.

2. Поиск оптимального решения возникшей педагогической задачи.

3. Прогноз возможных результатов воздействия, предвосхищение чувств и намерений воспитанника.

Воображение бывает разное: воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно, говорил К.С.Станиславский, разовьется без особых усилий и будет работать настойчиво, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, лишенное инициативы, но легко схватывающее то, что ему подсказывают и затем продолжающее самостоятельно развивать подсказанное. Есть воображение, которое схватывает, но не развивает подсказанного. С такими людьми работать трудно. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дают.

Определите сами, какое у вас воображение.

Какие же психотехнические приемы могут помочь развить воображение? Здесь есть смысл говорить о развитии воображения в самом широком понимании этого слова как качества творческой личности. Поэтому и рассуждения, и предлагаемые упражнения не будут нацелены на узкопрофессиональные (учительские) задачи.

Воображение связано с мечтаниями. Если мы поставили перед собой цель развивать свое воображение и начали о чем-либо мечтать, то едва ли это поможет. Мечтания наши должны быть не пассивными, а активными. Мечтать “вообще” бессмысленно. Мы должны во всяком вымысле воображения ставить перед собой вопросы: кто, когда, где, почему, для кого, как? Этими вопросами мы направим воображение на активную деятельность.

Любую реальную ситуацию можно использовать для развития воображения с помощью “если бы” и ввести себя в воображаемые обстоятельства, оправдать их, прочувствовать, активно пережить.

Допустим, вот это наше реальное занятие происходит не в 12 часов дня, а в 12 часов ночи, здесь же, в этой аудитории. То есть мы ввели новые предлагаемые обстоятельства: “Если бы это наше занятие проходило в 12 часов ночи”. Оправдайте своим воображением такой затянувшийся урок. (Это нетрудно. Допустим, это последний день занятий, преподаватель завтра уезжает в отпуск, надо сдать ему зачет и т.д.). Но тут возникают новые обстоятельства и заботы: дома беспокоятся, позвонить нет возможности. Ну и у каждого участника группы свои проблемы: кто-то пропустил свидание, кто-то не выполнил обещание, у кого-то дома свои обстоятельства и т.д. (Каждый свои реальные обстоятельства вводит в эту придуманную ситуацию). Что бы я делал, как, если бы это случилось?

Введем в нашу действительность (урок, 12 часов дня) новое “если бы”. А если бы сейчас была не осень (зима), а весна, тепло, чудесная погода за окном? После урока вы всей группой (другой вариант) поедете за город. Промечтайте все это. Дайте реальную пищу вашему воображению.

Еще новое “если бы”. Наш урок проходит в Крыму. После урока вы будете купаться в море. Воображайте. Представьте свой пляжный костюм, обстановку, пляж, компанию, настроение. Вызовите в своем воображении запах морской воды, воздуха, шум волн, ощущение освежающей воды. Вы плывете: каким стилем, где от вас солнце, какой цвет воды, если посмотреть на нее по направлению к солнцу, в обратном направлении… Вы увидели чайку, а может, дельфина? Воображайте.

Новое “если бы”. Мы с вами всей группой оказались на Енисее. Плывем на теплоходе. Оправдайте наше переселение. Мы заработали деньги, купили групповую путевку, и вот мы путешествуем. Вообразите себя в этой новой ситуации. Вот вы на палубе. Кто сейчас с вами рядом? Когда (в какое время суток) вы вышли на палубу? Где вы проплываете, что видите вокруг? Как вы себя чувствуете? Вообразите свои чувства и ощущения до деталей.

Таких упражнений можно придумать сколько угодно. Можно использовать для развития воображения ролевые игры.

Например, ваш теплоход потерпел крушение. Ваша группа оказалась на необитаемом острове. Надо выжить, выбраться отсюда. Действуйте.

Домашнее упражнение на развитие воображения.

Допустим, вы оказались в незнакомой вам стране. Сами задайте условие: какая это страна, кто я в этой стране (студент по обмену, учитель, член делегации и пр.), когда я там нахожусь (год, месяц, день, час); где именно (столица, периферия и пр.), почему, для чего, как я себя веду и чувствую.

Для работы воображения вам необходимо иметь определенный запас материала, вы найдете его в книгах, картинах, фотографиях, грампластинках и пр. Вы получите в этих источниках лишь наметки, толчки, остальное дополните своим воображением. Не забывайте при этом о логике и последовательности.

Интересный прием видения внутреннего зрения предлагает К.С.Станиславский. Вы о чем-то думаете, мечтаете, постарайтесь увидеть это изнутри, точнее, передать вербально свои ощущения, чувствования. Как бы создать киноленту своих ощущений и чувствований. Она непрерывна.

Попробуем повоображать на малодейственной теме.

Допустим, вы – столетний дуб! Трудно представить. Ну хорошо. Вы – это вы, но если бы вы были столетним дубом, то что бы вы делали?

Создайте обстоятельства: где вы растете? В лесу, среди лугов, на горной вершине? На чьей земле (в какой стране)? Какие окрестности вас окружают? Какая эпоха? А какой вы? Что вы (дуб) видите на самом себе (шапка листвы, гнезда птиц, птицы беспокоят вас, точат свои клювы о ствол, скандалят, шумят. Рядом ручей. Вы – дуб – любите его) и т.д.? Можно выбрать любые обстоятельства и развивать на них свое воображение. (Эпоха – средневековье, страна – Франция, Германия, война, сражение вокруг, ядра летят, дым, гарь, под дубом раненый воин, что вы – дуб – чувствуете?). Дуб в дачном поселке. Его жизнь. И т.д.

Если вы сами таким образом развиваете воображение у своих учеников, то активизируйте его конкретными вопросами. У них при вялом воображении будут на короткие моменты возникать определенные зрительные образы. Задавайте следующий простой вопрос и т.д.

Однако бывает ленивое воображение, которое не всегда отзывается даже на самые простые вопросы. Тогда преподавателю, задав вопрос, надо помочь ученику ответить на него. При этом у ученика может возникнуть внутреннее видение того, что говорит учитель. Он может принять или не принять это, но в любом случае он это должен представить, вообразить!

Вернемся к примеру с дубом. Углубим работу нашего воображения через простые вопросы. Почему дуб стоит одиноко на поляне (холме, вершине)? Для чего он здесь стоит (наблюдательный пункт, в его честь устраивают раз в год праздники; место отдыха – дуб, ручей, полянка), пр.

Ответьте на следующие вопросы искренне: какое событие, какая воображаемая катастрофа могли бы вывести вас (дуб) из состояния равнодушия, взволновать, испугать, обрадовать? Но прежде всего поймите, что вас (человека) больше всего волнует, пугает, радует. Поняв это, вам легче будет представить себя в качестве дуба. “Если бы дуб был я” (неприятельский набег, стрелы, огонь и пр.).

Учителю очень важно иметь хорошо развитое воображение и для того, чтобы суметь довести до детей свои мысли и желания, и чтобы понять самих детей, и чтобы проанализировать свою работу с ними.

Галина БРАГИНА,

кандидат педагогических наук, доцент

Симферополь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте