Все дело в приоритетах. Не только национальных, но и личностных: что выбирается за главное, на что делается ставка. Для начальника Качканарского управления образования Людмилы БУГУЕВОЙ приоритетом в педагогической деятельности стал вопрос мотивации: детей, учителей, родителей, руководителей.
Приоритеты
Для поездки на областной экологический конкурс «Родники» рассматривались две команды ребят: одна – постарше, более подготовленная, опытная, другая – малыши-первоклассники. В фестивале приняли участие старшие. А родители младшей команды пришли в управление образования «требовать конкурсов». «Родители, я восхищаюсь вами и вашими детьми! Если есть такое сильное желание, обязательно найдем, где его реализовать», – ответила Людмила Валерияновна…
В деятельности управляющего органа образования масса сторон и аспектов, и внимания требуют все. Но каждый руководитель вычленяет те сферы, которые, по его мнению, являются базовыми и способны вытянуть остальные. Качканар известен в области тем, что дети из этого небольшого городка активно и успешно участвуют в конкурсах, олимпиадах и различных соревнованиях областного, российского и международного масштаба. Программа «Одаренные дети» здесь стала приоритетной.
Впрочем, так было не всегда: и приоритеты меняются. Когда семь лет назад Людмила Бугуева возглавила городское управление образования, ситуация сильно отличалась от нынешней. Зарплата не выплачивалась, материальная база оставляла желать лучшего. В кабинет в очередь стояли кредиторы: заплатите за оборудование, за ремонт батареи, за заливку катка. Финансовые заботы тогда определяли практически всю деятельность. И лишь несколько лет назад стало возможным переключить внимание на главное – на содержание образования, на творческие процессы.
– Я твердо знаю: каждый ребенок талантлив. Важно увидеть, в чем именно, – считает Людмила Бугуева. – Раньше выделяли в основном медалистов. Их награждали и чествовали. Сегодня они тоже не обойдены вниманием: отличников нужно поощрять. Но не только их. Не надо оценивать успехи ребят лишь по успеваемости. Мы рассматриваем разные показатели, например, достижения в спорте, в общественной деятельности, в искусстве. Пусть оценки наших чемпионов не всегда ровные, но если человек в чем-то проявился, он должен быть замечен и отмечен. Один победил на лыжных соревнованиях, другой показал хороший результат в беге, выиграл бой по самбо… Но, как правило, такие ребята и учатся хорошо. Спорт подтягивает, дает установку на результат, а также связывает результат с процессом: ясно, что быстрее других пробежит стометровку тот, кто много тренируется, поддерживает себя в спортивной форме, умеет организоваться. Эти качества развиваются в человеке и проявляются в разных сферах, в том числе и в учебе. Мы не говорим сегодня об идеальных детях. Мы подчеркиваем любую одаренность. Собирается портфолио, ребенок сам работает на свой авторитет: учится систематизировать информацию о себе. Это раньше, может быть, считалось, что представить себя в выгодном свете – хвастовство. Сегодня говорят о самопрезентации как о необходимом качестве успешного человека. «Воспитание соревнованием» начинаем уже с дошкольного возраста. Недавно провели олимпиаду для дошкольников Качканара «Юный эрудит»: три тура веселых конкурсов и познавательных игр, каждый детский сад представляет собственных эрудитов. Малыши «с пеленок» учатся здоровой состязательности, так нарабатываются навыки общения, коммуникабельности, уверенности в себе. Современные дети вообще очень талантливые. Я без ума от молодежи. Не кривлю душой. Вижу, как они стремятся учиться, трудиться на свое будущее. Нам остается только развивать, поддерживать эти качества.
На какие бы состязания не ездили дети из Качканара, они непременно возвращаются с победой. В прошлом году группа юных физиков отправилась на всероссийский турнир. Причем так получилось, что на областных соревнованиях ребята стали лишь третьими. Но это не поколебало их уверенности в себе. И, действительно, заняли второе место, то есть получили результат лучший, чем у себя дома. Так их знания оценила «внешняя экспертиза». А хореографический коллектив «Фиеста» привез из Сочи с международного фестиваля детского и юношеского творчества «Будущее планеты» диплом победителя. И таких примеров очень много.
Не разовые, случайные, а постоянно высокие результаты – это и следствие мотивации учителей, и элемент соревновательности между ними. Кстати, сама «начальница» показывает пример: в 2006 году она участвовала во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании» и победила.
Технология
Людмила Бугуева начинала свою деятельность в системе профессионального образования. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие ключевых квалификаций у учащихся учреждений профессионального образования» в то время, когда об этом еще мало говорили. Построила несколько гармоничных многоугольников разных профессий, учитывающих и личные качества человека, и условия, в которых он трудится. Что же является «ключевой компетенцией» педагога? Людмила Валерияновна называет упорство и терпение. Причем эти качества могут развиваться. Ей самой довелось попробовать себя в разных педагогических «шкурах»: преподавателя-предметника, классного руководителя, заместителя директора и, наконец, начальника управления образования. Объединяющим началом для нее стал личностно-ориентированный подход. И не только в работе с учениками, но и во взаимоотношениях с педагогами и руководителями образовательных учреждений.
О собственном стиле управления говорит так: он разноплановый. Не считает себя ни авторитарным, ни демократичным руководителем в чистом виде: действует по обстоятельствам. «Одному надо просто утереть слезы и напоить чаем, а другого приструнить: «Пора начать работать». Но самое главное, чтобы у человека не оставалось обид. Хорошие человеческие отношения – необходимое условие для нормальной, спокойной работы. Поощрить лучше, чем пожурить. Похвала стимулирует».
Кстати, в качканарских школах хорошо развита служба психологов. Причем работают профессиональные консультанты «по личным вопросам» не только с детьми, но и с педагогами. Недавно проводился городской семинар по конфликтологии, привычным явлением стали различные психологические тренинги.
В городское управление образования Людмила Валерияновна привнесла свойственный ей научный подход к любому делу. Правда, одно время ее не понимали: мониторинги и рейтинги встречали сопротивление. Но постепенно естественная и логичная связка «наука и педагогика» прижилась на качканарской почве.
Между прочим, многие методы материального стимулирования, вошедшие в национальный проект «Образование», в Качканаре стали действовать задолго до провозглашения ПНПО. Например, доплата за классное руководство. Оно и понятно: проект вобрал лучшее из уже существующего. Учителям Качканара не «спать», а придумывать новое, поощрять инициативу детей выгодно. Моральная мотивация подкреплена материальной.
Качканар берет на себя хлопоты по организации областных конкурсов, лагерей, олимпиад по экологии, технологии и информатике. Для учителей, безусловно, дополнительная нагрузка. Но Бугуева убеждена, что подобные мероприятия формируют у педагогов желание проявить себя не только в привычной местной среде, но и на других уровнях.
Город взял на себя функцию областной экспериментальной площадки по медиаобразованию. Речь идет не только о способе передачи знаний: посадил ребенка за компьютер и забыл о нем, но и о работе с информацией. Определения современного общества как информационного уже недостаточно. Мы знаем, что информация может быть мусором, засорять мозги. Сегодня все чаще говорят о цивилизации знаний. Отсюда меняются образовательные задачи: не просто дать знания и даже не только научить в них ориентироваться. Важно заставлять информацию работать, уметь трансформировать знания в эффективные технологии.
– А начинать это образование нужно не с пятого и даже не с первого класса, – поясняет Людмила Бугуева. – Например, в Качканаре есть детский сад с приоритетным развитием интеллекта. Там большое количество компьютерной техники. Новшество воспринимается неоднозначно, мол, компьютер для трех-четырехлеток опасен, наносит вред здоровью и психике. Но если считать аксиомой, что мир будущего без электроники невозможен, учить ребенка общению с машиной можно с самых ранних лет. Как сидеть за компьютером, как работать с сайтами, «доставать» информацию из интернета. Не вдалбливать ребенку: «это можно», «это нельзя», а заложить определенные ценностные ориентиры, которые позволят уже ему самому сказать: «это можно», «это можно, но не нужно».
Сотрудничество
В Качканаре 50 тысяч жителей. Это самый молодой город Свердловской области, ему всего полвека. Типичный город-завод, возникший вокруг предприятия. Импульсом к его появлению на свет стала гора: для ее разработки был создан горно-обогатительный комбинат, а для его функционирования – город. Чисто по-уральски: так было и триста лет назад, когда еще Петр I посылал в эти края добытчиков руды.
Гора многое определяет в жизни качканарцев. Она дает работу и отдых: красивейшее место, здесь гуляют, рыбачат, здесь проложена горнолыжная трасса. Правда, нынешней зимой снега выпало маловато, но администрация города приобрела для учреждений дополнительного образования специальную пушку, которая засыпала гору снегом, так что можно кататься.
Будущее большинства качканарских школьников так или иначе связано с горой. А руководство горно-обогатительного комбината понимает, что, помогая школам, помогает себе.
– В трудные годы школа не смогла бы выжить без этого, – говорит Людмила Бугуева. – Именно тогда я убедилась на деле, как важно взаимодействие всех составляющих учебного процесса: не только учеников и учителей, но и родителей, спонсоров, власти как силы, скрепляющей систему. Мы все делаем одно дело. Сегодня создаем управляющие советы, которые формируются из родителей, представителей местных властей, учителей и учеников, словом, людей, заинтересованных в развитии системы образования. Советы отвечают за выбор стратегии развития школы, проведение ежегодных отчетов образовательного учреждения и обеспечение качества обучения. Городские власти понимают, что от системы образования зависит уровень жизни всего города. Строятся новые дома для педагогов. Молодые специалисты, приехавшие к нам после окончания вуза, заключают трехстороннее соглашение и получают социальные льготы. Ежегодно 1 миллион 300 тысяч рублей из городской казны уходит на путевки, ценные подарки, материальную помощь нуждающимся и оказавшимся в сложной жизненной ситуации молодым учителям и ветеранам педагогического труда.
В Качканаре действует детское самоуправление. Первый уровень – общественная организация «Соболята», которая помогает ветеранам, инвалидам, детям-сиротам. Следующий уровень – ассоциация учащейся молодежи, в нее входят 940 человек. Третий – Молодежная дума, созданная по инициативе Комитета по делам молодежи качканарской администрации при поддержке управления образования. Организуется настоящая выборная кампания, каждая школа выдвигает своего представителя. Молодежная дума сотрудничает с ассоциацией рабочей молодежи горно-обогатительного комбината. Они совместно решают важные для города задачи.
Марина РОМАНОВА, Качканар, Свердловская область
Всероссийские олимпиады школьников в этом учебном году проводятся более чем по 20 предметам. Среди самых популярных, по данным Рособрнадзора, сегодня физика, математика, информатика, химия и биология. Недавно появилась олимпиада по астрономии, которая также «пользуется спросом». Одним из самых сложных предметов для олимпийцев оказался… русский язык. Увы, даже победители пишут с ошибками.
В конце зимы завершился третий, региональный этап олимпиад, в конце марта – начале апреля проходит этап окружной. Два заключительных тура считаются самыми главными – их победители имеют право на льготы при поступлении в вузы вплоть до зачисления без вступительных экзаменов. Однако число поступивших в академии и университеты через систему олимпиад до сих пор невелико и составляет менее одной десятой процента от всех зачисленных.
К сведению
В Уральском федеральном округе в четвертый раз в этом году проводится Международная олимпиада по основам наук.
Авторы и составители заданий – специалисты Министерства образования и науки Челябинской области, методисты Тюменского областного государственного института развития регионального образования, преподаватели кафедры педагогики Уральского государственного университета, методисты инновационно-методического центра Кургана.
В олимпиаде участвуют десятки тысяч школьников уральского региона, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также школьники Казахстана и Белоруссии. Олимпиада по основам наук дает возможность выйти на международный уровень юным лингвистам, биологам, программистам, математикам и историкам.
Первый этап – самый демократичный, в нем участвуют все желающие без предварительного отбора. Школьники для тестирования выбирают один или несколько предметов. Предлагается 3 блока по 10 заданий в каждом, причем задания первого блока рассчитаны на выявление знаний, второго – на их применение, третьего – на творческие способности. Олимпиада проводится в электронном режиме. На второй этап выходят лучшие. Третий этап традиционно проводится на двух площадках: в Екатеринбурге и в Праге (Чехия).
Комментарии