Московская писательница Маша Трауб (она же Мария Киселева, по мужу Колесникова) – удивительный феномен в современной отечественной прозе. Мало ли у нас домохозяек, пишущих книги! Но именно у Маши Трауб есть авторская серия в крупнейшем российском издательстве «Эксмо», которая так и называется – «Проза Маши Трауб». Именно у нее есть свой читатель – те самые городские жители 30+, ежедневно решающие проблемы, с которыми сталкиваются герои ее книг. И, пожалуй, самое важное: у Трауб есть удивительная интонация, выделяющая ее прозу из потока массовой литературы. Это прежде всего книги, написанные умным, добрым и работящим человеком для таких же умных, добрых и работящих. Написанные с целью сделать окружающий мир чуточку лучше, а живущих в нем людей, читателей книг из серии «Проза Маши Трауб», – немного счастливее.
Должен сделать признание: я люблю творчество Маши Трауб. Хотя, казалось бы, проблемы, о которых она пишет, обстоятельства, в которых живут ее герои, не очень пересекаются с моим личным жизненным опытом. У меня нет детей-школьников, мне не приходится переживать (тьфу-тьфу) из-за тяжело заболевших родственников, я ни разу не выбирал отель на берегу моря, даже не знаю, как это делается, этим занимается жена. Но каждую новую книгу Маши Трауб я принимаюсь читать, отложив в сторону даже самые модные и раскрученные бестселлеры. Потому что чтение ее книг обладает поистине терапевтическим эффектом. Это очень живая, подвижная, динамичная проза, в которой обычные обстоятельства жизни (школа, двор, семейная жизнь, мамы-бабушки) создают особую атмосферу, удивительно теплый и дружелюбный мир, которым управляют здравый смысл, доброта и, конечно, любовь.Маша Трауб из тех писателей, чьи книги всегда посоветуешь прочесть друзьям. А это многого стоит. Далеко не всем порекомендуешь какую-нибудь закрученную детективную историю вроде тех, что пишет Анжела Марсонс. Далеко не каждый оценит литературную экзотику вроде произведений Чимаманды Нгози Адиче. А книги Трауб похожи на утренний йогурт: они легкоусвояемы, они вкусны, они полезны. И тот самый случай, когда многие ситуации, в которые попадают герои ее книг, фразы, словечки, истории оказываются созвучными тому, что происходит с каждым из нас. В этом и заключается очарование прозы Маши Трауб – она не пишет для снобов, она не заставляет читателя погружаться в экзистенциальные слои бытия. Скорее она ставит перед ним зеркало, и это честное зеркало. Будь оно кривым, вряд ли у Маши Трауб появилось бы столько преданных читателей. А в том, что в каждом городе, каждой библиотеке есть небольшое сообщество преданных читателей, которые ждут каждую новую книгу Трауб, можете не сомневаться, я сам отношусь к таким читателям. Надо ли говорить, что издательство «Эксмо» очень грамотно поступило, сделав ставку именно на прозу Маши Трауб: тиражи ее новых книг исчисляются десятками тысяч, что делает Трауб одним из самых коммерчески успешных и заслуженно популярных писателей России.По жанру большинство романов Трауб – небольшие семейные саги. Маша Трауб пишет о прошлом и настоящем. О будущем, как правило, остается задумываться читателю. В достаточно скромное количество строк умудряется поместить десятки жизней, сотни впечатлений, множество событий. Практически каждая книга создана, словно паутина или сложный узор, куда параллельно вплетаются несколько героев, каждый со своей историей. Поскольку Трауб выпускает по три, а то и по четыре новые книги каждый год, можно было бы ожидать некоей «сериальности», повторений, избитых сюжетных ходов. Но она так не поступает, она честно и добросовестно относится к своему творчеству. Прозу Маши Трауб приятно читать еще и потому, что опытному читателю видно, сколько писательского труда, воображения, профессионализма вложено в каждую книгу. Вот это, пожалуй, еще одно важное свойство писательницы Маши Трауб – она не умеет халтурить.При этом Маша Трауб не только пишет книги. Она мама двоих детей, она активно сотрудничает с многими столичными изданиями, пишет колонки. Она постоянный автор глянцевых журналов L’Officiel и Bosco Magazine. В интервью она признается, что всегда соглашается, если ее просят написать рассказ для коллективного сборника или поучаствовать в какой-то писательской акции. Она успевает вести свой блог и даже, как призналась в одном интервью, дважды в неделю посещает балетную студию! А еще пишет пьесы для детского театра и сама участвует в их постановках. Трудяга, настоящая трудяга. Такое отношение к творчеству вызывает неподдельное уважение.Ее проза оставляет отличное «послевкусие». Это тексты, написанные с хорошим чувством юмора и самоиронией. И еще это, если можно так сказать, проза здорового человека. Маша Трауб может описывать самые сложные и запутанные ситуации, в которые попадают люди, но смотрит на них взглядом женщины, которая воспитывает детей, всю жизнь живет с одним мужем, самостоятельно зарабатывает и прекрасно понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Она не выносит приговоров своим героям и не говорит, как следует поступать правильно. Но, думаю, для нее является важным, что читатели обнаруживают в ее книгах именно те негромкие, но важные истины, на которых держится мир: что взрослые отвечают за тех, кто слабее и нуждается в помощи, что добрых людей в мире больше, чем злых, что детям надо читать книжки и как минимум интересоваться, что у них происходит в жизни.Что тут скажешь. Это очень-очень здоровое отношение – и к жизни, и к людям, и к литературе. Маша Трауб – это писатель здорового человека.При этом у нее могут быть самые разные по настроению книги. Вот, например, «Вторая жизнь». Две девочки, две подружки, две судьбы. Лиза – успешная корпоративная пиарщица, Полина – гинеколог в женской консультации, клуша с двумя детьми и рохлей-мужем. Только потом от Лизы уйдет муж и она будет завидовать своей подруге. А также пытаться найти ответ на вопрос: почему так случилось и в чем она виновата?Пожалуй, самый мрачный роман Маши Трауб – «Продается дом с дедушкой». Писатель Игорь Михайлович Петров – патентованный неудачник. Дожил до старости, мечтал стать автором романов, но известность ему принесли книжки детских рассказов, которые он когда-то сочинял для своих детей. И теперь он проводит творческие вечера в библиотеках, оставляет автографы на книгах, фотографируется с детьми и их мамашами, и тоска, тоска гложет его сердце. Потому что, как водится, все могло быть иначе. Он мог не жениться на Ларисе, с которой прожил всю жизнь и которую тихо ненавидит (и Ларису, и жизнь). Мог жениться на секретарше издательства Люсе, которая когда-то верила в его талант и терпела его пьяные загулы, но роман длился недолго и давно закончился. И вообще все закончилось в жизни писателя Петрова. Умрет жена, разъедутся дети, останется он сидеть в самой дальней комнате старой дачи, а дачу-то возьмут и на продажу выставят.Не менее серьезные вещи происходят в другом, также недавно изданном романе «Всегда кто-то платит». Четыре женщины: немного аутичная и черствая Ксения, ее мать, неприспособленная к жизни и романтичная Елена, которая вышла замуж за Анатолия, жутковатого типа с фамилией Цухло. У Анатолия есть взрослая дочь Анна и бывшая жена, хитрая и себе на уме, Светлана. Потом Анатолий заболевает. Болезнь неизлечимая, опухоль мозга. Он изводит женщин, которые пытаются ему помочь, и сама эта история показана глазами всех четырех героинь. Одни и те же события в разных интерпретациях могут выглядеть и как хорошие поступки, и как совершенно безумные. Книга тяжелая, мрачная, совсем не похожа на веселую и оптимистичную прозу Маши Трауб. Но это важный разговор о болезни, смерти, любви и ответственности. И важная книга для самой Трауб. Она сумела виртуозно выстроить эту историю, где у каждой героини своя правда, своя картина мира и свои представления о том, кто во всем виноват. Великолепно.Вослед курортному сезону интересно будет прочесть роман «Уважаемые отдыхающие!» – легкое ироничное повествование о жизни персонала некоего пансионата, который готовится принимать гостей, а пока работники учреждения разбираются друг с другом. Связывают их сложные отношения, симпатии и антипатии, которые тянутся десятилетиями. Есть настоящие находки, например бывшая учительница Инна Львовна, которая своими жалобами во все инстанции способна свести с ума любого. Или мелкий карьерист Федя, мечтающий когда-нибудь восседать за столом с табличкой «Администратор». Или стихийный пофигист Ильич, для которого нет ничего лучше, как сидеть, вытянув ноги, и наслаждаться шумом прибоя. Хорошая книжка, которую будет кстати взять с собой в дорогу, отправляясь куда-нибудь к морю на отдых.Хотя моя читательская любовь принадлежит так называемому автобиографическому циклу в серии «Проза Маши Трауб», где писательница (или ее лирическая героиня) рассказывает о себе, своей жизни, своем детстве на Северном Кавказе. Одна из самых новых книг, написанных в жанре автобиографического иронического романа, «Второй раз в первый класс» – продолжение бестселлера «Дневник мамы первоклассника», который я, как и многие другие читатели (и родители школьников), перечитываю постоянно. Только если в «Дневнике…» описывались приключения, сопровождавшие начало школьной учебы старшего сына Васи, теперь Маша Трауб рассказывает о том, как в школу собирается младшая дочка Сима, Серафима. В общем-то, все, за что мы любим прозу Трауб, в этой книге присутствует: забавные истории, неожиданные детали, колоритные персонажи, подсмотренные в жизни.А последней на сегодняшний день книгой, вышедшей в серии «Проза Маши Трауб», тоже стало автобиографическое повествование «Моя бабушка Лермонтов». Сама Маша Трауб говорила в интервью: «Моя бабушка была журналистом, главным редактором районной газеты. Она писала всегда – репортажи, книги, сказки, стихи. Мое детство прошло в редакции газеты и в типографии. Я засыпала под стук клавиш механической печатной машинки. Бабушка безумно любила свою работу, свое дело. Может, поэтому я сначала стала журналистом. Но потом я усвоила один урок: писательство – это тяжелый труд, каждодневный. Это такая же профессия, как и все остальные». Об этой замечательной женщине и рассказывает книга «Моя бабушка Лермонтов» – по сути, сборник воспоминаний, историй о бабушке писательницы, которая жила на Северном Кавказе, работала редактором районной газеты, в 65 лет решила выйти замуж, и автор, ее внучка, любила свою бабушку так, что даже отказывалась откликаться на имя Мария, потому что так звали бабушку, а имя Мария еще надо заслужить. Отличная проза, цветистая, кавказская, с массой полузабытых подробностей (умеют ли нынешние дети свистеть в стебель зеленого лука? А знают ли они вкус пирога со свекольной ботвой?). Если любите рассказы Фазиля Искандера, то книга «Моя бабушка Лермонтов» мне показалась очень похожей на них.Я бы добавил к перечисленным книгам еще три-четыре книги Трауб, которые рекомендую прочесть всем, – и «Истории моей мамы», и «Внимание – дети!», и «Дневник мамы первоклассника», и «Еще один стул». В чем настоящая красота этой прозы, даже если она выдумана от начала до конца? Маша Трауб рассказывает истории, которые происходят с нами, нашими знакомыми, нашими коллегами, и истории эти не то, что называется «жизненные», они прежде всего чрезвычайно кинематографичные, объемные. Не знаю, снимались ли фильмы по книгам Маши Трауб, но та же «Вторая жизнь» читается как сценарий хорошего психологического сериала. История о любви и предательстве. Может быть, это и не высокая литература, может, даже женский роман, но это достойная, добротная, очень человеческая проза.
Комментарии