search
main
0

Мария КАПИЦА: Я хочу пожелать вам жить увлеченно, с интересом, юмором. Именно так жил мой дед

​В октябре в школе №1557 состоялся знаменательный праздник – первый «капичник». В гостях у ребят, педагогов и родителей побывала Мария КАПИЦА – внучка великого физика и нобелевского лауреата Петра Леонидовича Капицы. Мария Сергеевна приняла участие в празднике, а также от имени своей семьи подписала согласие на присвоение школе имени П.Л.Капицы. Мария Сергеевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии труда факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Каким был Петр Леонидович? Сложно ли быть внучкой великого ученого?  Какое влияние оказал Петр Леонидович на своих внуков? Как жилось семье нобелевского лауреата?  На эти и другие вопросы и ответила Мария Сергеевна, выступая перед собравшимися: – Здравствуйте, дорогие ребята, педагоги, все, кто вкладывает душу в эту замечательную школу.Я всего лишь внучка, не более того.  После таких высоких достижений деда нам, следующему поколению, просто даже как-то неудобно было «соваться» в высокую науку (смеется). Я стала психологом, брат мой был лингвистом, сестра – врач. Но всю жизнь мы ощущали на себе ауру Петра Леонидовича, который был не только великим ученым, но и замечательным человеком. На протяжении своей 90-летней жизни ему пришлось пережить множество неприятностей. Но каждый раз, когда казалось, что уже невозможно начать все сначала, он делал это и опять достигал высот, которых мало кому удавалось достичь. Это всегда было для нас примером жизненной стойкости. Меня часто спрашивают: «А каким он был дедушкой?» А он не был дедушкой. Он был для нас чем-то… инопланетным, невероятным, непостижимым. Лишь когда я стала взрослой и смогла изучить множество материалов о нем (и его переписку со Сталиным и другими вождями, и воспоминания о нем других людей), передо мной открылась личность деда во всех гранях…  Я отношусь к Петру Леонидовичу с пиететом, с восторгом. Я считаю, что мне очень повезло. У меня сохранилась его фамилия. Я очень рада и надеюсь, что все получится, и ваша школа будет носить имя этого замечательного человека. И тогда каждый из вас сможет прикоснуться к личности Петра Леонидовича, который является примером жизнестойкости, учености, порядочности… Уверена, это может помочь кому-то из ребят многого достичь и в науке, и в жизни.Знаете, что мне хочется вам пожелать? Петр Леонидович всем в своей жизни занимался с огромным интересом и увлечением, он горел каждым своим делом. Иногда ему приходилось менять сферу своих научных интересов, и происходило это отнюдь не по его воле. Но тем не менее он всегда находил в этом массу интересного. И чем только он не увлекался! Кстати, Петр Леонидович очень ценил хороший юмор и страстно любил анекдоты. Это помогало ему справляться с жизненными  трудностями.Я хочу пожелать вам, ребята, жить увлеченно, с интересом, юмором. И все у вас получится!Ребята задали Марии Сергеевне вопросы.- Что ваш дедушка рассказывал о Резерфорде и об Англии?- Петр Леонидович попал в Англию волею судьбы в 1921 году, после страшной семейной трагедии, когда погибли его отец, жена и двое детей. Видимо, Резерфорд почувствовал, что это человек, на которого стоит обратить внимание. Он разрешил ему остаться в своей лаборатории. И впоследствии они были как отец и сын. Иметь такого учителя в жизни очень важно.- Тяжело ли быть внучкой Капицы?- Тяжело. От меня всегда ожидали многого. Вот как сейчас: вы пригласили меня к себе на этот праздник как важного гостя, хотя я лишь его внучка.- Расскажите, пожалуйста, как жила ваша семья.- Наша семья жила хорошо. Нам повезло: никто в нашей семье не был расстрелян, репрессирован…  Конечно, приходилось преодолевать трудности, это было неизбежно. Но мое детство, детство брата, сестры было счастливым. Мы не ездили за границу, но мама много возила нас по интересным местам России. Я бывала на Дальнем Востоке, в Карелии, на Крайнем Севере, на Кавказе… В нашей стране много интересного. А в Англию я впервые попала, будучи уже взрослой, и была очень сильно удивлена.  Сейчас, наверное, такое уже невозможно. У вас, ребята, гораздо больше возможностей, вы многое знаете и видите. Очень важную роль в благополучии нашей семьи играли женщины – моя бабушка, жена Петра Леонидовича, и моя мама.  Петр Леонидович сумел создать потрясающую семью, и все мы тоже очень стараемся. Семья – это очень важно, за нее надо держаться.Жизнь Петра Леонидовича, в которой так много времени и сил было посвящено науке, была очень оберегаема семьей. И это тоже играло свою роль. – Расскажите, пожалуйста, о дружбе Петра Капицы и Льва Ландау.- Это пример великой дружбы. Пример того, как должен вести себя порядочный человек, если его друг попадает в беду. Так получилось, что Ландау был арестован и целый год провел в тюрьме. Петр Леонидович писал письма руководству страны о том, что Лев Ландау не мог сделать ничего плохого, что он великий человек, которого нужно отпустить на свободу, и что он за него ручается. И Льва Ландау отпустили. – Повлиял ли дедушка на ваш выбор профессии?- Повлиял, но косвенно, методом исключения. То есть физика была исключена полностью (смеется). Окончив школу, я поступила на факультет психологии МГУ. Решение свое я принимала совершенно самостоятельно и никогда впоследствии не жалела о нем.В заключение Мария Сергеевна пригласила школьников в Музей-кабинет Петра Леонидовича Капицы, где все настоящее, каким было при жизни этого замечательного человека. Там хранятся даже те приборы, которые Петр Леонидович использовал, когда работал в Англии у Резерфорда.В мае 2017 года группа школьников, учителей и родителей уже успела побывать в музее и проникнуться духом этого удивительного места. А теперь с этой экскурсией, которая была записана на видео от первого до последнего слова, могут ознакомиться все, кто учится и работает в школе. Но и настоящие, живые экскурсии, конечно, тоже еще будут. Ведь увидеть своими глазами приборы, созданные руками Капицы, мантию, в которой ему была вручена Нобелевская премия по физике, и сам диплом, личные вещи, картину пера Б.М.Кустодиева «Портрет профессоров П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова» (1921 год), услышать живой рассказ о жизни великого ученого – это дорогого стоит! Свет малой планеты KapitsaВ ноябре 2017 года музею школы №1557, в котором сегодня создается экспозиция, посвященная Петру Леонидовичу Капице, был передан уникальный документ – это официальное свидетельство о присвоении имени Петра Леонидовича малой планете, которое подписано вице-президентом РАН Ж.И.Алферовым и директором Института прикладной астрономии Д.В.Ивановым.Малая планета (3437) Kapitsa была открыта 20.10.1982 г. сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л.Г.Карачкиной.  Дочь Людмилы Георгиевны работает в школе №1557 учителем математики, а внуки учатся в 7-м и 11-м классах.Жорес Иванович Алферов, которым подписано свидетельство о присвоении имени Капицы малой планете, был лично знаком с Петром Леонидовичем и безмерно уважал его:- В современной ситуации, прежде чем принять какие-либо важные решения, мы в институте Капицы пытаемся понять, как бы поступил в этой ситуации Петр Леонидович. И это есть наш «критерий истины».Из «Монологов о Капице» Ж.И.Алферова: «С Капицей я познакомился в 1973 г., когда он уже был очень пожилым человеком. Разумеется, и раньше я его видел на собраниях, запомнил его блестящую речь на юбилее Физтеха в 1968 г., когда альма-матер советской физики исполнилось 50 лет… Запомнилось сравнение, которое он провел между возрастом людей и возрастом научных учреждений. Последние, как и все на свете – звезды, цивилизации, люди, – рождаются, живут и умирают. В старости человек становится слишком болтливым и прожорливым. Так и институты: чем старше, тем больше публикуют статей и расходуют средств. И дальше он четко сформулировал мысль о том, как можно сохранить молодость и людям науки, и научным учреждениям. Процитировав Резерфорда – «Капица, я чувствую себя молодым, когда работаю с учениками», – он сказал, что институты останутся вечно молодыми, если будут готовить научную смену».В 2017-2018 учебном году школа №1557 присоединилась к еще  одному проекту – «Академический класс в московской школе». Это значит, что научную смену теперь готовят со школьной скамьи. Вот что значит настоящий капицевский подход!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте