Вашему вниманию предлагается несколько методических разразботок отличника народного просвещения, учителя гимназии N 6 г. Глазова Т.А. Князевой по творчеству А.П. Чехова. Серия уроков литературного чтения в начальных классах проводится по материалам учебника “Родная речь” для третьего класса (составители М.В. Голованова, В.Г. Горецкий). В рамках широкой темы “Антон Павлович Чехов – мастер короткого рассказа” здесь будет рассмотрен один рассказ – “Ванька”. Аналогичный подход можно применить при изучении других произведений писателя.
Цели урока: 1. Знакомство с творчеством А.П. Чехова, с особенностями его поэтики через произведение “Ванька”. 2. Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом. 3. Через рассказ воспитывать положительные черты характера.
Ход урока.
1. Объявление темы урока. С сегодняшнего дня мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством замечательного и талантливого человека А.П. Чехова.
На доске помещен портрет А.П. Чехова и запись: Антон Павлович Чехов, 1860 – 1904 годы.
2. Беседа о жизни и творчестве писателя. (Готовят 2 – 3 ученика). После сообщения ребята знакомятся с новым литературоведческим термином “псевдоним” – вымышленное имя: Антоша Чехонте, врач без практики, человек без слезинки…
3. Чехов – мастер короткого рассказа. Тонкий знаток детской души.
4. Проблема. Сегодня мы будем читать и анализировать рассказ “Ванька”. Чтобы понять произведение, настоящий читатель должен знать время и ситуацию, в которой протекает жизнь героя. Главная трудность у нас, как у читателей, – мы далеки от того времени, нам трудно посмотреть глазами Ваньки или глазами Чехова, так как Чехов написал этот рассказ под впечатлением трудного детства.
5. Предыстория. Далее идет небольшой рассказ о жизни до революции, после отмены крепостного права, о том, как дети-сироты жили в России?
6. Чтение рассказа “Ванька” учителем.
Определите род литературы (эпос), жанр (рассказ), тип текста (повествование с элементами рассуждения).
7. Анализ произведения.
Работа пойдет по таким направлениям: автор, герой, читатель. (Дети самостоятельно перечитывают рассказ).
7.1. Автор. Какие мысли и чувства вызывает у Антона Павловича жизнь его героя? Смешно ли автору или грустно? И почему? Какие чувства хотел вызвать автор у нас, читателей? Зачем он вводит в письмо Ваньки просторечные выражения? Что стоит за адресом – “на деревню дедушке”? (По вопросам идет постоянная работа с текстом.)
7.2. Герой. Конечно, вас что-то взволновало и заинтересовало в главном герое. Какие его мысли? Чувства? Поступки? Черты характера? (Идет коллективная работа по составлению литературного портрета и характеристики Ваньки и дедушки).
7.3. Читатель. Вдумались ли вы в собственные ощущения, настроения, вызванные рассказом? Что вы думаете о его героях, об авторе? (Дети высказывают свои мысли).
8. Итог. В заключение давайте подведем итоги нашим рассуждениям. Каким человеком станет Ванька, живя в такой среде? (Грубым и жестоким). А если бы он жил в деревне? Как оценивают барышню Ванька и писатель? Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение его жизни. На какой эмоциональной ноте заканчивается рассказ? Почему в конце многоточие? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное). Не мог ли А.П. Чехов придумать другое окончание рассказа? (Нет! А.П. Чехов сочувствует своему герою, но не в его власти изменить реальные условия жизни героя). Почему плохой конец? (Писатель хочет заставить читателя сопереживать чужому горю, открывает душу читателя, учит его состраданию).
9. Мастерская автора.
Дети подводятся к тому, что замечают такие особенности поэтики Чехова: 1) лаконизм; 2) емкость слова; 3) динамичность сюжета; 4) юмор, комизм; 5) отсутствие эпитетов; 6) реальность жизни.
10. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение “Как изменится жизнь Ваньки, если дедушка получит письмо?”.
Татьяна КНЯЗЕВА
Глазов
Комментарии