search
main
0

Мастер – тот, кто не умеет делать плохо

​Юлия Гончарова родилась 13 августа 1938 года, ее раннее детство пришлось на страшные военные годы. В памяти Юлии Николаевны навсегда остались темная в связи со светомаскировкой Москва, завывающий звук фашистских самолетов, который научились распознавать даже, маленькие дети, суровые условия переполненных бомбоубежищ. Сохранилось воспоминание о наслаждении, которое испытывал маленький ребенок, попадая после них в теплую домашнюю постель.

Юлия Николаевна вспоминает, как по сигналу воздушной  тревоги ее мама, наспех одев дочь (бывало даже,  выводила из дома в одном чулке), торопливо бежала с ней  в бомбоубежище, иногда теряя по дороге одежду, это тоже было большой неприятностью, потому что возместить потом потерю было нечем. Запомнились и взрослые «игры» старших братьев, сбрасывающих  с крыши двухэтажного дома зажигательные бомбы, с шипением падающие к ногам младших. Юлия Николаевна помнит горе и слезы родственников в связи с гибелью ее молодого красивого дяди – летчика, чей самолет был сбит немцами под Днепропетровском.Юлия Николаевна и сейчас часто задумывается о том, какой же болью, какой черной печалью отзывались скупые слова похоронок  «убит», «пропал без вести» в сердцах ждавших людей. Ведь за этими словами – несостоявшиеся семьи, неродившиеся дети, зарытые в землю гении. Эта общая боль прошла и через судьбу Юлии Николаевны. Она долгое время работала в вечерней школе,   многие ее ученики были участниками  трагических событий в   Чечне и Афганистане. Стать учителем Юлия Николаевна мечтала с детства и готовилась к этой профессии со школьных лет. Соседи по коммунальной квартире вспоминают,  как она превращала в класс ванную комнату, стену которой использовала как школьную доску, «преподавая» рассаженным игрушкам все, что узнала сама на уроках. Дальнейшая судьба была решена. После окончания школы с золотой медалью – Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина, физический факультет. Интересно, что, учась в школе, Юлия Николаевна, пожалуй, из всех предметов испытывала трудности именно с физикой, но  уже тогда, будучи сознательным и ответственным человеком, надеялась увеличить количество хороших учителей физики и преподавать ее детям так, чтобы их знания базировались прежде всего на понимании. Она рассказывает,  каково же было ее разочарование на первом экзамене по физике, когда услышала в основном довольно посредственные ответы своих учеников! Тогда поняла, что надо что-то менять, искать другой подход. И результаты не замедлили сказаться, особенно радовало, что ребята научились мыслить, уверенно обосновывали свою точку зрения.Стремительно менялось время, и вместе с ним менялись требования к школе. Педагоги заговорили о тревожащих результатах PISA, о компетентностном подходе, в учебном арсенале появились интегрированные задания, требующие мыслительной деятельности по отбору информации,  распространились проектные технологии, обучающие детей идти от постановки цели к ее достижению. По-иному, более глубоко, стали трактовать проблемный метод как разрешение обнаруженного противоречия, как осознание ребенком границы своего знания-незнания,  на этой основе самостоятельная постановка цели урока и мотивация «я хочу это узнать», то есть внутренний, осознанный стимул освоения знаний, а затем и групповые формы  по поиску путей решения проблем с дальнейшим обсуждением результатов. Реализация  этих новаций  потребовала очень большого напряжения от учителя: и психологической  перестройки, и методического совершенствования. Юлия Николаевна с готовностью осваивала новые технологии, используя в них и свой богатый практический опыт, у ее учеников  появились явные успехи в развитии самостоятельности, коммуникативных способностей, умений взаимодействовать  в группе.Следя за судьбами своих учеников, Юлия Николаевна убедилась, что главное для человека – его самореализация, создать для ребенка ситуацию успеха в интересующей его деятельности, поддержать и развить его способности, помочь самоопределиться и найти свое место в большом многогранном мире – вот главная  педагогическая задача. Поиск решения этой задачи привел Юлию Гончарову в дополнительное образование детей, где она трудится методистом и по сей день.  В арсенале Юлии Гончаровой есть те, кто стал обладателем гранта Москвы, победителем городских и всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Кстати, дочь Юлии Николаевны Ольга тоже стала успешным учителем-профессионалом.Во все времена тех, кто любил свою работу, был профессионалом и отвечал за качество,  уважительно называли мастером. Таким людям доверяли ответственную работу и были уверены за качество! Мастер – это человек, который НЕ УМЕЕТ делать плохо. Ю.КИРИЧЕНКО, директор Дома пионеров и школьников «Севастополец»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте