«Мир-сусне-хум» в переводе с хантыйского означает «мир делающий человек». Это мифический богатырь, у которого две ипостаси: защищать свой народ – его земная миссия. Когда же он наблюдает из отдаленного другого мира за происходящим на Земле, то становится космическим, божественным существом.
…Когда спустя три года я вновь попала в Ханты-Мансийск, поняла – каждый житель Югры, скорее всего, находится под покровительством этого богатыря, и в то же время каждый обладает хотя бы чуточку его качествами, а как же иначе можно было достичь здесь таких результатов, о которых другие регионы могут только мечтать. И дело, поверьте, не только в том, что у Югры есть нефть и газ. Материальные богатства решают многое, но не все. Самым большим богатством Ханты-Мансийского округа являются его люди и прежде всего педагоги. Именно по инициативе педагогической общественности, Департамента образования и науки ХМАО в мае 2002 года состоялось первое окружное родительское собрание. Здесь уже давно поняли – воспитать нравственную, интеллектуально развитую личность, духовно и физически здорового гражданина России невозможно без поддержки семьи и общества, без активного участия в жизни школы самых близких для ребенка людей – родителей.
Растим гражданина!
Работа пятого окружного собрания «Сотрудничество семьи, общества и школы» началась с выставки «Растим гражданина!» Побродив у ее стендов, я словно побывала в вузах и колледжах ХМАО. Здесь можно было узнать практически все о Югорском и Сургутском госуниверситетах, о том, как развивается дополнительное образование в округе. Ну а когда встретилась в фойе с заместителем председателя правительства автономного округа Еленой Чепурных, то поняла – собрание проходит на самом высоком уровне, при самом непосредственном участии властей.
– Главный вопрос на повестке дня у нас – участие гражданских институтов, прежде всего родителей, в развитии системы образования, – сказала в приветственном слове директор Департамента образования и науки автономного округа Лидия Паукова. – Наша задача – посмотреть на проблему взаимодействия школы и родителей со всех сторон, решить наболевшие вопросы. Поэтому сегодня здесь собрались родители, учителя, директора школ, профучилищ, колледжей, руководители районных управлений образованием. Чтобы разговор получился актуальным, интересным для всех, мы пригласили заместителя председателя координационной группы по государственно-общественному управлению образованием Минобрнауки РФ Анатолия Пинского, директора Центра диагностики развития Института возрастной физиологии РАО Татьяну Филиппову и руководителя лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии академика Михаила Лазарева, а также представителей региональных и федеральных СМИ, – подчеркнула Лидия Николаевна.
Как организовать работу управляющих советов, как сохранить здоровье ребенка, помочь юному гражданина найти свой путь в жизни – вот, пожалуй, основные темы родительского собрания. Примечательно, что поговорить об этих важных проблемах у родителей была возможность не только на пленарном заседании, где приглашенные гости и председатели родительских комитетов Сургута и Нефтеюганска выступали с докладами, но и пообщаться в неформальной обстановке на секциях.
Актуальными и интересными были темы всех пяти секций. Так, к Анатолию Аркадьевичу, который вел секцию «Проблемы и возможности участия родительской общественности в управлении школой», пришли те родители и учителя, кто интересуется проблемой работы управляющих советов.
– Ребенку поставили «тройку», хотя он убежден, что несправедливо, да и родители знают, что он владеет материалом, в силах ли они изменить ситуацию? – начал разговор Анатолий Аркадьевич. Оказывается, решить это под силу управляющим советам. Кроме того, Анатолий Аркадьевич подробно рассказал, каким по численности должен быть управляющий совет школы, кто в него может входить, каковы обязанности и функции родителей.
Музыка рождения
Название секции академика Михаила Лазарева говорило само за себя «Здоровая семья – здоровье общества». Михаил Львович говорил о перинатальной психологии, о том, что еще не рожденный ребенок чувствует, как к нему относятся родители, прежде всего – мама.
– Наша психология длительное время отрицала перинатальное развитие малыша, сегодня же мы можем с уверенностью сказать – беременная мама должна общаться с ребенком, отвечать на каждое его шевеление. Если родители будут заниматься перинатальным развитием ребенка, то к трем годам у таких детей уже хорошо развита речь, они по своему развитию намного опережают сверстников. Михаил Львович подробно рассказал о своей программе для дошкольников «Санатал» и даже показал отрывки из фильма «Музыка рождения». Оказалось, если с крохами начать заниматься еще до их рождения, то уже в трехмесячном возрасте они способны и петь, и танцевать! Кстати, Михаил Львович не только выступал с докладами, но и после заседания вечером смог дать мастер-класс беременным мамам Ханты-Мансийска.
Татьяна Андреевна Филиппова была ведущей секции «Проблемы и риски ребенка в современном мире».
Главными рисками для здоровья ребенка Татьяна Андреевна считает интенсификацию учебного процесса, сверхраннее начало обучения детей, нерациональное использование времени на уроке, некомпетентность педагогов в вопросах физиологии и в целом отсутствие системы в формировании здорового образа жизни.
Татьяна Филиппова считает, что эти риски могут быть значительно снижены, если в школах будет организован двигательный режим и физкультурная работа. Кроме того, Татьяна Андреевна предостерегла от раннего начала обучения детей, подчеркнув, что в предшкольной подготовке очень важен индивидуальный ритм работы, ведь разброс индивидуального темпа развития может быть от полугода до полутора лет.
Наконец пятая секция, которой руководил заведующий кафедрой педагогической психологии и декан гуманитарного факультета Югорского госуниверситета Владимир Мищенко, занималась решением проблем выбора профессионального и жизненного пути ребенка.
Ну а мне пришлось на этом собрании побывать в новой для себя роли – ведущей секции «Взаимодействие родителей и классных руководителей в воспитании ребенка». Два часа промелькнули быстрее школьного урока. Сидящих передо мной людей не надо было призывать делиться мнениями – они говорили наперебой. Так, Соколова Руфина Ивановна, учитель начальных классов из Ханты-Мансийска, предложила проводить диагностику и изучение семей, чтобы потом знать, как помочь ребенку, особенно это важно, если речь идет о ребятах из трудных и неблагополучных семей. Надежда Михайловна Кузнецова, директор Дома культуры из Нижневартовска, отметила, что классному руководителю не обойтись без помощи педагогов дополнительного образования, психологов, социальных работников. Все присутствовавшие на секции согласились: во-первых, нужны своеобразные школы для родителей, приходя куда, они могли бы получить сведения о психологии, физиологии ребенка, узнать о том, какие реформы идут в образовании, во-вторых, нельзя забывать о патриотическом воспитании. Об этом очень хорошо говорил молодой историк из Ханты-Мансийска Данила Фоминых.
– Наша общая задача, – подвел итог Данила Анатольевич, – через историю семьи, региона, города, воспитывать у детей любовь и гордость за страну, в которой они родились и растут.
Да здравствует культ здоровой семьи
Второй день работы окружного собрания начался с подведения итогов работы секций.
Преподаватель Югорского госуниверситета Нина Айварова предложила в дополнение к проекту решения окружного собрания организовать совместную работу родителей и учителей по профориентации старшеклассников, подготовить цикл передач о людях разных профессий. Нина Геннадиевна говорила о необходимости расширять спектр специальностей в округе, чтобы ребятам не надо было уезжать из ХМАО. Нина Айварова предложила также построить в Ханты-Мансийске окружную семейную академию.
– Сюда могли бы приходить молодые пары за консультацией психолога, беременные мамы, тут можно было бы организовать центр творческого развития дошкольников.
…Разумеется, родительские собрания проводятся не только в ХМАО, но наверняка только здесь самые активные папы и мамы получили грамоты и роскошные букеты цветов за воспитание детей из рук самого губернатора Александра Васильевича Филиппенко, который участвовал в работе второго дня окружного собрания. Благодарственные письма также вручали Дума автономного округа и Департамент образования и науки.
– Огромное спасибо всем родителям, приехавшим сюда на собрание, – такими словами начал свое выступление губернатор. – Без родительской общественности не может быть гражданского общества, – подчеркнул он.
Александр Васильевич одобрил в целом проект резолюции собрания и рассказал, как идет реализация национального проекта в Югре. Оказалось, что помимо федеральных денег власти округа выделяют огромные суммы на реализацию нацпроекта. Так, классные руководители в ХМАО будут получать не 1000, а полторы тысячи рублей. Также губернатор подчеркнул, что поощрять в ХМАО будут не только учителей, но и педагогов начального, среднего и высшего профобразования, ведь в образовании очень важна идея преемственности всех уровней. Особое внимание губернатор уделил проблеме формирования здорового образа жизни.
– С нового учебного года во всех школах Югры каждый день будут уроки физкультуры, потому что бессмысленно учить человека, не заботясь о его здоровье. Надо создавать культ здоровой семьи, – продолжил губернатор, – но это не значит ни в коей мере, что мы не будем поддерживать тех, кто оказался в трудной ситуации, – детей-инвалидов, ребят из малообеспеченных и неблагополучных семей, сирот.
…Собрание завершилось, и я поймала себя на мысли: а ведь это был настоящий праздник – праздник общения, обмена опытом, праздник внимания к каждому жителю Югры.
Из резолюции пятого окружного родительского собрания «Сотрудничество семьи, общества и школы»
Родителям
– донести информацию об итогах работы собрания до родительской общественности своих школ, организаций, учреждений,
– оказать помощь образовательным учреждениям в создании школьных управляющих советов.
Департаменту образования и науки ХМАО
– организовать публичные лекции для родителей, в том числе через радио и телепередачи,
– поддерживать и сохранять сеть учреждений дополнительного образования детей на территории ХМАО,
– создавать новые рабочие места через возрождение семейных народных ремесел.
Мнение
Лидия ПАУКОВА, директор Департамента образования и науки ХМАО:
– Родительские собрания для нас – это обучение и взаимообогащение. Мы узнаем, какие проблемы есть у пап и мам, а они ближе знакомятся с жизнью школы. Хочу сказать, что родители в ХМАО пытаются участвовать в управлении школой, помогают педагогам и материально, и морально. В то же время и мы понимаем – чтобы родители были активными, им надо помогать, их надо обучать. Поэтому на родительском собрании мы ставим перед собой цель – сделать наше общение неформальным. Мы хотели, чтобы родители получили информацию из первых уст, от ученых. Думаю, у нас получился большой родительский клуб, хорошо бы, чтобы такой клуб был в каждой школе.
Иосиф САРКИСЯН, заместитель директора Департамента образования и науки ХМАО:
– Такое общение, которое здесь было, не заменит ни интернет, ни газеты. Люди имели возможность получить информацию из первых уст. Помимо официального было очень много неформального общения. В итоге мы надеемся, что та информация, которая прозвучала здесь, дойдет до каждого родителя округа. Кроме того, мы дали указание, чтобы родители, побывавшие здесь, обязательно выступили у себя на родительских собраниях в своих школах.
Елена ЧЕПУРНЫХ, заместитель председателя правительства ХМАО:
– Очень хорошо, что такие встречи становятся традиционными. Особенно это важно сейчас, когда идет реализация национального проекта в образовании. Основная роль в отборе лучших учителей и школ должна принадлежать родителям. Родители вместе с учениками, профсоюзами, педколлективами должны включиться в управление школами.
Данила ФОМИНЫХ, учитель истории Ханты-Мансийска:
– Такие собрания я оцениваю очень высоко, ведь это не только обмен опытом, но и выработка новых направлений, прогрессивных методик. Без участия родительской общественности нам не решить всех тех проблем в образовании, которые возлагаются на нас в связи с модернизацией, с реализацией национальных проектов.
Ольга ЛЮБЧЕНКО, город Мегион, школа №6:
– У меня пятеро сыновей, двое студенты, а трое еще учатся в школе. Думаю, что решения этого родительского собрания повлияют не только на жизнь нашей школы, но и всего нашего города. Кроме того, мы здесь узнаем, как работают учителя из других городов ХМАО. И, конечно же, очень приятно что сам губернатор вручает грамоты за воспитание детей.
Татьяна Вагина, председатель родительского комитета города Нефтеюганска:
– Нельзя все взвалить лишь на плечи учителей. В воспитании ребенка, будущего гражданина, не обойтись без помощи семьи. К сожалению, по данным опроса, который прошел в нашей школе в сентябре прошлого года, лишь 55 процентов родителей готовы оказать помощь педагогам, у других просто нет на это времени.
Комментарии