Мария Хрисанфовна Свентицкая (1855–1932), замечательный педагог-гуманист, видная деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Впервые в России она сумела создать уникальную образовательную систему: детский сад – школа. Сформулировала основные принципы воспитания, которые имеют непреходящее значение.
Основоположник преемственности детский сад-школа
Мария Херсонская, это ее девичья фамилия, родилась 25 (13) марта 1855 года в Нижнем Новгороде. В 1871 году окончила педагогический класс при Нижегородской женской гимназии, а в 1881 году Московские высшие женские курсы. С 1873 года работала учительницей.
Мария Хрисанфовна стояла у истоков становления отечественного дошкольного образования. В 1907–18 годах руководила в Москве частной гимназией с совместным обучением мальчиков и девочек и детским садом при ней (с 1910).
М.Х. Свентицкая основоположница осуществления преемственности дошкольного и начального образования. Созданную ею частную гимназию вполне можно охарактеризовать как Образовательный комплекс. Это было уникальное образовательное учреждение, первым в России соединившее под одной крышей детский сад и начальную школу. В этом комплексе все было необычным: и единая программа развития, и особый подход к образованию детей. Деятельность детского сада была известна далеко за пределами Москвы. Опыт работы был обобщен ею в книге «Наш детский сад», опубликованной в 1913 году.
В 1913–17 годах М.Х. Свентицкая вела большую общественно-педагогическую работу – была Председателем комиссии по дошкольному воспитанию Московского кружка совместного воспитания и образования детей. Значительный вклад внесла Мария Хрисанфовна в подготовку кадров дошкольных работников. Преподавала методику рассказывания на курсах по дошкольному воспитанию при Университете Шанявского (1914–15), а позднее на центральных курсах Наркомпроса (1918–19).
В 1919–24 годах заведовала дошкольным отделом Детского городка им. III Интернационала при Наркомпросе РСФСР.
Разумное свободное воспитание
В учебно-воспитательных заведениях М.Х. Свентицкой была выработана единая педагогическая система для школы и детского сада, основанная на так называемом методе «разумного свободного воспитания» – сочетании естественного развития ребенка с систематическим последовательным воспитанием и обучением. Под свободой ребенка подразумевалось его освобождение от насилия над детской природой, самостоятельность и активность личности.
Мария Хрисанфовна считала, что в детском саду ребенок должен чувствовать себя как дома — просто, легко, свободно и весело. А для этого необходимы внимательное и заботливое отношение к каждому ребенку, индивидуализация приемов и форм воспитания, отсутствие насилия над ребенком, обилие интересных для ребенка игр и занятий, общая атмосфера спокойствия и ласки, но вместе с тем последовательность и твердость в исполнении поставленных требований.
По сути в условиях частного детского сада Свентицкой возник и эффективно сформировался личностно-ценностный подход в дошкольном воспитании.
Перспективная модель детского сада
М.Х. Свентицкой были сформулированы основные принципы дошкольного воспитания: учет возрастных особенностей и индивидуальный подход к ребенку, предоставление детям возможности для проявления инициативы и самостоятельности, установление определенных норм нормального поведения, повседневное изучение детей.
На этой же содержательной основе продолжалось развитие детей в начальной школе, чему благоприятствовало то, что в комплексе осуществлялось единое управление.
Руководители «модулей» были самостоятельны в определении тактики решения задач, но общие цели и подходы они разрабатывали вместе с М.Х. Свентицкой. Также регулярно проходили и совместные педсоветы воспитателей детского сада и учителей школы.
Руководитель вместе с коллективом разработала детальную схему отчета и учета работы. Свентицкая требовала конкретной постановки воспитательных задач, определения «условий, способов и приемов для достижения целей».
Детский сад она рассматривала как переходную ступень к школе. Педагог выдвинула ряд методов и организационных принципов деятельности детского сада:
- чередование свободных и организованных занятий и игр;
- количество детей в группе не более 15 человек, с постоянной воспитательницей, которая по желанию могла продолжать работу с детьми и в начальной школе;
- тесное взаимодействие с семьей.
Был выработан четкий режим дня: в 10 часов начинались групповые занятия по предложению воспитателей; с 11 до 12 — свободные игры и занятия детей во дворе или в помещении; в 12 часов — завтрак; с 12.30 до 13.30 — подвижные игры под музыку, пение; с 13.30 до 14 — второе занятие, после которого дети расходились по домам.
От младшей группы – до окончания начальной школы
В системе воспитательной работы большое место отводилось руководящей роли воспитателя. Более того, «изюминкой» являлось то, что педагог брал детей в младшей группе детского сада и выпускал их из начальной школы. Благодаря этому в процессе воспитания наиболее полно учитывалась индивидуальность ребенка и обеспечивалась преемственность между ступенями образования.
Мария Хрисанфовна сформулировала требования к воспитательнице, выработала правила поведения, сформулированные как педагогические требования к детям. При этом ведущая роль отводилась творчеству педагога, умеющего подойти к ребенку индивидуально.
В образовательном комплексе осуществлялась целенаправленная методическая работа: проводились еженедельные собрания руководительниц, на которых анализировалась проведенная работа, намечались задачи, проходило взаимное обучение на почве практического дела. Главное внимание в детском саду уделялось всестороннему развитию личности детей.
Вместе с семьей
По убеждению М.Х. Свентицкой результативности форм, методов и приемов взаимодействия с детьми в детском саду нельзя достигнуть без взаимодействия с семейным воспитанием. Вдохновляясь идеей о том, что «воспитание является делом общим для семьи и детского сада» М.Х. Свентицкая выступала за поддержание постоянного общения с родителями с целью гармонизации, успешности такого «большого и прекрасного дела, каким является воспитание детей».
По ее утверждению, «в России преобладают два взгляда на детский сад – как суррогат семьи, как первая ступень школы. Мы думаем, что и при самых лучших условиях пребывание ребенка в течение нескольких часов в детском саду так же необходимо для его правильного развития, как и дальнейшее пребывание в школе, так как ни одна семья, как бы не были хороши ее условия, не в состоянии дать ребенку все то, что ему нужно на этой ступени жизни».
В данной связи Мария Хрисанфовна акцентировала внимание на необходимости тесного взаимодействия воспитателя с родителями, совместного с ними решения проблем, в том числе и социального становления ребенка. Она ратовала за единение между детским садом и семьей на основе «взаимного понимания и взаимного доверия».
В связи с этим она разработала и с успехом реализовывала в своем детском саду ряд путей взаимодействия воспитателя с семьей – от права посещения детского сада родителями до совместной работы в «Родительском клубе».
Подлинный гуманизм
Содействуя семье в ее заботах о физическом, умственном и нравственном воспитании детей дошкольного возраста детский сад должен, по мнению Мария Хрисанфовны, наряду с правильной постановкой физического ухода за ребенком, развитием и укреплением его воли, умственных и творческих способностей, формированием полезных навыков, воспитывать у ребенка нравственные, общественные и эстетические чувства и качества. Среди таких общественно значимых, «желательных нравственных качеств детей» она выделяла, в частности, «отсутствие эгоизма, правдивость, искренность, благожелательное отношение к товарищам, любовь к людям и животным, сдержанность и вежливость, которые воспитываются в детях и занятиями, и играми, и просто общением с детьми и воспитательницами».
Вся атмосфера детского сада, руководимого М.Х. Свентицкой, была пронизана «известными нравственными требованиями», которые «невольно воспитывают души маленьких питомцев».
Мария Хрисанфовна подчеркивала, что детский сад «ничем не заменимое влияние товарищей в социальном становлении ребенка». При этом она имела в виду не товарищество «знакомых детей» в условиях семейного воспитания, а товарищество детей в детском саду, где «состав детей и богат, и разнообразен», а дети – «действительные товарищи и в работах, и в играх».
В таком детском саду «нет произвола, случайностей, каприза, что всегда возможно в семье, по мере того, как влияние товарищества растет, уменьшаются и, наконец, совсем исчезают эти неприятные проявления детского эгоизма и нетерпимости; развивается уступчивость, благожелательное отношение к товарищам, и дети начинают испытывать высокое чувство радости предоставления удовольствия другому».
Роль этого товарищества М.Х. Свентицкая усматривала в «незаменимом» воспитательном влиянии детей друг на друга; «своим отношением они легко отучают товарищей от неуступчивости, эгоистических выходок, ссор, драки». Замечания детей типа «Мы не хотим с тобой играть, – ты дерешься», отмечала Мария Хрисанфовна, «действуют несравнимо лучше, чем самые серьезные внушения взрослых». «А какое громадное влияние, – подчеркивала она, – на развитие общественных чувств оказывает совместная работа, общие прогулки и игры и общее подчинение одним и тем же правилам, одним и тем же, установленным для всех порядкам!».
Детей приучали прекращать игру с началом организованных занятий, внимательно слушать объяснения воспитательницы, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, ласково обращаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти навыки вырабатывались постепенно организованным проведением занятий и воздействием воспитательницы на детей, в общении с ними в играх и во всей жизни детского сада.
Плодотворная методика
Важнейшим направлением деятельности являлось развитие детского творчества. Большое внимание уделялось игре, и разнообразным творческим делам. В детском саду воспитанников постоянно вовлекали в подготовку спектаклей, музыкальных и литературных праздников. Значительное место занимало художественное творчество.
Содержание занятий в детском саду Свентицкой включало:
- наклеивание разноцветных бумажек и составление из них фигур (мозаика);
- раскрашивание картинок;
- вышивание цветными нитками;
- сгибание бумаги, вырезывание;
- постройка из кубиков, кирпичиков, песка, работы из деревянных спичек;
- групповые работы с песком;
- рисование и лепка;
- пение под аккомпанемент рояля и без него;
- подвижные игры;
- беседы по картинам;
- разучивание стихов, песен.
В начальной школе, где уже происходило систематическое обучение, так же акцент делался на стимулирование творческих способностей детей. Совместно с родителями организовывались спектакли, различные праздники.
Систематически проводились занятия, которые развивали у детей сенсорику и моторику. Дети ежедневно вырезали и выпиливали, занимались плетением, работали с картоном, выкладывали мозаичные панно. Много места занимали трудовые упражнения.
Важным направлением выступала деятельность по оздоровлению детей, гигиене. Специально продуманные упражнения способствовали закаливанию. В детском саду обращалось большое внимание на воспитание ценных навыков, привычек и умений, навыков личной гигиены, развитие ловкости, быстроты движений. В саду работала «Гигиеническая комиссия», выбранная из среды родителей, способствовавшая оздоровлению жизни ребенка в семье.
Талантливый рассказчик
М. X. Свентицкая исключительное значение среди игр и занятий придавала рассказам и беседам, считая, что они больше, чем другие занятия, помогают решать задачи умственного развития, развития речи и мышления, обогащают знания об окружающем мире. Она разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. Широко применяла рассказы и свободные беседы по картинкам, предпочитая их чтению; важную роль отводила народной сказке. Актуальны ее рекомендации о проведении так называемых свободных бесед, в которых дети сами ставят вопросы и в непринужденной форме обсуждают их с воспитателем.
Что касается художественного слова, то Мария Хрисанфовна предпочитала живое рассказывание педагога, а чтение доступных детям книг – только для старших групп. Она руководила кружком рассказчиков, работавшим при Московской детской библиотеке им. Грибоедова, занималась отбором произведений, писала рассказы для детей дошкольного возраста, читала лекции для дошкольных работников по методике рассказывания.
Сама М.Х. Свентицкая была талантливым рассказчиком и свой опыт обобщила в книге для воспитателей «Рассказывание», опубликованной в 1916 году. Она составила прекрасный сборник «Русские народные сказки для маленьких детей» (1913), опубликовала несколько сборников сказок, рассказов, стихотворений для начального чтения, издала указатель литературы для художественного чтения и рассказывания для каждой возрастной группы.
Итоговым произведением М.Х. Свентицкой в этом жанре стал сборник «Сказки и рассказы детского сада». Мария Хрисанфовна стремилась изложить сказки и рассказы именно так, как они рассказывались, ограничившись только обработкой литературного материала и дав «рассказ» приблизительно, предоставив простор для самостоятельной работы рассказчицы.
Осталась навсегда
После Октябрьской революции М.X. Свентицкая по своей инициативе передала детский сад в ведение Наркомпроса. Детское учреждение действовало в составе «Городка им. III Интернационала», где до середины 1920-х гг. еще удавалось реализовывать гуманистические педагогические идеи. На этом заключительном периоде Мария Хрисанфовна считала, что конечная цель работы детского сада – подготовка будущего общественного деятеля. Умерла Мария Хрисанфовна 20 апреля 1932 года в Москве.
Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии