search
main
0

Масленица, Сабантуй, Осенины

Мир и согласие, взаимное уважение - наше главное достояние

Россия – это большой дом для всех народов, представителей разных национальностей и вероисповеданий, которые всегда сообща защищали страну и строили российскую государственность. Наш народ всегда объединялся в трудных ситуациях. Если бы не было единства всех народов, населяющих нашу страну, мы не выиграли бы и в самой последней, самой кровавой войне 1941‑1945 годов.

Согласие и единство народов нашей Родины никогда не утратят своего нравственного, патриотического и воспитательного значения. Только в единстве мы можем защищать свою страну, сохранить богатую историю и государственность, уникальное многообразие и самобытность культур народов Российской Федерации. Особенность России в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен. Такого нет больше ни в одном государстве мира.

Важнейшей задачей, определяющей современное состояние и будущее любого государства, является формирование культуры межнациональных отношений. Самым важным источником формирования этой культуры является школа. В процессе учебной и внеучебной деятельности ребенок приобретает навыки социального общения, усваивает основы толерантного поведения.

Толерантность, основой которой является признание права на отличие, означает уважение, понимание и принятие всех форм самовыражения, традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, в понимании и принятии. Это первая ступень на пути к межнациональному общению.

Совместная учеба и жизнь в многонациональном сообществе обучающихся школы №1186 имени Мусы Джалиля, постоянное общение и взаимодействие его членов создают благоприятную обстановку, способствующую формированию у детей уважения к представителям разных народов и их культурам. В школе, где обучаются дети 32 национальностей, можно увидеть специ­фику различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Здесь никогда не случаются конфликты на национальной почве.

Каждый ребенок чувствует себя своим, равным среди равных, потому что педагоги проявляют неподдельный интерес к его культуре. Уроки курса ОРКСЭ, классные часы, беседы, народные сказки располагают к восприятию представителей других национальностей, осмыслению общечеловеческих ценностей и пониманию причин своеобразия и неповторимости национальных культур. Педагоги рассказывают детям о славных традициях различных народов, об их вкладе в дело мира, в науку, культуру, искусство.

В школе четыре музея. Музей «Легенды разведки» рассказывает ребятам о подвигах разведчиков – сыновей татарского народа и других национальностей. В музее истории школы – экспозиция, посвященная Герою Советского Союза Мусе Джалилю и его соратникам. А музей культуры и быта татарского народа знакомит детей с особенностями и традициями татар.

Еще ребятам нравятся мероприятия в школьной галерее культуры мира, где создана предметно-пространственная просветительская среда. Там можно найти произведения детских писателей и поэтов разных народов, произведения устного народного творчества людей разных национальностей, кукол в одежде людей разных национальностей, народные игрушки, дидактические игры на формирование толерантности, альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал по темам «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Россия историческая» и «Россия современная», «Мои друзья».

Здесь ребят ждут интересные экспонаты, образцы национальных костюмов, головных уборов, орнаментов, предметов быта и многого другого. Можно увидеть резной фасад татарского домика и русское подворье, китель генерал-полковника Расима Акчурина и костюм Петра I. Двери галереи всегда открыты для ребят. Здесь проходят уроки толерантности, защита исследовательских проектов ребят, дни национальных культур, выставки, спектакли и конкурсы, в том числе конкурс родословных «Корни и крона».

В рамках программ дополнительного образования школьники имеют возможность знакомиться с культурным наследием татарского народа и других народов России. В нашей школе работают кружки с этнокультурным компонентом. Это спортивный кружок по национальной борьбе «Куреш», творческие кружки: хореографический ансамбль «Шаян», вокальный ансамбль «Балкыш», школьный хор «Мелодия», где дети наряду с татарскими произведениями исполняют классические номера и произведения из культуры других народов; кружки прикладного искусства, где изучают орнаментику разных народов; кружок технологии, где дети знакомятся с национальной кухней разных народов.

Успешным условием формирования у школьников культуры межнационального общения является вовлечение их в многоплановую внеурочную воспитательную деятельность. Это совместные проекты взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей, целевые прогулки и экскурсии, участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», подвижные игры разных стран, экологические акции «Сделаем нашу планету чище», «Покорми птиц», создание выставок, посвященных национальной культуре и традициям, мировой культуре, квизы и викторины, совместные мероприятия с родителями – недели национальной культуры, спортивные праздники «Папа, мама и я», «Веселые страты». Дети с удовольствием участвуют в национальных праздниках, таких как Масленица, Сабантуй, Осенины, турнирах по национальной борьбе.

Надо отметить, что воспитание культуры межнационального общения – общая задача для учителей и родителей. Семья во многом может помочь школе. В условиях семьи формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Наши педагоги уделяют большое внимание поддержанию духовной связи детей с родителями, семейным традициям. Дети пишут сочинения о семейных праздниках, создают проекты на темы семейных реликвий, выступают на школьных мероприятиях с презентациями о своих предках, демонстрируют дорогие для всей семьи фотографии. Традиции поколений позволяют гордиться своей семьей, осознавать связь с предками. Ребенок учится чтить память предков, любить место, в котором живет, чувствовать ответственность перед своими родителями и за свою Родину, уважать Отечество.

День народного единства объединяет в себе идеалы гражданственности и патриотизма, духовного совершенствования и верности истинным ценностям, учит нас уважению истории и культуры своей страны, ее религиозных и общественных традиций. Он напоминает о богатой истории нашей страны и ярко отображает принцип «единство в многообразии».

Многообразие культур и языков – это большое богатство нашей страны, которое мы должны защищать и культивировать. Мир и согласие, взаимное уважение – наше главное достояние. Мы должны беречь эти ценности, сохраняя и развивая родные языки и национальные традиции, обычаи и культуры.

Роза ШАКИРОВА, директор школы №1186 имени Героя Советского Союза Мусы Джалиля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте