Можно ли рассказать о проблемах современной школы увлекательно и не навязывать при этом собственное мнение? И чтобы язык был не наукообразный, а образный? Оказывается, еще как можно! Это прекрасно удалось Людмиле Викторовне Спириной и Анастасии Владимировне Гузь в их «Большой книге кулинарно-педагогических рецептов» (Краснодар, 2015 год).
Вот только жаль, что вышла она тиражом в 1000 экземпляров и без ссылки на какой-либо сайт. А ведь в этой книге затронуты очень важные вещи, которые, без сомнения, тревожат всех думающих и ищущих учителей. Это и ГИА с ЕГЭ, и попытка разобраться с тем, кто такие троечники (здесь тоже все не так однозначно, как принято полагать), и как сделать жизнь первоклассника жизнью, а не сплошным стрессом от навалившейся на него нагрузки. А вот и рассуждения о школьной форме, о возникающих конфликтах и способах их разрешения. И еще о том, как воспитывать мальчиков настоящими мужчинами, если в школе работают учителями в основном женщины, как решать проблему с «ботаниками», что делать со скукой на уроках, что делать со сленгом и как показать красоту русского языка. И возможно ли, чтобы учителя не выгорали профессионально?Все это подано в форме свободного диалога психолога и педагога. Мне кажется, что метафора, заключенная в названии, очень удачна. Мы ведь так и говорим: «педагогическая кухня». Ингредиенты перечислены с юмором, как и процесс приготовления, но наводит на серьезные размышления, а советы от шефа можно смело брать на вооружение.Уже одни названия блюд вызывают желание читать и читать книгу дальше. Ну как вам понравится «выпускник под сливочно-тревожным соусом» или «уши пареные с гарниром из лапши»?Авторам ведь что важнее всего – «Встряхнуть взрослых, дать понять, что процессы, которые происходят в современном образовании, давно уже перестали быть внутренним делом школы. Хотелось поддержать учителей, сказать, что они очень нужны детям, но в первую очередь как наставники, и уж потом как носители информации» и что дети «не одиноки в своем сложном взрослении, а взрослые могут быть им друзьями».Я бы посоветовала прочитать эту книгу многим, особенно теперь, когда назревает обсуждение в широких педагогических кругах очередных реформ в образовании. И хорошо бы издать книгу таким тиражом, чтобы хватило всем желающим.А вот вторая книга Л.В.Спириной – «Город Проффбург. Эволюция» (Краснодар, 2016 год) – является сборником массовых сюжетно-ролевых игр для подростков старшего школьного возраста.Авторы сборника представляют Всероссийский проект «Профессиональные старты», который успешно действует во Всероссийском детском центре «Орленок» с 2007 года под руководством его директора Александра Васильевича Джеуса.Сборник адресован не только участникам этого проекта, но и педагогам общеобразовательных школ, вожатым лагерей, методистам центров дополнительного образования.Тот, кто еще не сталкивался с такими играми, узнает для себя много нового. Можно проводить кучу классных часов и воспитательных бесед по поводу жизненных ориентиров и выбора профессионального пути. Можно упираться в учебу и подготовку к экзамену. При этом к реальной жизни подростка и его социализации все это не будет иметь отношения. А можно выкроить день-два в каникулы и окунуть ребят в игру, моделирующую весьма жизненные ситуации. Там надо будет делать серьезные выборы, которые отразятся на всех и на тебе лично. В такой игре совершенно неожиданным образом могут выявиться лидеры, может возникнуть конфликтная ситуация, а может прийти решение, устраивающее всех. И еще в процессе игры и после нее подростки начинают осознавать, что такое ответственность личная и коллективная. После игры предполагается «разбор полетов». Высказываются все участники, а в помощь автор предлагает список вопросов для анализа.Сама книга состоит из двух частей: теоретико-смыслового основания игрового моделирования и методического описания игр, приводятся цели и задачи игры, обозначены игровые роли и дается легенда игры. Помимо сценария есть и методическое описание хода игры. Очень важны приложения.Ценность правильно проведенной такой игры высока. Это я говорю со всей ответственностью, потому что мне с моими ребятами-старшеклассниками посчастливилось поучаствовать в подобном действе в осенние каникулы. Примерно неделю мы готовились, подбирали нужную информацию, притирались психологически (в команде были ребята из двух десятых классов), упоенно играли в течение четырех дней. В конце каждого дня устраивали заинтересованное обсуждение, анализ ошибок производили, искали сообща способы исправить ситуацию, благодарили тех, кто внес наибольший вклад в наше общее дело. А когда мы вернулись в лицей после каникул, я попросила ребят письменно поделиться своими впечатлениями об игре и с их разрешения дала возможность коллегам ознакомиться с этими впечатлениями. Для кого-то из коллег была масса открытий, приятных и не очень.Конечно, тот, кто проводит подобную игру, должен быть хорошо подготовлен теоретически и методически. И его помощники должны быть готовы к любым неожиданностям – подростки где-то предсказуемы, а где-то и нет.И опять хочется посетовать, что тираж этой полезной для творческих людей книги слишком мал, а возникающие по ходу чтения вопросы нет возможности задать – нет ссылки ни на сайт, ни на электронную почту.Ирина ВОЛКОВА, педагог, ученица В.А.Караковского
Комментарии