search
main
0

Мастерская

Сорок один в═пользу “Амазонок”

Воспитание детей средствами искусства

Искусство и среда. Это главные темы, по которым работает наша школа уже много лет.

Каждый учитель рано или поздно начинает понимать, что недостаточно отдать ученику свои профессиональные знания. Ребенок растет и воспитывается рядом с тобой, и ты ему должен помочь вырасти не только умным и знающим, но и достойным человеком. Для меня, учителя изо, эта проблема возникла с приходом в школу, когда ей исполнился один год. Типовое железобетонное здание “самолетик”. Одна из многих внешне похожих школ. 1 сентября в ней начинается полная надежд жизнь. Ребенок вступает в новую для себя среду, и она должна быть особенной, принадлежащей только ему в течение долгих лет школьной жизни. И это типовое здание должно превратиться в настоящий свой “Дом” для детей. Поэтому и возникла идея испробовать силы детей, их неповторимый талант и мышление, чтобы оформить школу самим. Первый директор школы мо╡озова Марклена Александровна проявила мудрость и разрешила нам такой эксперимент, который начался и потом достаточно глубоко развился, обогатившись различными направлениями.

Оформление школы

Это всегда сложный вопрос. Одни затрачивают большие средства для дорогих отделочных материалов, приглашают профессионалов. В результате получается красиво, но не “свое”. Другие, наоборот, дают стены на откуп детям, совершенно не руководя процессом. Получается сплошное дилетантство, потому что дети еще не готовы по-настоящему реализовать себя. Мы решили попробовать иной путь. Пусть это будет немного игра, где взрослый, в данном случае учитель, будет стараться быть лишь консультантом, не навязывая себя, давая возможность каждому, кто хочет, почувствовать себя автором, но строго вести свою линию, как профессионал, не допуская безграмотности.

Так возникли эскизы детей, порой неумелые, но отвечающие по-своему на определенную тему. Кабинет математики… Какие самые любимые формулы и графики войдут в композицию панно? Кабинет английского языка – архитектурная развертка Лондона. Ребята знакомились со множеством книг, чертежами, фотографиями, мысленно ходили по незнакомым улицам города. Школьный переход – длинный коридор, соединяющий два корпуса, превратился в продолжение березовой рощи, которая окружает нашу школу, витраж по мотивам “Старая Германия”, панно “Московский Кремль”, перед которым не раз проводил свои уроки учитель истории Алексей Алексеевич Венедиктов. Столовая – панно, выполненные по мотивам рисунков самых маленьких наших детей – первоклассников… Постепенно, помимо реальных воплощений детских фантазий, создается и среда общения, в которой дети разного возраста с 1-го по 10-й класс работают вместе, уважают работу каждого, создавая общее произведение. У одного получается удачный эскиз, другой не может придумать, но прекрасный исполнитель задуманного. Работая вместе, дети начинают понимать нужность каждого, и это рождает в них уверенность в себе. Почувствовать свою нужность и способность творить очень важно для каждого маленького человека. Это вселяет уверенность в свои силы, появляется смелость в решении проблем, которые часто сопровождают нас в более взрослом возрасте.

Ну а что остается тебе как учителю? Ты, как дирижер, руководишь этим разновозрастным оркестром, стараешься не навязывать себя, растворяешься в этих детях, но стараешься не допускать безграмотности в работе. Между тобой и детьми складываются отношения, похожие на отношения в нормальной доброй семье, когда ты учишь ребенка незаметно, не навязываешь себя, но стараешься быть мудрым и справедливым и рад, когда вырастает хороший человек…

У нас получилась красивая школа, но самое большое удовлетворение испытываешь через много лет, когда наши бывшие авторы приводят учиться в школу своих детей, а их бабушки показывают малышам какое-нибудь панно и говорят: “Вот это делал твой папа (или мама)”…

Такая совместная работа и полноценный результат вызывает у ребят желание поделиться своими умениями принести пользу другим. Так эта камерная работа – оформление своей собственной школы – вызвала у детей потребность оформить соседний детский сад, а потом детский дом. Для ребенка очень важно знать и чувствовать, что он кому-то нужен, что он не одинок. Самое страшное, когда сталкиваешься с трагедией, когда ребенок единственный путь решения своих проблем находит в добровольном уходе из жизни, и понимаешь, что порой никакие глубокие познания в разных областях не помогут идти по жизни, если ребенок душевно одинок, не научился жить среди людей и понимать, чувствовать их…

Очень хорошо, когда все виды искусства окружают ребенка, конечно, существуют межпредметные связи, когда каждый учитель выходит за рамки своего собственного предмета и его ученик, рисуя, пишет стихи, читая, выходит на сцену… Но самое замечательное происходит тогда, когда среди самих учителей складываются такие взаимоотношения, при которых уходят в сторону амбиции, ревность, зависть, когда они обьединяются в совместном творчестве и дети, их ученики, чувствуют себя очень комфортно. Возникает гармоническое сотрудничество, которое обогащает не только детей, но и взрослых. Учитель становится сильнее и богаче. Начинается жизнь совершенно в другой атмосфере, когда ребенок чувствует единство взрослых людей, их взаимопонимание и увлеченность.

Как мы вместе изучали Древнюю Грецию

Параллель шестых классов. 6-й “А” и 6-й “Б”. Тема по истории: “Древняя Греция”. По изо – параллельно искусство Древней Греции, на уроке театра – древнегреческий театр. Наступает момент подводить итоги. Алексей Алексеевич предлагает провести интеллектуальную битву между двумя классами, а чтобы дух соперничества не породил антагонизма между двумя классами, решено было разделить детей на две команды – девочки и мальчики, “Титаны” и “Амазонки” – мирное сражение интеллектуалов. Перед сражением учителя-предметники, работающие в параллели, составили “каверзные” вопросы по своим предметам, а Алексей Алексеевич, выполняя роль Зевса, отобрал их, систематизировал и предложил ребятам. Подготовка была серьезной. В зале за два стола сели команды с полным вооружением – книги, атласы, энциклопедии, справочники… Всем этим можно было пользоваться. Разглядывая наш спецвыпуск, видишь лица ребят и болельщиков, то сосредоточенные, то счастливые, когда ответы были правильные. И отзывы (в зале, кроме болельщиков, были и корреспонденты из старших классов). В команде могли быть перемещения, подсказки со стороны одноклассников, так что практически каждый мог проявить себя. Вот один из отзывов ребят.

“В нашей школе много традиций, чем она существенно отличается от всех других, и одна из них – различные интеллектуальные игры-состязания. “Титаны и Амазонки”. Мальчишки и девчонки из шестых классов выясняли, чьи же знания о Древней Греции глубже. У шестиклассников было столько задора, азарта, веры в победу, сколько и не снилось нам, старшеклассникам. И “Титаны”, и “Амазонки” были прекрасно подготовлены к игре, каждый игрок был заметен, а сколько болельщиков было в зале и у той, и у другой команды: родители, одноклассники и даже учителя не остались равнодушными. А то, что победили “Амазонки”, конечно же, их заслуга, но разве могло быть иначе? Разве могли “Титаны” расстроить своих соперниц? И исход 40:41 в пользу “Амазонок” доказывает, что в нашей школе еще есть настоящие джентльмены. Надеюсь, что с моим мнением согласятся и Алексей Алексеевич, который в роли ведущего был, как всегда, неподражаем, и “Боги” – Наталия Викторовна и Володя Пахомов, которые отмечали лучших, и Дмитрий Эммануилович (учитель математики и литературы), который на этот раз выступал в необычной роли обьекта для измерения пропорций, и все-все, кто присутствовал на этой чудесной игре”. Таня М. 11-й кл.

Продолжением изучения Древней Греции явился спектакль “О, Греция” в 6-м “Б” классе. Сначала мы попросили ребят высказать свои пожелания по поводу сценария. Ребята вспоминали различные эпизоды из своей школьной жизни, и мы решили перенести их в далекую древность, придав соответствующую форму. Шестиклассники еще малы, их трудно знакомить с настоящей греческой драмой, сложным слогом. Но на своем уровне они могут почувствовать и принять эпоху, стиль. Мы предложили им показать все, что они знают, используя классический слог, жест, движение. Музеи, книги, уроки изо, истории, театра и литературы помогли детям. Ребята погружались в мир Древней Греции, входили в образы мифических героев. Идеи сценария, костюмы, бутафорию создавали все вместе, а текст писал Дмитрий Эммануилович.

В этом содружестве дети почувствовали совершенно новый стиль общения. Любой мог участвовать в спектакле. Каждый незаменим, и соответственно каждый должен считаться с другим. Вот что написала после спектакля шестиклассница Юля Р.:

“…Сначала всем трудно было выйти на сцену и справиться с собой. И я понимаю Катю, когда у нее вдруг пропал голос, а ей надо было говорить. Единственное, из-за чего я расстроилась, – не удалось увидеть битву Богов и Титанов. В это время я переодевалась. Мне очень было обидно. Моя мама сидела в зале, видела все и сказала потом, что это было потрясающее зрелище…”

Сейчас у нас в школе возник замечательный союз учителей-единомышленников, работающих в содружестве друг с другом. Взаимное понимание и уважение позволяют совершенно по-новому работать, дополнять друг друга и вместе создавать для детей творческую, дружескую атмосферу.

Ирина Станиславовна Козлова, заместитель директора по воспитательной работе и учитель театра, – выпускница нашей школы. Дмитрий Эммануилович Шноль, учитель математики и литературы, – выпускник нашей школы. Татьяна Александровна Гостюнина, учитель литературы. Светлана Евгеньевна Яновская, учитель литературы. Алексей Алексеевич Венедиктов, учитель истории. Савенкова Любовь Григорьевна, старший научный сотрудник Центра эстетического воспитания Российской академии образования, лаборатория комплексного взаимодействия искусств, мы сотрудничаем уже долгие годы. И, конечно, директор нашей школы Наталья Петровна Сидоренко, которая всячески поддерживает все творческие начинания учителей. Татьяна Александровна сказала про сотрудничество наших учителей: “Они в школе не работают, они здесь живут”.

Алексей Алексеевич Венедиктов выразил мысли о нашей совместной работе: “Сейчас учитель не является единственным источником информации для ученика. Он вступает в конкуренцию с видео, телевидением.

Учитель – организатор любопытства. При этом могут быть использованы различные приемы – самостоятельное чтение художественной литературы, поиск “ошибок” в исторических романах, работа не только глазами (чтение книг), но и руками – конструирование исторических ситуаций”.

Алексей Алексеевич по роду своей основной работы часто бывает за рубежом. И из своих поездок привозит замечательные подарки нашим детям – книги-макеты, которые ребята монтируют, склеивают на уроках изо, после уроков и дома. И это настолько захватывает, что часто к работе подключаются и из других, более старших классов. Макеты древних архитектурных памятников Египта и Греции, замки средневековья, культовые сооружения древних инков… Получился целый маленький музей, созданный ребячьими руками. Ребята делают краткие доклады, переворошив массу дополнительной литературы в поисках информации. Авторы макетов стихийно становятся гидами в нашем импровизированном музее. Часто можно видеть, как они дотошно обьясняют “непосвященным” все тонкости создания египетской мумии, или особенности строительства римского Колизея, или комментируют туалеты при французском дворе. Ребенок, чтобы получить настоящий толчок в познании, должен “перетекать” из одного предмета в другой, чувствуя связь между ними. Как бы ни был талантлив один учитель, он значительно проигрывает, если только сам открывает детям мир познания.

А.А.: “Учитель должен обуздать амбиции, пойти осознанно на совмещение курса истории, истории искусства, науки. Мы обречены на синтетический синхронный курс. В школе его лучше, чем в любой научной лаборатории, апробировать, корректировать, т.к. дети усваивают и корректируют различные направления очень гибко. Можно обьединить свои усилия в одной параллели классов (у нас в параллели седьмых – средние века). Наш ученик будет чувствовать себя в едином мире, постигать его, будет любопытствующим, образованным человеком”.

Мы разделяем мысли Алексея Алексеевича. А что думают дети по поводу наших совместных усилий? После “Фантазий и образов” (мы писали об этом в “УГ”, N 28 за 9 июля 1996 года) педагоги обратились к одиннадцатиклассникам, мнение которых нам было очень важно услышать. Мы задали им вопрос, как они относятся к совместному разновозрастному творческому общению? Все ребята были единодушны в том, что такое творчество – “это очень здорово. Появляется чувство слитности, безраздельности. Прекрасно, когда дети и учителя собираются вместе, чувствуют, что все они – одна семья”.

Когда в своей школе мы соединили изо и театр, тоже поинтересовались у ребят: “Какие, на ваш взгляд, предметы возможно обьединить для совместной творческой работы?”

Вот что они нам ответили: “Изо – фантазия, театр – фантазия.

Игра мыслей, чувств, воображения – это может быть в любом предмете, можно обьединить бесконечно все!”

Наталия БОГДАНОВА,

учитель изо, школа N 875

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте