search
main
0

Мастер года-2023 Иван Зарубин: конкурс – это тяжелый путь, который в одиночку не пройдешь

Для каждого конкурсанта, не только победителя или призера, участие в конкурсе – это уже успех, это возможность пообщаться со своими коллегами, увидеть лучшие навыки, перенять опыт. Об этом заявил преподаватель Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства, победитель конкурса «Мастер года» в 2023 году, советник Министра просвещения РФ на общественных началах Иван Зарубин.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Участие в конкурсе – это тяжелый путь, который в одиночку не пройдешь, считает победитель конкурса «Мастер года – 2023». По его словам, конкурсанту необходима команда, которая будет его поддерживать, помогать и все переживать с ним на протяжении конкурса.

Всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» проходит в три этапа – отборочный, региональный и всероссийский. Отборочный проходит на базе техникума или колледжа, в котором трудится конкурсант.

«Я работаю в Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства. В прошлом году у нас было три участника, меня выбрали лучшим по оценке методической службы. На региональном этапе, в котором участвовали 12 человек из образовательных организаций Тюменской области, я уже представлял свой техникум. У меня получилось победить среди своих коллег и друзей, потому что в конкурсе участвовали педагоги, с которыми постоянно общаемся, все друг друга поддерживали. Можно сказать, что это был не конкурс, а дружеское состязание», – пояснил Иван Зарубин в ходе I Межрегиональной конференция «Развитие и популяризация среднего профессионального образования в ракурсе конкурсного движения».

Фото: ГАПОУ ТО «ТТСИиГХ», ВКонтакте

В прошлом году всероссийский этап проходил в Туле, куда приехали 89 участников, представляющих каждый российский регион. Первое задание в финале – это «Решение кейс-задачи». По словам Мастера года-2023, на этом испытании сначала проходит жеребьевка, в ходе которой 89 человек разбиваются на команды по 5-6 человек и знакомятся. Иван Юрьевич рассказал, что финалисты знакомятся за день до испытания, чтобы узнать, как кого зовут.

«Команда решает кейсы. Кейс – это определенная задача, которая может произойти в любой образовательной организации. Эту задачу нужно рассмотреть со всех сторон: со стороны администрации, со стороны студентов, со стороны преподавателей и т. д. После чего происходит защита решения той задачи, которая была поставлена», – рассказал преподаватель Тюменского техникума.

Иван Юрьевич пояснил, что работа команды оценивается тремя членами жюри, которые неустанно смотрят и за всей командой, и за каждым ее участником. После защиты выставляются оценки каждому участнику группы. По словам Зарубина, это испытание не самое сложное, потому что в команде всегда работать легче.

Фото: Анастасия Чистякова, «Учительская Россия»

Преподаватель считает, что испытание «Открытый онлайн-семинар» можно назвать основным конкурсным испытанием. Речь идет об открытом занятии или открытом уроке. Здесь также все начинается с жеребьевки, которая определяет порядок выступления в аудитории, а затем преподаватель знакомится со студентами.

«Предупрежу. Например, я преподаю специальность «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Но в Туле такой специальности нет. И студенты, которые находились у меня на занятии, были теплотехниками. То есть занятие нужно было провести так, чтобы теплотехники поняли тему урока, решили поставленную задачу, получили определенные навыки и т.д. Советую в этом случае брать не слишком сложную тему, и постараться так преподнести, чтобы ее понял любой человек, который придет на занятие. Дальше в рамках испытания идет знакомство с площадкой. Аудитория подбирается в зависимости от участника. У меня была аудитория сантехники и отопления. Было комфортно и удобно проводить урок. Количество студентов на занятии определяется до 15 человек. Также на уроке присутствуют 5 членов жюри и еще один работает в онлайн», – поделился подробностями финальных испытаний победитель конкурса «Мастер года» в 2023 году.

На следующий день после «Открытого онлайн-семинара» объявляют 10 человек, которые проходят третье конкурсное испытание – «Влюбить в профессию». Иван Зарубин рассказал, что третье испытание начинается через час после объявления топ-10. По словам преподавателя, на этом испытании конкурсанты могут работать с четырьмя категориями слушателей – школьники, студенты, взрослые, а также родители школьников и студентов. Жеребьевка проводится в течение часа перед состязанием. То есть к испытанию конкурсант готовится один час, у кого-то получается чуть больше. Само занятие ограничено по времени – 20 минут.

Выступления конкурсантов уже открытые, транслируются и проходят в зале, куда может прийти большое количество людей. «За эти 20 минут преподаватель без помощи каких-то устройств, кроме презентационного и раздаточного материала, должен влюбить в свою профессию. И на следующий день уже объявляют победителя», – рассказал Иван Юрьевич.

Фото: Анастасия Чистякова, «Учительская Россия»

По словам Зарубина, конкурсант должен иметь хорошую психоэмоциональную подготовку. Сам он с детства занимается спортом, поэтому привык справляться с волнением. «Это очень тяжело переживать на самом деле, это очень нервная обстановка. Хотя, по сути, это то, что ты делаешь практически каждый день. Но конкурс есть конкурс, нужно к нему готовиться и быть устойчивым. Я немножко занервничал, но не в процессе конкурса, а после, потому что моя команда вернулась домой, а я – нет. Организаторы мне сказали: не поедешь домой, поедешь в Москву. Поэтому конкурсант должен быть готовым к победе, быть готовым к тому, что помимо испытаний на конкурсе у тебя будут испытания в дальнейшей твоей жизни», – пояснил преподаватель Тюменского техникума.

Победитель «Мастера года» в 2023 году подчеркнул, что каждому участнику обязательно нужна команда – без нее тяжело работать. Более того, участники команды также сильно прокачиваются, особенно методическая служба, отметил он. «Я считаю, что методическая служба – одна из важнейших служб и должна обязательно быть в системе среднего образования, понимать структуру занятия, структуру работы со студентами и т.д. И, соответственно, прокачивая методическую службу, мы прокачиваем всех педагогов образовательной организации. Обязательно нужен опытный наставник. У меня наставником была методист Техникума строительной индустрии и городского хозяйства Ирина Владимировна Кулявцева. На период конкурса она стала моей второй мамой, которая в любую минуту меня поддерживала, помогала и наставляла», – рассказал Иван Юрьевич.

Мастер года-2023 дал еще один важный совет. На всероссийский этап он приехал с небольшим козырем, который помог объяснить студентам другой специальности и слушателям то, что он преподает. «Небольшой козырь – это видео, которое показывает, что это за специальность. И этим роликом я в начале урока погрузил студентов другой специальности в то, чему сейчас будем учиться, а когда влюблял в профессию – объяснил, что это за профессия, и что я преподаю. Думаю, что в двухминутный ролик я вложил все понимание о профессии и частичку своей души», – пояснил Зарубин. По его мнению, в приемную кампанию хорошо было бы иметь видеоролик о каждой специальности, чтобы абитуриенты, особенно те, которые поступают после 9 класса, понимали, куда они идут и что будут делать.

«Для каждого конкурсанта, не только победителя или призера, участие в конкурсе – это уже успех, это возможность пообщаться со своими коллегами, увидеть лучшие навыки, перенять их опыт. И ты получаешь опыт не только в подаче материала, когда мы смотрим уроки, но и опыт участия в конкурсе. Потому что конкурс сближает, ты видишь преподавателей со всей России, можно обратиться за помощью в любой уголок страны», – отметил преподаватель. Он добавил, что выступления на любом уровне закаляют человека. По его словам, выступая, педагог становится лучше, потому что нарабатывает навык общения, подачи материала и т.д.

«Конкурс, конкурсное движение, дает развитие и большой толчок к улучшению качества системы образования в целом, не только СПО. Потому что мы имеем возможность обмениваться опытом, имеем возможность посмотреть другие регионы, понять, как они работают», – пояснил Иван Юрьевич Зарубин.

Партнерами I Межрегиональной конференции «Развитие и популяризация среднего профессионального образования в ракурсе конкурсного движения» выступили: Министерство просвещения Российской Федерации, ПАО «СИБУР Холдинг», сетевое издание «Учительская Россия», ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», федеральный проект «Профессионалитет», Всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года», платформа «Сферум», Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте