К каждому ребенку в школе №1248 мы находим индивидуальный подход. Школьный психолого-педагогический консилиум разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на основе заключения Центральной психолого-педагогической комиссии и индивидуальной диагностики ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по нескольким направлениям:
- Диагностическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Консультативная работа.
- Просветительская работа.
Диагностическое направление работы включает индивидуальное обследование, изучение медицинской карты, проведение индивидуальной беседы с родителями, что позволяет собрать подробный анамнез.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает помощь в освоении содержания образовательной программы и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья.
На занятиях у наших детей происходит:
– активизация познавательной деятельности;
– повышение уровня умственного развития;
– коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма);
– развитие различных видов мышления;
– коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Эти дети требуют специальной подготовки и большого терпения. Этим ребятам обязательно нужны мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к обучению. Очень важно максимально опираться на возможности ребенка. Добиться высоких результатов в нашей работе позволяют тщательный подбор дидактического и наглядного материала к занятиям, грамотное распределение времени на каждый этап занятия, использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия, компьютерных технологий и технических средств обучения.
На коррекционно-развивающих занятиях ребенок, работая над своей проблемой и добиваясь успеха, видит положительный результат, что позволяет ему чувствовать себя успешным.
Для успешной работы необходимо:
– работать над речевой системой в целом (это фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь, чтение и письмо);
– максимально опираться на использование сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного);
– часто повторять упражнения с элементами новизны для закрепления материала;
– менять виды деятельности для профилактики быстрой утомляемости;
– подавать материал от простого к сложному;
– использовать конкретный и доступный материал заданий;
– использовать умеренный темп работы;
– постоянно поддерживать интерес к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность);
– использовать различные образовательные технологии (ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологию дифференцированного обучения).
Еще одним немаловажным направлением в работе является консультативная работа – это обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей и учителей по вопросам реализации специальных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
– разработку индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка;
– консультирование учителей начальных классов по выбору методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
– оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем комплексе проводится большая просветительская работа, целью которой является повышение уровня компетенций в вопросах обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья всех участников образовательного процесса.
Осуществляя работу по этому направлению, мы используем различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является значимой частью в образовательном процессе. Оно развивает и коррегирует речевое и умственное развитие школьников, формирует предпосылки к освоению школьной программы, позволяет решать задачу успешной социализации детей.
Кира КРЮКОВА, учитель-логопед школы №1248
Комментарии