search
main
0

Мастеров ценили за «дар Божий». Живопись сопровождала человека всегда

Цель: дать начальное представление о культуре прошлого, в частности иконописи. Познакомить учащихся с творчеством Андрея Рублева, Дионисия. Воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого своей страны.

Предмет: история.

Тема: «В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы».

Продолжительность: 1 урок.

Класс: 4-й.

CD: «Шедевры русской живописи».

Ход урока

Оборудование: компьютер, CD компании K&M «Шедевры русской живописи».

1. Объяснение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы начинаем новую тему, которая называется «В гости к мастеру». Эта тема целиком посвящена русским мастерам: художникам, архитекторам, музыкантам. Мы увидим, какое огромное значение имеет искусство в жизни человека. Первый урок этой темы мы посвятим древнерусским иконописцам.

2. Вступительная беседа (на фоне музыки).

Живопись сопровождала человека на всем протяжении долгого исторического пути. Рисовал на стенах пещеры первобытный человек. Украшены полотнами живописцев королевские дворцы. И в жилище крестьян можно было увидеть затейливый узор на крыше. Всегда в народе ценился мастер, который и печь сложит, и резные ставни сделает, и прялку расписную изготовит. Слово «мастер» применяли и к художникам, и к скульпторам, и к архитекторам. Они не управляли государством, не вели за собой дружину, не отправлялись в дальние путешествия. Но ценили их люди особенно за «дар Божий» выражать при помощи доступных средств красоту великую, чтобы людям радостно было.

3. Древнерусские иконописцы.

Русская история богата знаменитыми иконописцами, которые внесли неоценимый вклад в культуру страны. Это Диафан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, Даниил Черный.

Иконы, написанные ими в XIV-XV вв., дошли до наших дней. Они сохранились в Новгороде, Владимире, Сергиевом Посаде, Звенигороде, в Московском Кремле и других уголках нашей Родины.

4. Икона и иконописцы.

Видели ли вы иконы?

Что это такое?

Как они выглядят?

Икона – (греч.) изображение, образ.

Иконопись – (греч.) изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых в строгих правилах церковного искусства.

На чем писались иконы?

Сообщение учащихся. (3 мин.)

Иконы писали на досках: в Византии на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых, сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом.

Доску сверху покрывали левка’сом (от греч. «левкок» – «белый») – меловым грунтом.

Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. «олиефа» – «мазь», «масло») – веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака.

5. Андрей Рублев. «Троица» (1 мин.).

Свое знакомство с древнерусскими иконописцами мы начинаем с Андрея Рублева и его всемирно известной иконы «Троица». Она почитается во всем мире как одно из величайших творений человеческого художественного имени.

Просмотр и прослушивание фрагмента CD компании K&M «Шедевры русской живописи» (Рублев, Дионисий).

1) На мониторе изображение св. Андрея. Комментарий учителя, сведения об иконописце (2 мин.).

2) «Троица». Сегодня мы познакомимся с одной из выдающихся работ Андрея Рублева – иконой «Троица» (5 мин.).

Прослушайте и просмотрите (сюжет) фрагмент, постарайтесь во время работы обратить внимание на следующие вопросы:

– Откуда взята тема иконы?

– Каков ее сюжет?

– Что является композиционным центром иконы и почему?

– Какие краски использует мастер?

– Какие человеческие ценности воспитывает Рублев в своей иконе? (Добро, жертвенность, любовь).

После просмотра беседа по указанным вопросам.

Сейчас икона находится в Третьяковской галерее в Москве. А во время Великой Отечественной войны это живописное чудо укрывали в Сибири.

1) На мониторе изображение Дионисия. Комментарий учителя об иконописце (2 мин.).

2) Знакомство с иконой Дионисия «Распятие». (Видеоролик) (7 мин.).

Учащиеся прослушивают и просматривают сюжет, отвечая на те же вопросы, что и при знакомстве с «Троицей».

Беседа по прежнему плану (вопросам). (4 мин.)

Какие чувства вызвало у вас увиденное и услышанное?

6. Творческое задание. (Под духовную музыку с этого же диска).

Расскажи об одной из увиденных икон, представив себя в роли экскурсовода художественного музея, остальные учащиеся – посетители.

Внимательно послушайте экскурсовода и задайте интересующие вас вопросы по данной теме, если произведение (икона) будет охарактеризовано неполно (5 мин.).

7. Итог урока.

О чем говорили на занятии?

С творчеством какого иконописца познакомились?

Что для вас оказалось наиболее интересным? (2 мин.)

О чем еще вы хотели бы узнать?

8. Домашнее задание. Стр. 85-87 учебника истории. Сообщение о других русских иконописцах Ф. Греке, Данииле Черном.

Зинаида КРИВИЦКАЯ, учитель истории Азовской гимназии, с. Азово, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте