search
main
0

Мастер-класс. Конкурсное испытание финалистов

​Три дня удивляли, поражали и радовали жюри мастер-классы финалистов конкурса «Педагог года Москвы-2016». Тридцать человек. В день по 10 открытий. Большое жюри оценивало их по четырем критериям: глубина и оригинальность содержания; научная и методическая ценность; социальная значимость; умение взаимодействовать с широкой аудиторией.

Полное соответствие каждому из критериев оценивается в 10 баллов. Это самое весомое конкурсное испытание в финале: оно может принести 40 баллов из 100. Дирижеру (ведущему) мастер-класса на сцене помогает фокус-группа, выполняющая задания или фиксирующая ключевые понятия, слова, идеи, рождающиеся в диалоге мастера с залом. Фокус-группы состоят из участников конкурса. Сейчас конкурсант работает в фокус-группе соперника, а через 25 минут будет выступать в роли дирижера мастер-класса.5 минут отводится на мастер-класс и по пять минут на подготовку сцены и оборудования и вопросы членов жюри.После церемонии открытия, на которой все 30 финалистов получили дипломы из рук председателя Большого жюри, ректора Российского университета дружбы народов и председателя Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки Владимира Филиппова, секретарь Большого жюри, старший методист Городского методического центра, победитель конкурса «Учитель года России-2004», президент Клуба учителей года Москвы Андрей Лукутин и член Большого жюри, учитель русского языка и литературы, заместитель директора ГБУСОШДО «Класс-центр», лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2004» Ольга Шугаева объявили о начале первой серии мастер-классов.Члены Большого жюри – учитель географии и экономики школы «Пенаты», финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010», поэт и бард Иван Колечкин и учитель музыки Ломоносовской школы, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992» Артур Заруба – исполнили «Песенку о капитане» Исаака Дунаевского в инструментальном варианте, пожелав, чтобы она стала лейтмотивом дня.Иван Колечкин как ведущий мероприятия пригласил на сцену первого конкурсанта и рассказал, что каждый день будет посвящен в честь Года российского кино кому-то из композиторов, писавших музыку для фильмов. Первый день стал днем отца и сына Дунаевских. Каждое выступление предваряли короткая история об их жизни и творчестве и их музыка.Первым показывал мастер-класс учитель математики школы №192 Василий Березкин. Можно сказать, что он настроил собравшихся на очень серьезный лад, предложив поучаствовать в анализе задач по теории вероятности. Конкурсант ознакомил аудиторию и жюри с методами расчета, основанными на теории вероятности. В центре внимания был известный парадокс Монти Холла, в котором математическое решение задачи о трех закрытых дверях, за одной из которых автомобиль, а за двумя другими козы, противоречит бытовой интуиции. Оказывается, если вы выбираете дверь, за которой находится либо автомобиль, либо коза (вы не знаете, что именно), и вам открывают третью дверь, за которой коза, то в случае изменения после этого первоначального выбора двери вероятность вашего выигрыша возрастает. С помощью фокус-группы были рассмотрены другие вероятностные задачи.Xenia Byhovskaya, a teacher of English from the school №192 took a grave view of the matter. To support the colleague, she conducted a small research on English idioms using the help of the audience. In English, of course.A member of Big Jury, Moscow Teacher of the Year – 2007 laurete, Deputy headteacher and teacher of English in the school Career, Yuliya Mukoseeva carried out training The master class about master class not long ago. Now it is high time we check out the result.Учитель информатики школы №627 Петр Леляев работал со скороговорками, переводя их на более простой, хотя и менее понятный для непосвященных язык чисел. Выполнив практическое задание, аудитория сделала шажок к пониманию.Учитель начальных классов гимназии №45 Надежда Ладилова с помощью марок объяснила, как можно открыть третий глаз, чтобы увидеть скрытые в тексте тайны, и как научить этому других.Учитель информатики школы №953 Владислав Попов показывал, как устроены некоторые языки программирования, с чего все в этом деле начиналось и как можно научиться программировать учителям, преподающим другие предметы.Учитель мировой художественной культуры Центра образования «Царицыно» Алан Ахметов задался вопросом, что такое произведение искусства. Аудитория предложила много ответов, но по рассмотрении они были признаны далекими от истины, которая, по версии конкурсанта, заключается в том, что произведением искусства может быть любая назначенная на эту роль штуковина.Мастер-класс учителя обществознания и информатики профессионального образовательного учреждения «Воробьевы горы» Алексея Толстухина назывался «О причинах и следствиях» и был посвящен современным методам исследований в естественных, социальных и гуманитарных науках. Тема раскрывалась через историю развития научных методов.Учитель информатики гимназии №1409 Людмила Вахитова представила небольшой практический курс по образованию понятий, постаравшись ответить на главный вопрос мастер-класса: какие логические приемы используются при формировании понятий?Учитель русского языка и литературы школы №2097 Фаина Хуснетдинова рассматривала исторические макроструктурные характеристики русской литературы и их изменения, приведшие к современной свободе и глубине творческих исканий. Поэзия метаметафористов на примере четырех строк Ивана Жданова, работающих по принципу ленты Мебиуса, предстала в мастер-классе как часть некоего универсального природно-культурного кода.Учитель математики гимназии №1358 Анастасия Алфимова постаралась провести четкую грань между статистикой из известного выражения про ложь и статистику и настоящей научной статистикой.По завершении мастер-классов состоялось заседание Большого жюри (за закрытыми дверями). Там определялось, какие из выступлений конкурсантов в какой степени соответствуют названным в начале критериям. Но, разумеется, о некоторых оценках можно догадываться по непосредственной реакции на выступления.Учитель биологии московской гимназии на Юго-Западе №1543 Екатерина Елисеева объясняла процесс мутации и рассказывала о позитивной роли ошибок в процессе эволюции. А затем задалась вопросом: поскольку генетический код прочитан и идут эксперименты по его редактированию, постольку возникает проблема, пока не имеющая ответа, – чинить или не чинить человека? На этот вопрос будет вынуждено отвечать следующее поколение. Голосование в зале выявило отрицательное отношение к искусственным генетическим мутациям.Как войти в чужой язык, не испытывая напряжения и страха? Учитель английского языка школы №1494 Евгения Мухина показала мастер-класс, в котором эта задача решалась. Фокус-группа, виртуально путешествуя по Лондону и ориентируясь на предостерегающие и предписывающие объявления, во всем разобралась, хотя английского не знала.Учитель географии школы №904 Антон Петров посвятил мастер-класс экологической тематике. Люди загрязняют окружающую среду – атмосферу, почву, воду – множеством способов. «Наши шаги в будущее» назывался мастер-класс. Идти будет некуда, если не изменить человеческое поведение. Предпринимаемые меры должны быть:- действенными (то есть давать результат);- техничными (затрагивать не только быт, но и технологии);- своевременными (делаться здесь и сейчас);- весомыми (делаться с пониманием перспективы).Для чего нужна статистика? Что она такое? Вопросы залу от учителя информатики школы №345 имени Александра Пушкина Дмитрия Михалина. Пока ведущий вместе с аудиторией искал ответы на эти вопросы, фокус-группа высчитывала распределение мандатов в государстве или штате, в котором четыре округа, а выборы проходят по мажоритарной системе. При этом известно, сколько голосов будет отдано кандидатам двух конкурирующих партий. Оказалось, что в трех из четырех округов победила партия, имеющая меньшую поддержку. Все дело в нарезке округов – в политологии такую уловку называют «джеримендеринг» в честь губернатора, впервые ее применившего. Этот и другие примеры, которые рассмотрел ведущий, привели к выводу, что статистика должна стоять в одном ряду с огнем, автомобилями и ножами: она одновременно полезна и опасна.Учитель английского языка школы №1148 Людмила Трещалина продемонстрировала, как с помощью речевых приемов конструируется то, что не очевидно, то есть не поддается прямому наблюдению, на примере оценки того, как формируется представление о месте, которое лучше для проживания.Учитель математики из лицея «Вторая школа» Сергей Бушин рассуждал о языке и его влиянии на восприятие проблем и материала. Бушин попросил фокус-группу привести определения круга и треугольника, отметив, что отсутствие той или иной детали в словесном описании геометрической фигуры полностью меняет ее вид. Наряду с вниманием к содержанию «математический язык» требует последовательного изучения предмета от простых, базовых понятий к более сложным. Чтобы проиллюстрировать это, был продемонстрирован сюжет из сказки про репку. По словам выступающего, математика невозможна без доказательств. И здесь снова требуется переход от базового к комплексному – дедка за репку, а мышка за аксиомку (аксиома – факт, не требующий доказательств).Учитель информатики школы №1220 Дмитрий Жемчужников рассмотрел проблему ваяния химер. Какие логические ошибки и демагогические приемы лежат в основе манипуляций сознанием, какого рода аргументы типичны для манипуляторов? После подробного разбора ведущий мастер-класса предложил простую, наглядную и легко запоминающуюся схему используемых манипуляторами опорных точек.Учитель физики школы №1394 Артем Барат анализировал поведение фотонов в присутствии наблюдателя. Как известно, физический эксперимент в этом случае не годится. Барат показал, что в этом случае продуктивно использование другого метода исследования – мысленного эксперимента.Темой мастер-класса учителя математики из школы №1273 Зои Ильиченковой стали закономерности и вероятности. Она вспомнила известный анекдот о вероятности встретить на улице динозавра. В ходе мастер-класса Ильиченкова попробовала просчитать, какова вероятность встретить двух динозавров на улице. Оказалось, что ответ из анекдота «либо встречу, либо не встречу» – биномиальное распределение – предполагает еще меньшую вероятность, чем, например, распределение Пуассона, которое сегодня часто используется при оценке вероятностей случайных процессов в биологии, космологии, экономике. Таким образом, считает учитель, в мире все взаимосвязано, а случайности закономерны.Учитель математики школы №51 Алексей Татаринцев показывал… фокусы. Обычная магия. Все загадывают числа. Идет каскад операций с ними. Из шляпы достается кролик, то есть все числа разгаданы. Затем традиционное (само)разоблачение ловкости ума, и кто-то, некоторые (?), многие (?), реально научился математической магии.И самый главный рассказ обо всех магических открытиях конкурса нас ждет еще впереди…

Клуб учителей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте