Инновационные программы каждый вуз – победитель конкурса в рамках нацпроекта «Образование» характеризует по-разному. Кто-то дает им определение «двигателя», кто-то сравнивает с «марш-броском». Ректор Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Геннадий БОРДОВСКИЙ уверен, что инновационная программа вуза оказалась тем необходимым катализатором, который ускорил масштабные процессы во всем коллективе.
– Я не ожидал такого мощного эффекта. Например, в два раза больше, чем планировали, оказалось кафедр, вступивших в работу. Можно сказать, что первый шаг на пути построения инновационного университета мы сделали, потому что заложили идеологическую основу и подготовили определенное количество кадров, которые будут работать в новой инновационной идеологии. Модернизировали более 130 аудиторий, создали 4 новых ресурсных центра и Всероссийский ресурсный центр интеллектуальных технологий. Открыли 7 лекционных залов, оборудованных видеоконференциями, а беспроводной доступ в интернет появился во всех корпусах. Более 1000 преподавателей прошли стажировку, в том числе и за рубежом.
– Геннадий Алексеевич, инновационная программа вуза называется «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». А в чем конкретно заключаются «гуманитарные технологии в социальной сфере»?
– Сегодня уже никого не надо убеждать, что главные проблемы развития нашего государства лежат не в материальной, а в духовной сфере. Сложнейшие проблемы восстановления духовно-нравственного здоровья нашего общества не могут быть решены на базе сложившихся в советское время методов воспитания. Все, кто этим озабочен, начиная со школьного учителя и до директора фирмы должны получить в помощь новые высокие технологии работы с людьми, основанные на современных достижениях педагогики, психологии, философии, науки управления, развития информационной сферы.
Сложившееся за многие годы разделение наук на гуманитарные и точные – еще одна причина трудного становления и принятия гуманитарных технологий многими людьми.
Специалисты в области гуманитарных наук, глубоко понимая духовную сферу человека, не владеют технологическими навыками выстраивания своей работы. С другой стороны, так называемые технари всегда мыслят и работают в технологической парадигме, но зачастую не понимая внутреннего мира человека, поэтому «гуманитарный технолог» – это действительно новая специальность.
Основная цель инновационной образовательной программы университета – обеспечение подготовки качественно новых специалистов, в том числе педагогов, владеющих гуманитарными технологиями. Их деятельность будет направлена на созидательное взаимодействие и диалог между социальными и профессиональными группами, конфессиями и этносами в современном поликультурном обществе, на формирование толерантного сознания. Социализация, адаптация, социальное ориентирование, гуманитарная аналитика и гуманитарная экспертиза, социальная диагностика и профилактика, семейные ценности и воспитание – это далеко не полный круг проблем, на решение которых направлены наши усилия.
– То есть новый специалист – это…
– Специалист, который прежде всего обладает современным видением человека. Главная проблема работы с людьми, как правило, узкопрофессиональный взгляд на человека. А проблема человека сложна. Она – синтетическая. Ее можно решить за счет способностей самого профессионала интегрировать необходимые знания в области философии, психологии, управления для того, чтобы уметь решать проблемы другого человека.
– Геннадий Алексеевич, а какие инновации были осуществлены в образовательной практике?
– Мы провели исследование рынка труда и запросов работодателей, включили их в образовательный процесс. В ходе реализации инновационной образовательной программы были разработаны 17 междисциплинарных образовательных модулей. В разработку учебно-методических комплексов были вовлечены лучшие научно-педагогические кадры университета из 17 структурных подразделений (всего около 200 человек).
В учебно-методических комплексах разработанных модулей применяется система новых методик и стратегий, используемых на занятиях, прослеживается увеличение доли самостоятельной работы студентов и ориентация на учет индивидуальных особенностей обучающихся, предусмотрены новые формы и требования к текущей и итоговой аттестации.
– Для будущих учителей особенно важна педагогическая практика…
– Именно поэтому мы разработали новую концепцию и методическое сопровождение практик студентов.
В прошлом году мы заключили более 50 договоров на проведение практик, включающих проблематику гуманитарных технологий. Среди партнеров университета и площадок для практик студентов наряду с образовательными учреждениями города и области появились новые структуры – агентства и центры СМИ и коммуникаций, различные производства и бизнес-структуры, учреждения государственной власти.
– А профессорско-преподавательский состав университета готов решать инновационные задачи обучения специалистов на основе гуманитарных технологий?
– Для этого преподаватели активно повышают свою квалификацию, в том числе и через участие в реализации инновационной программы, междисциплинарных исследованиях, которые объединили преподавателей разных кафедр и факультетов в интегративной теме.
Сегодня уже можно говорить об определенной системе использования гуманитарных технологий: направленных на себя – технологий рефлексивного обучения; направленных на другого (студента) – технологий консультирования, сопровождения, поддержки; направленных на группу (студенческая группа, студенческие и профессиональные сообщества, работодатели, родители, коллеги) – технологий модераторства, тьюторства, коллективного исследования; направленных на социум – технологий общественных дискуссий, публичных докладов. В свою очередь эти изменения заметно влияют на изменение профессиональных акцентов в работе преподавателей – от ведущей роли лектора к усилению таких профессиональных ролей, как консультант, тьютор, проектировщик, технолог.
– Геннадий Алексеевич, что дал первый этап реализации программы университету?
– Значительно расширился круг потенциальных работодателей вуза. Здесь оказались не только образовательные учреждения и социальные службы, которые являются основными партнерами педагогического вуза, но и работодатели, представляющие сферу промышленного производства, топливно-энергетического комплекса, транспортных коммуникаций, финансовой сферы. Это привело к тому, что университет начал активно осваивать новые сегменты рынка труда и рынка образовательных услуг.
Уже видно, что нам предстоит реструктуризация системы управления университетом, переход к проектно-программным методам управления. Мы ожидаем обновления качества университетского образования за счет внедрения нелинейной организации образовательного процесса с использованием гуманитарных образовательных технологий. Будет развиваться и многоуровневая система образования. А еще появятся новые образовательные программы, отвечающие потребностям рынка труда.
Санкт-Петербург
Комментарии