В наше время краеведческие музеи есть практически в каждом городе, а во многих уже и не по одному… Нужен ли в таких условиях школьный музей? Не устарел ли он морально и материально? Существует ли у школьных музеев исключительная функция, недоступная другим хранилищам? Эту тему мы обсудили с директорами школ Новгородской области, славных своими музеями.
Николай Гумилев и Кексгольмский полкИстория поселка Кречевицы будет интересна не только новгородцам. Уникальность его в том, что на территории поселения без малого 200 лет базировались военные полки. Первым из них стал лейб-гвардии Кексгольмский полк, основанный в 1710 году Петром I. Среди военных подвигов кексгольмцев – участие в Бородинской битве!Рассказывает Татьяна Чеснокова, директор школы №15 поселка Кречевицы:- Солдаты разных войск более 180 лет несли в Кречевицах свою службу. Последним стал военно-транспортный авиационный полк – он был расформирован всего года три назад и передал в ведение нашей школы свой музей. Таким образом еще пополнилась богатая экспозиция музея нашей школы, который существует уже 20 лет. Он рассказывает, например, об истории школ, существовавших в Кречевицах до нас. Первой из них в 1836 году стала школа кантонистов – сыновей солдат, ее сменили земская и церковно-приходская школы. Есть в нашем музее экспонаты уникальные. Например, макет церкви, ранее стоявшей в Кречевицах, а теперь исчезнувшей.Руководитель музея Лидия Камышова активно привлекает на помощь энтузиастов. Так, депутат Государственной Думы РФ, полковник Евгений Зеленов передал музею архивные свидетельства, посвященные истории аракчеевских поселений на территории края. Также в школьном музее можно узнать о знаменитых людях, живших и служивших в Кречевицах: Герое СССР Сергее Шпунякове, космонавте Германе Титове, поэте Николае Гумилеве…От Кречевиц до Великого Новгорода 30 минут езды на автобусе. В областном центре нам доступно большое разнообразие музеев, но только в таких коллекциях, как эта, можно найти свидетельства истории, если так можно сказать, самой малой, самой близкой – места, где живешь ты сам, школы, в которой учился ты, твои родители, бабушки и дедушки. Столь богатый материал по истории военных полков Кречевиц вы сможете увидеть только здесь! Так что стоит порекомендовать посетить его и ученикам других, в том числе городских, школ.Откуда появился детский рожок?Школа деревни Взгляды Волотовского района сегодня является начальной. Но в ее здании сохранился замечательный по богатству экспозиции музей. О нем рассказывает Раиса Маковкина, бывший директор и руководитель школьного музея:- Наш музей был открыт в школе еще в 1988 году. Под его помещение был отведен целый класс. Постепенно сформировались три раздела, посвященных крестьянскому быту, истории родного края и Великой Отечественной войне. Мы участвовали в районных и областных смотрах и конкурсах, музей неоднократно был отмечен грамотами за достижения в краеведческой работе. В основном экспонаты для музея и воспоминания старожилов собирали участники краеведческого кружка. И сейчас экспозиция хранит множество интересных предметов. Среди них – коллекция старинных утюгов, предметы из льна, ткацкие приспособления, крестьянская одежда, керамика, берестяные изделия, самовары, светильники. Поскольку по территории края проходила линия фронта, в музее много экспонатов военной истории. На каждого участника войны у кружковцев была оформлена карточка, записывались их рассказы, был отмечен боевой путь и награды. Мы считали свой труд обычной работой по патриотическому воспитанию детей. И в каждой школе в советское время проводилась подобная деятельность. Наш музей отличался, возможно, большим разнообразием и дольше продержался: не секрет, что многие школьные музеи с 1990-х теряли активность или даже закрывались.В наше время есть сеть прекрасных музеев, в том числе районных. Но музеи при школах, я считаю, сегодня еще больше нужны современным детям, чем раньше. Ведь работа по пополнению экспонатов, которую ребята осуществляют сами, многому учит, дает знания, которые не найдешь в учебниках. Например, в нашем музее имеется необычный экспонат. Сам по себе он довольно невзрачный – пустой коровий рожок. Сверху он прикрыт дощечкой, а на кончике рога отпилено отверстие и сделана зарубка. Как рассказали нам с ребятами старожилы, такой рожок, оказывается, применяли знахарки для выпаивания младенцев. Оттуда и пошло выражение «поить ребенка из рожка», которое сохранилось до наших дней.Гербарий из прошлого векаВ школе №8 города Старая Русса целый кабинет отведен под музей Александры Северовой. О пользе уникального собрания экспонатов рассказывает директор школы Вера Алексеева:- Наша землячка Александра Ивановна Северова – биолог, ученый, гордость Старой Руссы. Она родилась в 1899 году. В 1929-м окончила биологический факультет Ленинградского университета. Довольно скоро стала заниматься серьезной научно-исследовательской деятельностью. В 1945 году Северова по вызову Академии наук переехала в Москву, там защитила кандидатскую диссертацию. Александре Северовой принадлежит более двадцати научных работ, среди них монография «Леса, луга, болота Старорусского района и их использование».Во время экспедиции для написания этой работы Александра Ивановна собрала уникальный гербарий растений, произрастающих в Старорусском районе. Этот гербарий хранился в Старорусском краеведческом музее. Затем музей передал эту уникальную коллекцию нашей школе.Листы гербария, личные вещи и фотографии из семейного архива Александры Северовой составляют экспозицию школьного музея, который приносит несомненную пользу, если правильно построить работу. Экскурсии по музею, пополнение его экспонатов самими детьми обращает их к заботе о природе родного края. Не случайно когда-то в практике уроков ботаники был сбор гербариев. Это делалось для того, чтобы ребята ценили окружающий нас мир, понимали, что в природе все создано не случайно и каждое растение имеет свое значение.Мы попробовали возродить эту практику. Наши ученики собрали для музея Александры Северовой собственные гербарии. Такая перекличка времен оказалась для них очень полезна, тем более что современные школьники оторваны от природы, мало выезжают за город. Они не задумываются, например, о том, какую роль играют растения в медицине. Одна из наших учениц, которая в течение четырех лет была юным директором музея Александры Северовой, после окончания школы поступила в химико-фармацевтический институт. Недавно она приезжала к нам и проводила беседы с нынешними учениками, рассказав в том числе и о том, что она впервые задумалась над значением растений в медицине благодаря нашему музею Александры Северовой.От редакцииШкольные музеи разнолики, как и жизнь образовательных организаций, но всегда их экспозиции тесно связаны с историей родного края. Более детальное, а порой и просто уникальное по своей глубине изучение этой истории – главный плюс и отличие школьных музеев. И польза от школьных музеев может быть разноплановой. Но для того чтобы эта польза была, музей должен работать не формально, а его руководители – заражать своей энергией учеников и единомышленников. А каков ваш школьный музей?Новгородская область
Комментарии